Обложка Ярошевский М.Г. Иван Михайлович Сеченов: 1829-1905. Путь создателя российской физиологической школы и логика развития науки
Id: 262421

Иван Михайлович Сеченов:
1829-1905. Путь создателя российской физиологической школы и логика развития науки № 121. Изд. 2

URSS. 2021. 424 с. ISBN 978-5-9710-7706-0.

Аннотация

В предлагаемой вниманию читателей книге, написанной крупнейшим историком психологии М.Г.Ярошевским, рассказывается о жизни и творчестве выдающегося ученого, «отца русской физиологии» И.М.Сеченова. Автор книги, опираясь на обширный документальный материал, показывает становление И.М.Сеченова как личности и как ученого, историю его открытий, освещает малоизвестные обстоятельства его биографии. Читатель также пройдет через длинный ряд дискуссий, ...(Подробнее)которые И.М.Сеченов вел как с чуждыми его мировоззрению философами, так и с учеными, которые отстаивали принципы естествознания с такой же убежденностью, как и он сам.

Книга адресована психологам, философам, физиологам, историкам, науковедам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей науки, жизнью и творчеством великих ученых.


Содержание
Логика развития науки и путь ученого. (Вместо введения)5
Глава I. Годы учения15
Детство и отрочество (15). Инженерное училище (16). Московский университет (22). Увлечение психологией (27). Знакомство с передовой биологией (35). В физиологических лабораториях за рубежом (39). Первые замыслы физиологического решения психологических вопросов (43). Интерес к методологии и истории науки (46)
Глава II. Начало русской физиологической школы51
Медико-хирургическая академия (51). «Тезы» (53). Лекции о «животном электричестве» (55). Приглашение в Академию наук (57). Физиологическая лаборатория (58). Публичные лекции «о растительных актах» (60). В борьбе за женское образование (66)
Глава III. Новая схема работы головного мозга69
Философско-психологическая дискуссия начала 60-х годов (69). Кризис в учении о рефлексе (73). Открытие центрального торможения (79). «Рефлексы головного мозга» (89). Принцип «машинности мозга» (94). Функции «мозговой машины» (96). Новое понимание психики (102). Проблема воли и этика «новых людей» (105). Сеченов и герои «Что делать?» (118)
Глава IV. Нейрофизиология и принцип саморегуляции122
Скрытая полемика с Германом (124). Дискуссия с А. А. Герценом и М. Шиффом. Проблема торможения (135). «Физиология нервной системы» (147). Саморегуляция и обратные связи (151). Сеченов и Шеррингтон (162)
Глава V. Рефлекторный принцип в работе органов чувств167
«Физиология органов чувств» (167). Скрытая полемика с Фиком (174). Предвосхищение принципа сенсорного кодирования (179). Органы чувств и родственные им аппараты (181). Сеченов и Гельмгольц (186). Противоречия в учении об органах чувств (193) Работа глаза как модель интеллектуальной деятельности целостного организма (197). Параллель между зрением и осязанием (199). Второе издание «Рефлексов головного мозга» (205). Уход из Медико-хирургической академии (216). Зарождение идеи о чувствовании как универсальном регуляторе (220)
Глава VI. Реформа психологии225
Идеи медицинской психологии (226). Отношение к Гербарту и его школе (230). Отношение к новой «опытной школе» (235). Полемика по поводу диссертации Струве (241). Выступление Кавелина против Сеченова (248). Позитивизм в психологии (251). Социальная почва спора о задачах психологии (253). Дискуссия с Кавелиным как скрытая критика опытной школы (256). Стиль сеченовской мысли (260). «Кому и как разрабатывать психологию?» (268). Новое понимание предмета психологии (274). Принцип интериоризации (280). «Психологические этюды» за рубежом (282). После полемики с Кавелиным (287)
Глава VII. От газов крови к физико-химии растворов289
Переход в Петербургский университет (290). Мотивы выбора нового направления (292). Главные достижения (294)
Глава VIII. Эволюционная биология и новое понимание нервно-психической организации299
Влияние дарвинизма на трактовку взаимодействия организма и среды (303). Задача «согласить Гельмгольца со Спенсером» (308). Новое понимание мыслительной активности (314). Сеченов и Спенсер (317)
Глава IX. Физиология нервных центров и двигательных аппаратов322
«Гальванические явления на продолговатом мозгу лягушки» (323). Сеченов и Введенский (329). «Физиология нервных центров» (334). «Очерк рабочих движений человека» (339)
Глава X. Психофизиология и теория познания342
Физиология как союзница материалистического учения о познании (343). Плеханов и Сеченов (351). Мышца как орган наиболее достоверного познания реальности (355). Второе издание «Элементов мысли» (358)
Глава XI. Личность ученого372
Сеченов в XX столетии. (Вместо заключения)387
Основные вехи жизни и деятельности И. М. Сеченова405
Цитируемая литература412

Об авторе
Ярошевский Михаил Григорьевич
Доктор психологических наук, почетный академик Российской академии образования и действительный член Нью-Йоркской академии наук. Крупнейший специалист в области истории, теории и методологии психологической науки.

В 1937 г. окончил Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, учился в аспирантуре. Продолжив свою научную деятельность в Москве, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение А. А. Потебни о языке и сознании» (1945). Позже уехал в Таджикистан, где подготовил докторскую диссертацию, защищенную в 1961 г., и издал книгу «Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века». С 1965 г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР (Москва), где создал и возглавил сектор психологических проблем научного творчества. В последние годы своей жизни активно сотрудничал с Психологическим институтом РАО.

Автор целого ряда книг, среди которых: «История психологии», «Иван Михайлович Сеченов», «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (в соавт. с Л. И. Анцыферовой), «Психология в ХХ столетии», «Школы в науке» (соавт. и ред.), «Сеченов и мировая психологическая мысль», «Историческая психология науки», «Наука о поведении: русский путь», «Теоретическая психология» (в соавт. с А. В. Петровским).