Предварительныя опредѣленія и разъясненія . Примеры привычекъ и инстинктовъ у молодыхъ птицъ 27 Передвиженіе молодыхъ птицъ 54 Дальнѣйшія наблюденія надъ молодыми птицами Наблюденія надъ молодыми млекопитающими . Отношеніе сознанія къ инстинктивному образу дѣйствій • 114 Смышленость и пріобр-ѣтеніе привычекъ . . • 130 Цодражаніе 150 Эмоціи и ихъ отношеніе къ инстинкту . . . 168 Несколько привычекъ и инстинктовъ въ періодъ спариванья Сооруженіе гнізда, высиживаніе и перелетъ птицъ 209 XII. Отношеніе органической эволюціи къ эволюціи психической 237 Наслѣдуются-ли пріобрѣтенныя привычки? . . 253 Варіація и модификація 278 Наслѣдственносіь человека 293 Морган Конви Ллойд Английский биолог и психолог. Родился в Лондоне. Получил образование в Королевской горной школе; ученик выдающегося биолога и естествоиспытателя Томаса Генри Гексли. В 1884 г. стал профессором геологии и зоологии в Бристольском университетском колледже. В 1899 г. избран членом Лондонского Королевского общества. В 1909 г. Бристольский колледж получил статус университета, и К. Л. Морган, сыгравший большую роль в кампании за получение статуса, занял пост первого проректора. В 1910–1919 гг. — профессор психологии и этики в университете. После выхода на пенсию читал лекции по философии, в которых описывал метафизическую концепцию «эмерджентной эволюции».
К. Л. Морган получил известность благодаря разработанному им правилу Ллойда Моргана, представляющему собой приложение закона экономии к объяснению поведения животных. Это правило, известное также как «правило экономии», стало одним из важнейших принципов зоопсихологии. Оно гласит: «То или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале». Известность приобрела и его концепция «эмерджентной эволюции», по которой развитие являлось не только рядом непрерывных восходящих движений, обеспеченных благодаря результирующей (the resultant), но, кроме того, и возникновением совершенно новых закономерностей и рядов развития, вызываемых посредством восходящего (the emergent). |