Современная математика уже не такая, какой она была в начале XX века. В ней появилось большое количество новых дисциплин, широко применяющихся на практике. К ним, например, относятся дисциплины, объединенные под общим названием «Дискретная математика». Понимаемая в широком смысле дискретная математика включает в себя теорию чисел, общую алгебру, математическую логику, комбинаторный анализ, теорию графов, теорию кодирования, целочисленное программирование, теорию функциональных систем и др. Дискретность (от латинского discretus — разделенный, прерывистый) нередко противопоставляют непрерывности. Однако при решении сложных практических задач дискретные и непрерывные подходы работают совместно и весьма эффективно, взаимно обогащая друг друга. Дискретная математика является в настоящее время интенсивно развивающимся разделом математики. Это связано с повсеместным распространением кибернетических систем, языком описания которых она является. Кроме того, дискретная математика является теоретической базой информатики, которая все глубже и глубже проникает не только в науку и технику, но и в повседневную жизнь. Настоящая книга выходит уже 6-м изданием. Первые три издания сборника (в 1998, 2002 и 2009 гг.) вышли в издательстве ЮУрГУ, а последующие в издательстве URSS. В 2015 г. задачник переведен на испанский язык. В 6-м издании исправлены выявленные опечатки и улучшены решения некоторых задач. В книге — около 900 задач разной степени сложности. Практически ко всем задачам (кроме задач на доказательство) даны ответы. К наиболее сложным задачам приведены указания и решения. В каждый параграф включены краткие теоретические сведения (отделены от прочего текста серыми линиями) и приведены решения типовых примеров. По темам задач и по структуре, а также по терминологии и обозначениям данная книга соответствует учебнику «Вся высшая математика. Т. 7» (М.: URSS, 2006) и учебному пособию [11], но может использоваться и для самостоятельной работы. Названия первых семи глав сборника совпадают, в основном, с соответствующими заголовками из указанных работ [4] и [11]. Весьма обширная последняя глава содержит задачи повышенной трудности и некоторый дополнительный теоретический материал. А. Ю. Эвнин, 23 ноября 2015 г.
Стр. 128, строки 7 и 10 снизу. Решение задачи 440: Под двумя знаками суммы (строка 10 снизу), а также чуть ниже в отдельной строчке (строка 7 снизу) вместо \sum k_i=n и \sum k_j=n должно быть соответственно \sum ik_i=n и \sum jk_j=n Эвнин Александр Юрьевич Кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики Южно-Уральского государственного университета. Автор более 80 научных публикаций, в том числе одного учебника, 16 учебных пособий, а также статей в журналах «Квант», «Математическое образование», «Математика в высшем образовании», «Математика в школе».
|