Настоящая книга представляетъ собою то же самое, что изданныя мною раньше "Введенiя" въ курсы исторiй новейшаго времени (1881), древняго мiра (1882), среднихъ вековъ (1883), новаго времени (1884) и древняго Востока (1887), а также "Философiя культурной и соцiальной исторiи новаго времени" (1893) и "Главныя обобщенiя всемiрной исторiи" (1903). Названныя "Введенiя", действительно, были введенiя въ читанные мною общiе университетскiе курсы, которымъ я обыкновенно предпосылалъ общiе обзоры большихъ отделовъ исторiи. Что касается до двухъ остальныхъ книгь, то оне тоже имеютъ характеръ общихъ обзоровъ, но являются уже не введенiями, а подведенiями итоговъ. "Философiя культурной и соцiальной исторiи новаго времени" была, написана мною после выхода въ светъ первыхъ трехъ томовъ моей "Исторiи Западной Европы въ новое время" (1892 и след.), какъ обобщенiе главнаго содержанiя этого труда, могущее, вместе съ темъ, быть введенiемъ въ исторiю XIX века, которая (до 1870 г.) потомъ и изложена была въ четвертомъ и пятом томахъ названнаго сочиненiя. Наконецъ, "Главныя обобщенiя всемiрной исторiи" были задуманы и выполнены мною, чтобы свести къ более объединенному и обобщенному виду весь фактическiй и идейный матерiалъ, заключающiйся въ моихъ "Учебныхъ книгахъ" древней, средней и новой исторiи, предназначенныхъ для средняго образованiя. Теперь, въ сущности, я даю какъ бы слiянiе въ одно целое наиболее существеннаго содержанiя названныхъ книжекъ съ всемiрно-исторической точки зренiя, переработанное притомъ и дополненное. Въ чемъ заключается всемiрно-историческая точка зренiя, это объяснено въ первой главе настоящей книги, и потому здесь объ этомъ нечего говорить. Замечу только, что названная точка зренiя есть по самому существу своему историко-философская, и, следовательно, предлагаемые очерки "Общаго хода всемiрной исторiи" относятся къ такъ называемымъ философiямъ исторiи. Въ книгахъ подобнаго рода очень часто философiя, въ смысле логической системы, получаетъ перевесъ надъ исторiей, въ смысле построенiя, основаннаго на реальномъ взаимоотношенiи фактовъ. Эта книжка, наоборотъ, имеетъ скорее именно историческiй чемъ философский характеръ, и для того, чтобы понимать ея содержанiе, достаточно вообще лишь знанiя среднеучебнаго курса исторiи и некотораго научнаго образованiя вообще. Успехъ, какой имели среди лицъ, занимающихся самообразованiемъ, названныя выше книжки, позволяетъ мне надеяться, что и эта не будетъ лишнею для техъ, которые желаютъ охватить всемiрную исторiю въ ея целости. Настоящая книжка – первая въ задуманной редакцiей "Вестника и Библiотеки Самообразованiя" серiи историческихъ книгъ общаго содержйнiя. 2 мая 1903 г.
Кареев Николай Иванович Выдающийся отечественный историк, философ, социолог, педагог и общественный деятель. Родился в Москве. В 1873 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, где учился у известных ученых — филолога Ф. И. Буслаева, историков С. М. Соловьева и В. И. Герье. Читал лекции по истории в Московском и Варшавском университетах. В 1879 г. успешно защитил магистерскую диссертацию, а в 1884 г. докторскую — «Основные вопросы философии истории». В 1885 г. переехал в Петербург, где занимал должность сначала приват-доцента, а затем профессора по курсу всеобщей истории в столичном университете. В 1905 г. был избран в Государственную думу от партии кадетов. С 1910 г. — член-корреспондент Петербургской академии наук, с 1929 г. — почетный член Академии наук СССР.
Н. И. Кареев — один из основателей отечественной социологии, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, последователь и популяризатор учения О. Конта и других западных философов и социологов. Он одним из первых предпринял попытку осмысления исторического развития социологии в России, обращая внимание на закономерности этой отрасли социального знания, обусловленные не только общемировыми тенденциями, но и исключительно специфическими для России. Помимо ряда историко-философских и социологических работ, он также был автором гимназических учебников, пользовавшихся большой популярностью: «Учебная книга новой истории» (1900) выдержала 15 изданий, «Учебная книга истории средних веков» (1900) — 9 изданий, «Учебная книга древней истории» (1901) — 8 изданий. |