ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Введение. I. Задача этого исследования. Литературный пособия. А. Содержание и методъ изследования. 1 Социальный вопросъ. Социализмъ и марксизмъ. 2. Понятие марк- сизма. 3. Содержание и методъ изследования 3
В. Литературные пособгя для изучения (теоретическаго марксизма). 4 Социалистическая литература. Сочинения не социалистовъ о со- циализме. Литературыыя пособия
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.Исторический материализмъ. И. Теория познания и метафизика Маркса — Энгельса: позитивный материализмъ. А. Научное и философское развитие Маркса. 5. Развитие европейскаго мышления после французской революции. Философия становится политически-социальной и научной (позитивной). Влияние на Маркса и Энгельса немецкой, французской и английской философии. 6. Марксъ подъ влияниемъ Фейербаха переходитъ отъ гегелианства къ позитивизму. Марксъ и Фейербахъ. 7. Переходъ Маркса отъ немецкой философии къ социализму. Марксъ есть немецкий фило¬ софъ по преимуществу. Немецкая философия менее идеологична, чемъ полагаетъ Марксъ. 8. Марксъ и Гегель. Подъ влияниемъ Фейер- баха историзмъ Гегеля у Маркса делается материалистическимъ— исторический материализмь В. Историзмъ Маркса -материалистическая диалектина. 9. Превращение Марксомъ гегелевской диалеготики въ материалисти- ческую. 10. Марксизмъ и дарвинизмъ — диалектика Маркса и совре- менный эволюционизмъ
С Позитивный материализмъ Маркса. 11. Определение материализма Марксомъ и Энгельсомъ. 12. Некри- тический объективизмъ и вульгарный материализмъ Маркса и Эн- гельса. Ихъ догматизмъ. 13. Позитивизмъ Маркса и Энгельса. Пози- тивная наука противъ метафизики и идеологии. 14. Позитивистическое учение объ антропоморфизме. Мифъ и критика. Идеология. 15. Опре- деления понятия философии у Энгельса. (Логика и диалектика. 16. Си- стема наукъ Маркса и Энгельса. Проблема классификации и орга- низации наукъ есть логическая и социальная. 17. Историческия науки Энгельса. Преувеличенный историзмъ Маркса и Энгельса. Реализмъ противъ историзма. 18. Марксъ и Энгельсъ, какъ социологи. Социа- лизмъ и социология. 19. Натурализмъ Маркса и Энгельса: социалризмъ и естествознание. Демократично ли естествознание? 20. Социалисти- ческое популяризирование науки. Рабочие и философия. Теория и прак- тика. 21. Объективизмъ Маркса. Марксизмъ, какъ реакция противъ субъективнаго идеализма и романтизма. Марксъ, Фейербахъ, Шо- пенгауеръ. Социалистическое настроение. 22. Предварительный обиций приговоръ о философии Маркса—марксизмъ есть эклектизмъ. Отсут- ствие критики и органическаго синтеза совремеыныхъ философскихъ элементовъ. Революционный атеизмъ ....
D. Современные марксисты противъ материализма. 23. Противъ материализма Баксъ, К. Шмидтъ, Штернъ, Бернштейнъ (защитники материализма: Плехановъ, Мерингъ). Возвратъ къ Канту.
III. Исторический материализмъ. А. Определения историческаго материализма. 24. Название: исторический материализмъ. Различныя определения Маркса, 25. Определения Энгельса. Марксъ и Энгельсъ въ различное время сами себе противоречатъ. 26. Современные марксисты: Баксъ и Каутский>Шмидтъ,Бернштейнъ, Эрнстъ, Куновъ,Плехановъ. Попыт¬ка систематическаго и нематериалистическаго определения понятия историческаго материализма. 27. Исторический материализмъ Маркса 25. есть позитивный, объективистический историзмъ и натуралистический 26. экономизмъ. Всемогущия „отношения". Ультрапозитивный аморализмъ 27. Маркса. Марксъ и Энгельсъ въ конце концевъ признаютъ мораль. 28. 28. Анализъ экономическихъ отношений, ихъ экономическое и соци- 29. альное значение. а) Отношения производства (обмена — сообщений). 30. Трудъ. Классовая борьба. Ь) „Человекъ есть то, что онъ естъ". Фи- 31. зиологическия, моральныя и интеллектуальныя влияния богатства и 32. бедпости. с) Такъ называемыя животныя жизненныя потребности. 33. Primum vivere, deinde philosophari (Шопенгауеръ и Контъ. d) Власть 34. надъ природой. Теория и практика, е) Исторический материализмъ и 35. дарвинизмъ и эволюционизмъ. Энгельсъ и Морганъ. 29. Позднейшия 36. разъяснения марксистовъ сводятся къ вопросу о степени значения 37. экономическаго материализма. Главный вопросъ: суть ли экономи- 38. ческия отношения причина всей культурной жизни и одни ли они ре- 39. альны—этимъ не устраняется
В. Исторический материализмъ, какъ стремлениѳ къ научной истории: экономи¬чески материализмъ. 30. Исторический материализмъ требуетъ истинно научной истории. 31. Требование основательно, но Марксъ не удовлетворяетъ ему. Сущ¬ность историческаго метода. Исторические факты и объяснение ихъ смысла. История и ея отношение къ философии и социологии. Материа-листическая история невозможна. Исторический материализмъ Маркса— идеология. 32. Недостатки преувеличеннаго историзма. Историзмъ, какъ не критический эмпиризмъ. Что такое история? Историзмъ, какъ логика фактовъ. Современность, какъ образъ прошлаго. Историзмъ, какъ методологический и этический дидлетантизмъ. 33. Марксъ и Энгельсъ нигдъ* не доказали экономическаго материализма. Эконо-мическия отпошения не находятся въ причинномъ отношении съ идео-логией. 34. Иесколько примеровъ экономическаго объяснения. 35. Эко-номически материализмъ есть философский и методологический при-митивизмъ; множественность и сложность социальныхъ причинъ тре-буютъ точнаго сравнительнаго метода. 36. Экономический материа-лизмъ долженъ признавать индивидуальное сознание иллюзией. Иси-хология опровергаетъ экономический материализмъ. 37. Марксъ не разработалъ своего иллюзионизма ни психологически, ни социологи¬чески. Марксъ и Гегель. Философия ищетъ смысла мира и жизни. 38. Все социально историческия силы приводятся въ конце КОНЦѲЕЪ къ тремъ высшимъ психическимъ категориямъ: разуму, чувству и воле. Вопросъ о первенстве той или другой психической дея¬тельности. Шопенгауеръ, Контъ, Кантъ и Гегель. Марксъ материали-зируетъ диалектику Гегеля и приходитъ такимъ путемъ къ первен¬ству воли, какъ и Шопенгауеръ. Вопросъ о психической и социально-исторической движущей силе и о самопроизвольности — насколько мы свободны? 39. Научный социализмъ противъ экономическаго ма-териализма: положительная, научная экономика есть не следствие, а предпосылка экономическаго коммунизма. Позитивная и „идеологи¬ческая" идеология? Снова проблема антропоморфизма. 40. Обосно-вание Марксомъ истории, какъ точной науки въ связи съ развитиемъ новой сОциологии и съ общественными науками вообще. 41. Развитие экономическаго материализма; Марксъ, какъ последователь общаго мнения ученыхъ ,
IV. Организация классоваго общества. Исторические законы и теори развития. А. Движущая сила движущихъ силъ"—Энгельса: классовая борьба. Масса и личность. 42. Объяснение Энгельса относительно двухъ (трехъ) болыпихъ классовъ и ихъ экономической борьбы: Экономические интересы этихъ классовъ суть движущия силы современнаго общества. 43. Общество состоитъ не изъ этихъ только классовъ. 44. Неопре- деленность понятий: пролетариатъ и буржуазия. 45. Понятие о клас- совой борьбе и борьбе вообще тоже неопределенно. Общество ор- ганизуется не только посредствомъ борьбы. 46. Психология истори- ческихъ силъ и особенно „движущихъ силъ". Тройные мотивы— психологическое и экономическое qui pro quo. 47. Психология массы— иллюзионизмъ. Индивидуализмъ и социализмъ. Коммунизмъ не только экономический, но и духовный (логический и этический), даже биологический. Коммунизмъ и материалистический натурализмъ. 48. Главныя правила для йзучения отношения индивида къ массе. Антропоморфическое понимание массы и общества. Есть ли обще- ство организмъ? Ошибочность метода органической школы въ со- циологии. Вопросъ о правахъ общества. Большинство—меньшинство— индивидъ. Марксизмъ не разрешилъ проблему индивидуализма и коллективизма (социализмъ, общий коммунизмъ). Массы не являются конечной движущей силой въ истории. 49. Общее сознание разви- вается исторически—историческое сознание. 50. Исторический очеркъ важнейпшхъ взглядовъ на отяошение индивидуальна™ сознания къ общему
В. Исторические законы и теория развития. 51. Марксъ и Энгельсъ видятъ научность истории въ установле- нии законовъ, какъ естественныхъ законовъ. 52. Неясность понятий о научномъ объяснении. Имеется ли у Маркса общий законъ разви- тия? 53. Теория развития Маркса на основании закона отрицания от- рицания. Эта теория катастрофъ не согласуется съ эволюционизмомъ, 54. Марксъ гораздо более настаиваетъ на развитии, чемъ на про- грессе. Позитивистическая безстрастность. Мерило прогресса. 55. Ре- грессъ въ прогрессе. 56. Важнейшия стадии развития. 57. Прямоли- нейнаго, массоваго, внезапнаго прогресса не существуетъ. Есть ли будущий коммунизмъ положение стационарное? 58. Какъ объясняете, Марксъ прогрессъ? Объяснение прогресса должно быть не только социологическимъ, а и метафизическимъ. Возвратъ къ Канту есть метафизический пересмотръ материализма с Общественный идеалъ и утопия. Свобода воли и исторические законы. Стр. 59- Боязнь утопии у марксистовъ. Что такое утопия? 60. Взгляды Маркса, Энгельса и марксистовъ на программу будущаго. Наука объ общественномъ идеале Ренара. 61. Общественно историческое предвидение и предсказание. 62. Это предсказание не устраняетъ этики, сознания и совести. Этика и история философии. 63. Скачекъ въ царство свободы—свобода воли. Социальная телеология и социаль- ный идеалъ. 64. Смеинение детерминизма съ фатализмомъ у Мар- кса и Энгельса. „Отношения" и вообще натуралистический объ- ективизмъ 200
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.Сущность и развитее экономической организации общества. ѵ. Борьба экономическихъ классовъ. А. Картина современнаго капитализма по Марксу. 65. Задача этой части нашего этюда: изображение экономическихъ классовъ и ихъ борьбы. 66. Теория ценности Маркса. Ценность товаровъ создается трудомъ. 67. Обменъ, прибавочная стоимость и капиталъ. Трудъ, какъ товаръ. Наемная плата. Действие машинъ и техническаго прогресса вообще. Резервная армия: относительное перенаселение. Концентрация капиталовъ.Экономический фетишизмъ. 68. Развитие капиталистической крупной промышленности со вре- мени такъ называемаго первоначальнаго накопления. 69. Три глав- ныя стадии экономическаго развития. Законъ отрицания отрицания ведетъ капитализмъ къ коммунизму. Экспроприация экспроприато- ровъ. 70. Формулирование этихъ взглядовъ Энгельсомъ 215 В. Критика теории прибавочной стоимости Маркса. 71. „Капиталъ" Маркса есть теория капиталистической эксплуата-ции. Объектъ нашей критики есть понятие о прибавочной стоимости, 72. Ценность не объясняется однимъ только трудомъ. Доказатель¬ство этаго противоречие между 1 и 111 частями „Капитала". При¬бавочный трудъ или конкуренция? Важнейшия изъ попытокъ объ¬яснить противоречие. 73. Сознавалъ ли это противоречие самъ Марксъ? 74. Социологические и философские недостатки марксизма проявились и,въ экономическихъ ученияхъ. Особыя свойства „Ка-питала"—необработанность и колебания. 75. Одинъ трудъ не соз-даетъ ценности. Безъ категории полезности нельзя установить по-нятия о ценности. Что создаетъ ценность самаго труда? Трудъ и рабочая сила. 76. Материалистический объективизмъ теории ценности Маркса. Марксъ противъ элемента полезности, такъ какъ полез¬ностъ указываетъ на мотивъ. Снросъ не согласуется съ экономи- ческимъ материализмомъ. Психофизическое суждение о труде. 77. Отношение этики и экономики. Эгоизмъ и альтруизмъ въ эко- номической жизни. Сущность и методъ экономики. 78. Физический и умственный трудъ; простая и сложная работа. Неудовлетворитель- ность экономическаго материализма.Денность труда не измеряется временемъ—теория найма Маркса противоречитъ этому. 79. ПОнятие объ общественномъ труде. Фетишизмъ труда. 80. Разделение труда. Идеалъ абсолютной способности. Материализмъ не способенъ пра- вильно понять проблемму о разделении и организации труда. 81. Разделение 1 труда, какъ основа образования классовъ. Классы соб- ственности и труда. Объяснение развития классовъ Энгельсомъ. 82. Учение Маркса о концеитрировании капитала неверно; средний классъ не исчезаетъ, какъ учитъ Марксъ. Третья часть тутъ снова противоречитъ первой. Бернштейнъ противъ теории катастрофа прибавочной ценности и классовой борьбы 83. Противоречие между капитализмомъ и пролетариатомъ. Сущность современнаго капита- лизма. Капитализмъ не единственная причина нищеты. Общее по- ложеяие рабочихъ опровергаешь теории Маркса о всеобщемъ упадке. Социалистическое настроение не декадентское. 84. Теория Маркса объ упадке опровергается и данными статистики населения. Марксъ противъ Мальтуса и Лассаля. Марксъ за Дарвина, а потому.:, и за Мальтуса. Снова третья часть противоречитъ первой. 85. Самъ Марксъ разделяетъ свои два главные класса на индивидуумовъ. 86- Марксъ о торговле. Современный купецъ. 87. Аграрный вопросъ. Учение Маркса о религии и его теория ценности. 88. Экономическая история Маркса. 89. Окончательный приговоръ объ экономике Маркса. Значение его теории ценности—векъ труда. Мелкая работа. Демократически трудъ и аристократический спортъ. Революционер- ство Маркса и Энгельса было еще аристократическимъ и романти- ческимъ. Несостоятельность материализма
VI. Происхождение и развитие цивилизации. Коммунизмъ. А. Коммунизмъ будущаго. 90. Марксизмъ есть по существу коммунизмъ. Требования Маркса. Его последователи. 91. Коммунизмъ и материализмъ. 92. Комму- низмъ Маркса есть система не только экономическая, а и духовная, и вообще культурная. 93. Определение понятий: социализмъ, комму- низмъ, коллективизмъ. 94. Критика системы Маркса. Мнимое про- тиворечие коммунизма и капитализма. Насколько коммунизмъ под- готовленъ уже теперь? Неопределенность принципа раздела иму- ществъ и т. д. Въ конце концовъ Марксъ и Энгельсъ почти со- вершенно отказались отъ коммунизма В. Первобытный коммунизмъ. Развитие семьи и цивилизация. 95. Марксъ и Платонъ. Значение семьи для коммунизма Маркса. Сочинение Энгельса о семье. 96. Основная идея этаго сочинения*, общество организуется сначала семейными узами, а не производ- ственными отношениями. Противоречие съ историческимъ материа- лизмомъ. 97. Энгельсъ объ отдельныхъ стадияхъ развития семьи и культуры. 98. Аморализмъ contra морализма. Фетишизмъ кров- наго родства. Мнения Энгельса о первобытной семье неверны. Матриархата не существовало. 99. Сущность первобытнаго рода. Ро- довой строй не составляетъ противоречия государству. Первобытный коммунизмъ отрицателенъ, а не положителенъ. Первобытный аграр- ный коммунизмъ. 100. Родовой строй у европейскихъ народовъ, у германцевъ и славянъ. Русская община и задруга. Энгельсъ и сла- вянофилы. 101. Цивилизация и варварство—вырождение. 102. Кри- тика культурной истории Энгельса и въ особенности его теории вырождения. 103. Что такое, собственно говоря, первобытный ком- мунизмъ Энгельса? Абсолютнаго коммунизма никогда не существо- вало. Половой и семейный коммунизмъ, какъ основа экояоми- ческаго
С. Женский вопросъ. Свободная любовь. 104. Будущий коммунизмъ долженъ также распространяться и на отношения между полами. История моногамии по Энгельсу. Семья у буржуазии и у пролетариевъ. Социализмъ и индивидуальная поло¬вая любовь. Свобода любви въ будущемъ. 105. Декадентство у Эн¬гельса и его основание: материализмъ. Двойной типъ декадентства— католический и протестантский. Любовь, но не свобода любви . . .
ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ.Идеологическия системы. VII. Государство и право. 106. Развитее политическаго мышления въ Германии 107. Учение Маркса о государстве и развитие этого учения. Государство и бур-жуазия. Политическое государство. 108. Учение Энгельса о государ-стве. Государство, какъ противоречие родовому строю. Развитие го¬сударства. Его вымирание. 109. Учение историческаго материализма о государстве неудовлетворительно—сущность и значение госу¬дарства. Государство и экономическая организация. Государство и церковь. Государство и национальность. Понятие объ „обществе" у Маркса и Энгельса. Анархизмъ и государственный социализмъ. Бернштейнъ противъ Маркса и Энгельса. 110. Развитие современ-наго государства: экономическая и интеллектуальная организации взаимно дополняются. Государство и философия. Афилоеофизмъ и астатизмъ (анархизмъ). Централизация и автономия; функциональная, или местная автономия. 111. Философия права Маркса и Энгельса. 112. Объемъ права шире объема хозяйства. Форма производства не обусловливаетъ формъ собственности. Действительно ли санкция права только въ силе и въ воле большинства? ИЗ. Объяснение че¬ловеческихъ правъ Энгельсомъ и въ особенности его объяснение пролетарнаго требования равенства. 114. Позитивный историзмъ не иризнаетъ позитивныхъ правовыхъ ионятий. Человеческия права развиваются въ церковно-религиозной сфере. Понятие равенства у Маркса и Энгельса неопределенно 353
VIII. Националнзмъ и иытернационализмъ. 115. Новыя мнения марксистовъ по поводу национальнаго вопроса. 116. Мнения Маркса и Энгельса. Ихъ практический интернациона-лизмъ. 117. Развитие принципа национальности. 118. Каутский р фе-дерализме наций. Национальность и гуманность. Права языковъ— право естественное. Космополитизму национализмъ, социализмъ. 119. Марксъ и марксисты о славянстве. Марксисты противъ гер-манскаго шовинизма. 120. Марксъ и еврейский вопросъ ..... . . 390
IX. Религиозный вопросъ. 121. „Капиталъ" Маркса доводитъ до конца критику религии Фейер- баха: религиозный антропоморфизмъ, какъ экономический фетишизмъ. 122 Религиозная философия Энгельса. 123. Антропоморфизмъ не ис- черпываетъ всей сущности религии. Марксъ и Энгельсъ, следуя Фейербаху, возрождаютъ рационализмъ. Религия и ея этический и социальный элементы. Современная борьба. 124. Революционный атеизмъ Маркса-христианство, религия рабовъ. 125. Влияние религии въ новое время. Реформация. Культурное значение великаго истори- ческаго религиознаго дуализма — католицизмъ и протестантизмъ. Сущность протестантизма и его значение для современной филосо- фии, науки, морали и политики. Два типа хозяйства, и въ особен- ности социализма—католический и протестантский. Исторический ма- териализмъ и религиозный вопросъ. 126. Отношение марксизма къ католицизму, протестантизму и еврейству. 127. Марксисты и рели- гиозный вопросъ. Есть ли религия частное дело? Поскольку социа- лизмъ есть движение религиозное? 416
X. Этический вопросъ. 128. Марксъ и Энгельсъ за позитивный аморализмъ и вместе съ темъ за гуманитарный морализмъ. Они признаютъ гуманизмъ Фейербаха—реальный гуманизмъ безъ сантиментальности. Классовая мораль относительна, и не смотря на это она „действительно че¬ловечна". 129. Теоретико-познавательное обоснование нравственнаго закона. Нравственный законъ абсолютенъ — въ какомъ именно смысле? Чистой классовой морали не существуетъ—действительно человечная мораль будущаго. Основной теоретико познавательный вопросъ объ этической санкции. Нравственность и религия. 130. Ма-териальное содержание нравственнаго закона. Дуализмъ у Маркса и Энгельса. Эгоизмъ и альтруизмъ. По мнению Маркса, человекъ по существу эгоистъ. 131. Страхъ Маркса предъ сантиментальностью неоснователенъ. Развитие современнаго идеала гуманности. Гуман- ность невозможна безъ любви—социализмъ долженъ быть не только научнымъ, но и социальнымъ. Аристократический гедонизмъ Маркса и Энгельса. 132. Современная любовь — демократическая любовь. 133. Марксисты теперь признаютъ самостоятельность и деятельность не эгостической морали. 134. Разсуждения о вопросахъ, практической этики: преступление и наказание. Преступление и экономическич от- ношения. Проституция 441
XI. Социалнзмъ и искусство. 135. Социализмъ современнаго искусства. Исторический материа- лизмъ и искусство* 136. Влияние социализма на отдельные роды искусства. 137. Общественно-образовательное значение искусства. Зачатки социальной и социалистической эстетики (Рёскинъ, Моррисъ, Ваксъ, Кранъ и Толстой). Материализмъ труда и позивистический интеллектуализмъ приводятъ къ неуважению къ красоте 459
XII. Марксизмъ есть абсолютный объективизмъ. 138. Марксизмъ, какъ философская система: абсолютный объекти¬визмъ, какъ контрастъ абсолютнаго субъективизма (идеализма). Важнейшие изъ тезисовъ марксизма. Несостоятельность абсолютнаго объективизма. 139. Марксизмъ и вопросы новой философии и этики. 140. Общественное и этическое значение марксизма. 141. Марксъ и Энгельсъ 467
ПЯТАЯ ЧАСТЬ.Критика практики марксизма. хш. Главные вопросы политики марксизма. А. Революция или реформа? 142. Революционизмъ Маркса—материализмъ, какъ „практически-критическая деятельность". Позже Марксъ становится более уме-реннымъ 143. Политическое завещание Энгельса. Революция при¬знается невозможной и не нужной. 144. Последователи Маркса и Энгельса. Ихъ борьба изъ за радикализма и оппортунизма. Вопросъ о допустимости компромисса. 145. Философия гуманистическаго пе-реворота на основании Фейербаховскаго гуманизма. 146. Эта фило-софия романтическая и идеологическая. 147. Категорический импе-ративъ практической критики Маркса. Не критическая критика. Отрицание и творческая критика.Чисто эмпирическая критика исто- ризма, а не критика принцииовъ. Аморальная критика. Объекти- вистическая критика безъ самокритики. 148. Критика Маркса, какъ дальнейшее развитие философии Фейрбаха. Недовольство Маркса ироистекаетъ * не изъ экономической критики, а изъ философии. 149. Критика Маркса и Шопенгауера. Марксъ и пессимизмъ. Пес- симизмъ объективизма и субъективизма. Современная склонность къ самоубийствамъ, какъ социальный вопросъ. Самоубийство и убийство. Современные титаны и ихъ борьба. Атеистический рево- люционизмъ. 150. Сущность современнаго философскаго и религиозно- этическаго развития со времени реформации. Фаустъ Маркса пре- вращается въ избирателя. 151. Марксизмъ и анархизмъ. 152. Внут- ренния противоречия практическая марксизма: революционизмъ происхождѳния французская и не подходитъ къ немецкой филосо- фии. Католический и протестантский социализмъ. Колебания между эволюционизмомъ и катастрофизмомъ. Теория ценности противоре- читъ катастрофизму. . . Р В. Марксизмъ и парламентаризма 153. Марксизмъ становится государственнымъ социализмомъ. Пре- увеличенная оценка политической деятельности. Социалъ демокра- тическая партия, какъ партия социальной реформы въ современной философии. Отрицательный и положительный радикализмъ. 154. Мар- ксизмъ и конституционныя формы: республиканизмъ. Развитие кон- ституционнаго государства. Вопросъ о форме правления становится менее острымъ. „Социальная империя". Марксизмъ и милитаризма Внешняя политика. 155. Демократизмъ конституционнаго госу- дарства. Реформа конституционализма (Всеобщее избирательное право. Представительство меньшинства. Референдумъ. Инициатива. Авто- номия и централизация. Муниципальный социализмъ). 156. Демокра- тизмъ и научная политика: антропоморфное понятие о массе. Де- мократическое суеверие. 157. Политическая примитивность какъ следствие антропоморфическая демократизма. 158. Недостатки по- литическая примитивизма. 159. Марксизмъ и экономическия об- щества. Общества образовательныя. Нравственная пропаганда. Концентрированная общественная работа. Демократизмъ, какъ миро- воззрение и его политика sub specie aeternitatis
ШЕСТАЯ ЧАСТЬ.Окончательный выводъ. Х1У. Научный и ФИЛОСОФСКИЙ кризисъ въ марксизме. 160. Хронический кризисъ научнаго, философскаго и политиче- скаго марксизма. 161. Обсуждение этого вопроса , . . Масарик Томаш Гарриг Выдающийся чешский философ, социолог и политический деятель; первый президент Чехословацкой республики (1918–1935). Родился в Моравии (Австро–Венгерская империя), в семье рабочего. Учился в Брно, Вене и Лейпциге (в числе его учителей были философ Ф. Брентано и психолог В. Вундт). С 1876 г. – доктор философии; защитил диссертацию на тему "Самоубийство как социальное явление". В 1882–1914 гг. – профессор философии Пражского университета. В 1891–1893 и 1907–1914 гг. – депутат парламента австрийских земель (рейхсрата). В годы Первой мировой войны жил в европейских странах, России и США, где активно выступал за независимость Чехословакии. В 1918 г., после падения Австро–Венгерской империи, был заочно избран первым президентом Чехословацкой республики; через месяц после избрания вернулся на родину. Член–корреспондент Британской академии (1920). Основатель влиятельного журнала "Атенеум. Журнал литературы и научной критики".
Научные работы Т. Г. Масарика были посвящены истории философии, социологии и истории. Он стремился создать "научное" позитивистское мировоззрение, противопоставляя его богословию, но в то же время считал, что религиозная этика может удовлетворить духовные запросы человека. Он получил широкую известность как идейный вдохновитель чехословацкого национального движения, став в итоге политическим и духовным лидером независимой Чехословакии. Как политический деятель Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии, с допущением национальных меньшинств в политику. Он активно участвовал в дискуссиях начала XX века о марксизме (книга "Философские и социологические основания марксизма" вышла в 1899 г. и уже через год была переведена на русский язык), а в труде "Россия и Европа" критически анализировал истоки духовного, религиозного и социального кризиса в России. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |