URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Волконский С.М. Человек на сцене: В защиту актерской техники Обложка Волконский С.М. Человек на сцене: В защиту актерской техники
Id: 259771
479 р.

Человек на сцене:
В защиту актерской техники. Изд. стереотип.

URSS. 2020. 182 с. ISBN 978-5-397-07314-1.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1912 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося российского театрального деятеля, режиссера, искусствоведа, критика С.М.Волконского (1860–1937), посвященная исследованию проблемы сценического существования актера. Автор рассматривает вопросы актерской техники, выразительности жеста и голоса; рассуждает о соотношении красоты и правды в изображении героев и событий на сцене, а также о человеке как "материале" искусства; исследует... (Подробнее)


Оглавление
top
Вступленiе
Въ защиту актерской техники
"Донъ Жуанъ" и "Мокрое"
Красота и правда на сцене
Человекъ, какъ матерiалъ искусства
Человекъ и ритмъ
ВЫВОДЫ

Вступление
top
Нестройное для всего божественного безобразно, а стройное прекрасно.
Прекрасное – трудно.
ПЛАТ0НЪ.

Искусство, какъ объектъ изученiя, – химера, въ этомъ пора чистосердечно признаться. Если въ наукахъ опытныхъ, при неизменности въ чередовались причинъ и следствiй, мы въ детскомъ самообольщенiи можемъ думать иногда, что имеемъ дело съ "сущностью" явленiй, когда лишь приводимъ въ ясность собственныя о нихъ представленiя, то о какой же "сущности" можетъ быть речь тамъ, где сила и смыслъ явленiй измеряются степенью воздействiя на наше чувство? Не въ этомъ ли разнообразiи субъективнаго восприятiя самая ценность искусства, поверхъ границъ пространственныхъ и временныхъ соединяющаго техъ, кто одинаково чувствуютъ одно и то же произведенiе? Или есть для человека въ искусстве иное мерило, кроме отзывчивости своего "Я"?

Объективировать себя – большаго не иожетъ дать своим читателямъ изследователь въ области художественныхъ явленiй. И кто это делаетъ искренно, последовательно, съ ясностью для себя и для другихь, тотъ можетъ заслужить какой угодно упрекъ, но только не упрекъ въ недобросовестности.

Отвечаетъ ли настоящая книга этимъ субъективнымъ условiямъ художественнаго "самовыявленiя", не мне судить, но объективно, т.е. не по способу выполненiя, а по содержанiю, она представляетъ совершенно последовательный "ходь", это – парабола: однимъ концомъ она выходитъ изъ безпорядка, другимъ упирается въ РИТМЪ.

Отъ ошибокъ къ правилу, on нарушенiй къ закону, путями смутнаго исканiя, – изъ глухихъ зарослей современнаго сценическаго искусства я вышелъ на чистую поляну Дрезденской Школы Ритмической Гимнастики Жака Далькроза. Передъ музыкальными картинами, передъ пластическими гимнами, въ сочетанiи временнаго съ пространственнымъ сливавшими радости зрительныя съ слуховыми, я понялъ, что я прикоснулся къ корнямъ того искусства, въ которое хочетъ войти человекъ, не того искусства, которому онъ подчиняетъ у природы взятый и умерщвленный материалъ, – краску, дерево, мраморъ, звукъ, – а того, въ которое онъ самъ, живой, съ плотью и кровью своею, изъ жизни входитъ и въ которомъ, вырванный изъ безпорядка, онъ, хотя краткiя мгновенiя, живетъ и движется и дышетъ по закону Ритма.

Предоставляется каждому, кому противенъ застой и дорого ДВИЖЕНIЕ, начать оттуда, куда я пришелъ, и идти туда, где нетъ конца – къ художественному совершенству.

Кн. С.В.

Римъ.

4 мая 1911.


Об авторе
top
Сергей Михайлович ВОЛКОНСКИЙ (1860–1937)

Выдающийся российский театральный деятель, режиссер, искусствовед, критик, мемуарист. Родился под Ревелем (ныне Таллинн, Эстония). Происходил из древнего рода князей Волконских. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета; ученик известного филолога А.Н.Веселовского. По окончании университета работал в Борисоглебском земстве Тамбовской губернии. В 1893 г. приезжал на Всемирную выставку в Чикаго; выступал с докладами на различных конгрессах, проходивших в рамках выставки. В 1899–1901 гг. – директор российских Императорских театров. Основал в Санкт-Петербурге Курсы ритмической гимнастики и в 1912–1914 гг. был их директором. После Октябрьской революции читал лекции по актерской технике в Москве. С 1926 г. жил в Париже, сделавшись одной из самых ярких фигур русского зарубежья. В 1930-е гг. – директор Русской консерватории в Париже.

С.М.Волконский посвятил себя работе в области культуры в самом широком смысле этого слова. Он получил известность как лектор, педагог, беллетрист, критик, режиссер, автор мемуаров, статей, книг, посвященных философии, религии, истории, вопросам актерской техники. Он стал первым русским, совершившим грандиозное лекционное турне (история и литература России) по Соединенным Штатам Америки. За два года его пребывания на посту директора Императорских театров произошли крупные изменения в оперном, балетном, драматическом репертуаре. Его книги, в которых большое место отводилось основам сценической речи и движения – "Человек на сцене" (1911), "Художественные отклики" (1912), "Выразительный человек" (1912), "Выразительное слово" (1913), "Отклики театра" (1914) – высоко ценил К.С.Станиславский, многое из них положивший в основу своей знаменитой театральной системы.


Об авторе
top
photoВолконский Сергей Михайлович
Выдающийся российский театральный деятель, режиссер, искусствовед, критик, мемуарист. Родился под Ревелем (ныне Таллинн, Эстония). Происходил из древнего рода князей Волконских. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета; ученик известного филолога А. Н. Веселовского. По окончании университета работал в Борисоглебском земстве Тамбовской губернии. В 1893 г. приезжал на Всемирную выставку в Чикаго; выступал с докладами на различных конгрессах, проходивших в рамках выставки. В 1899–1901 гг. — директор российских Императорских театров. Основал в Санкт-Петербурге Курсы ритмической гимнастики и в 1912–1914 гг. был их директором. После Октябрьской революции читал лекции по актерской технике в Москве. С 1926 г. жил в Париже, сделавшись одной из самых ярких фигур русского зарубежья. В 1930-е гг. — директор Русской консерватории в Париже.

С. М. Волконский посвятил себя работе в области культуры в самом широком смысле этого слова. Он получил известность как лектор, педагог, беллетрист, критик, режиссер, автор мемуаров, статей, книг, посвященных философии, религии, истории, вопросам актерской техники. Он стал первым русским, совершившим грандиозное лекционное турне (история и литература России) по Соединенным Штатам Америки. За два года его пребывания на посту директора Императорских театров произошли крупные изменения в оперном, балетном, драматическом репертуаре. Его книги, в которых большое место отводилось основам сценической речи и движения — «Человек на сцене» (1912), «Художественные отклики» (1912), «Выразительный человек» (1912), «Выразительное слово» (1913), «Отклики театра» (1914) — высоко ценил К. С. Станиславский, многое из них положивший в основу своей знаменитой театральной системы.