Учебное пособие адресовано иностранным учащимся, изучающим русский язык и интересующимся русской культурой. Языковой материал и речевая программа книги соответствуют третьему сертификационному уровню ТРКИ (С1). Основной целью пособия является развитие речи на материале художественного текста – отрывков из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Как известно, художественный текст, ставящий актуальные жизненные проблемы, побуждает говорить, выражать своё мнение по затронутой писателем проблеме, строить продуктивное высказывание. Роман Л.Н. Толстого, энциклопедичный в проблематико-тематическом отношении, является прекрасной основой для монолога-рассуждения, дискуссии. В пособии учащимся предлагается обсудить ряд проблем, связанных с межличностными отношениями, с самореализацией человека и признанием его заслуг обществом, с «войной и миром». Развитие речи предполагает пополнение арсенала языковых средств, поэтому в пособии большое внимание уделяется работе с лексикой и грамматическими конструкциями, встречающимися в тексте романа и актуальными для построения высказывания на его основе. Значительную часть языкового материала составляют стилистически маркированные и экспрессивные средства, что соответствует этапу обучения. Пособие нацелено не только на совершенствование уровня общего владения, но и на развитие речи в профессиональной сфере общения. Третий уровень ТРКИ является обязательным для студентов-филологов (это уровень, с которым они выпускаются из высшего учебного заведения). Курс пособия предусматривает работу по совершенствованию умений монологического высказывания профессионального характера на основе лингвостилистического анализа художественного текста. Преобладающими видами речевой деятельности в учебном курсе, представленном в пособии, являются говорение, чтение и письмо; в определённом объёме представлено также аудирование (предусматривается просмотр фильма С. Бондарчука «Война и мир»). Книга состоит из трёх разделов. В первом разделе даются биографические сведения о Л.Н. Толстом. Во втором разделе представлен основной курс, состоящий из десяти уроков. Третий раздел адресован учащимся-филологам: он содержит сведения, необходимые для лингвостилистического анализа текста (средства национального языка, средства выразительности, функционально-стилевые типы речи, виды речи, разновидности чужой речи, лексико-тематические поля текста, план лингвостилистического анализа, формулировки, используемые при лингвостилистическом анализе текста). Уроки основного курса делятся на следующие рубрики. 1) Рубрика «Пополняем свой языковой багаж». Здесь учащимся для активного усвоения предлагаются лексические и грамматические средства. Лексические единицы отбирались с учётом их представленности в текстовых фрагментах урока и актуальности для обсуждаемой в уроке темы/проблемы. Они объединяются в тематические и лексико-семантические группы; рассматривается также использование лексической единицы в прямом и переносном значениях. Особое внимание уделяется обозначению русской жестикуляции и мимики, что способствует более точному пониманию эмоционального состояния героев (а значит, более глубокому пониманию художественного текста), а также имеет страноведческое значение: учащиеся получают представление о паралингвистической составляющей русскоязычного общения, о специфике мимики и жеста у представителей русской культуры. Что касается грамматических средств, то для работы с учащимися отбирались структуры, представленные в текстовых фрагментах, актуальные для русскоязычной коммуникативной практики (как правило, стилистически маркированные). Многие из структур представляют собой синтаксические фразеологизмы, т.е. синтаксические конструкции, которые строятся не по стандартным моделям. 2) Рубрика «Читаем и обсуждаем текст». В этой рубрике учащимся предлагаются 3-4 текстовых фрагмента. Текстовые фрагменты подбирались таким образом, чтобы учащиеся могли получить представление о проблематике романа, об основных сюжетных линиях, системе персонажей, судьбах главных героев. Фрагменты сопровождаются комментариями, снимающими трудности языкового и страноведческого характера, а также помогающими учащимся разобраться в сюжете произведения. После текстовых фрагментов с комментариями даются задания, контролирующие понимание текста на формальном, содержательном и смысловом уровнях. Задания, контролирующие понимание текста на формальном уровне, предполагают работу с лексикой (семантизация, установление различий между близкими лексическими единицами и т.п.) и грамматическими средствами (объяснение значения грамматической конструкции). Работа с лексическим и грамматическим материалом не только способствует лучшему пониманию художественного произведения, но и демонстрирует работу языко- вого материала в тексте, активизирует этот материал. Внимание учащихся обращается прежде всего на языковые средства, изучаемые в курсе РКИ третьего уровня (переносное употребление временных форм, выражение предельности и интенсивности, порядок слов и др.). Задания, имеющие целью контроль понимания текста на содержательном уровне, представляют собой вопросы по сюжету предлагаемых фрагментов романа. Задания, контролирующие понимание текста на смысловом уровне (вопросы, в том числе вопросы с вариантами ответов, из которых нужно выбрать правильный вариант), проверяют правильность представления учащихся о характере персонажей, причинах их поступков, об авторской позиции и при необходимости уточняют это представление. Для более глубокого понимания текста учащимся предлагаются небольшие отрывки из книг С.Г. Бочарова “Роман Л. Толстого «Война и мир»”, Л.И. Соболева “Путеводитель по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»”. В зависимости от характера текстового фрагмента может быть представлено задание построить репродуктивное высказывание – передать содержание прочитанного фрагмента, расставляя нужные акценты (объясняя причины поведения героев, описывая их эмоциональные реакции и т.п.). 3) Рубрика «Пишем сочинение». Вся предшествующая работа подготавливает составление письменного монологического высказывания – сочинения. Сочинение пишется по тексту романа, как правило, по предложенному плану. 4) Рубрика «Обсуждаем проблему». В данной рубрике представлены задания на построение продуктивного высказывания (монологического или диалогического): учащийся должен выразить своё мнение по предложенной проблеме с привлечением материала прочитанных фрагментов романа «Война и мир», других художественных произведений, а также собственного жизненного опыта. 5) Рубрика «Лингвостилистический анализ текста» предлагает учащимся фрагмент текста романа для лингвостилистического анализа (план лингвостилистического анализа и используемые в нём речевые структуры представлены в третьем, справочном разделе книги). Эта работа имеет целью развитие речи в профессиональной сфере общения и адресована учащимся-филологам. Таким образом, в пособии представлена разноаспектная работа с художественным текстом – материалом, который имеет огромный дидактический потенциал: является источником пополнения лексического запаса – активного и пассивного, демонстрирует употребление в речи изучаемых студентами грамматических явлений, является основой для репродуктивной и стимулом для продуктивной речевой деятельности, является объектом филологического исследования, вводит учащихся в мир русской культуры. Авторы
Марков Владимир Тимофеевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова. Область научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, лингводидактическое описание учебного текста, вопросы культуры речи. Является автором более 70 работ, в том числе трех монографий, посвященных проблемам обучения иностранных учащихся гуманитарного профиля языку специальности, учебника «Современный русский литературный язык» (в соавторстве), учебных пособий «Языковые средства выражения типовых элементов содержания научного текста» (в соавторстве), «Читаем тексты по специальности. Экономика. Экономика зарубежных стран. Социология», «Практикум по культуре речи. Официально-деловой стиль» (в соавторстве), «Методическое пособие по русскому языку и культуре речи для учащихся юридических специальностей», а также статей по лингвистике текста, функциональной стилистике, языку СМИ, методике преподавания РКИ, культуре речи.
Маркова Валентина Алексеевна, место работы - МГУ Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Сфера научных интересов: функциональная стилистика, прагмалингвистика, описание грамматической системы русского языка в целях его преподавания. Автор более 50 работ, в числе которых учебник для иностранных студентов-филологов «Университет. Ступень 1» (в соавторстве), «Программа по русскому языку для иностранных студентов-филологов: практический курс» (в соавторстве), учебные пособия для иностранных учащихся «Буду работать переводчиком», «Выражение обстоятельственных отношений в русском языке. Причина, следствие, цель, условие, уступка, время», «Русский язык в офисе», «Стилистика русского языка. Теоретико-практический курс» (М.: URSS), статьи по стилистике, грамматике русского языка, методике преподавания русского языка как иностранного.
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |