|
|
Oт составителя ............. 3
|
Введение. Учение об интервалах . ....... 5
|
Учение о гармонии
|
Часть первая..........„ . . 9
|
Отдел первый, Консонирующие аккорды. Трезвучия ... 10
|
Глава I. Трезвучия мажорной гаммы....... 10
|
II. Сочетание трезвучий мажорного лада .... 12
|
III. Сочетание трезвучий, не имеющих внешней связи . 15
|
IV. Уклонения от правил сочетания связных аккордов . 19
|
V, Гармонические секвенции....... 22
|
VI. Гармония минорного лада......, 24
|
VII. Широкое расположение аккордов..... 28
|
VIII. Обращения трезвучий........ 29
|
IX. Обращения уменьшенных и увеличенных трезвучий . 34 Отдел второй. Диссонирующие гармонии: септаккорды и нонаккорды..... ......... 37
|
Глава X. Доминантаккорд.......... 37
|
XI. Свободное ведение голосов ..... 43
|
XII. Нонаккорд.......... . 45
|
XIII. Малый и уменьшенный септаккорды. .... 47
|
XIV. О сочетании между собою диссонирующих гармоний,
|
разрешающихся в тоническое трезвучие . . 50
|
XV. Секвенцаккорды.......... 54
|
XVI. Секвенцаккорды в миноре ..... 60
|
XVII. Гармонизация данных мелодий . . . . 63
|
Отдел третий. Модуляция.......... 73
|
Г л а в а XVIII. Непосредственные модуляции .... 74
|
XIX. Модуляция проходящая ..... 81
|
XX. Гармонизация мелодий с модуляциями .... 85
|
XXI. Энгармонизм уменьшенного септаккорда ... 88
|
XXII. Педаль (органный пункт)....... 90
|
Часть вторая. Случайные гармонические формы
|
Отдел первый.............. 96
|
Глава XXIII. Задержания ....... ... 96
|
XXIV. Предъем............. 107
|
XXV. Проходящие ноты ...... 110
|
XXVI. Аккорды с увеличенной квинтой..... 118
|
XXVII. Аккорды с увеличенной секстой..... 125
|
XXVIII. Вспомогательные ноты......... 131
|
Отдел второй. Мелодическое развитие голосов..... 138
|
Глава XXIX.Строгий стиль гармонии . ..... 138
|
XXX. Дальнейшее развитие голосоведения .... 150
|
XXXI. Гармоническая фигурация....... 155
|
XXXII. Свободные прелюдии . ...... 159
|
XXXIII. Уклонения от гармонических законов .... 160
|
XXXIV. Каденции............ 162
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
I. Вариант текста из § 50 «Руководства к практическому
|
изучению гармонии ....... 165
|
II. Программы по гармонии . ...... 167
|
III. Замечания иа полях «Учебника гармонии Н. Римского-Корсакова .... . . ........ 172
|
IV. [О цефаутном ключе]..... ..... 196
|
V. Демественное пение........... 199
|
Приступая к составлению предлагаемого руководства, я всего менее имел в виду внести в музыкальную науку новую систему, новые взгляды. Убедившись в том, что при развивающейся в публике музыкальности потребность в учебниках делается с каждым днем настоятельнее, я решился по мере сил способствовать удовлетворению этой потребности.
Любители теоретических изысканий и музыкально-философских умствований не найдут в моей книге пищи для своей любознательности; за то я льщу себя надеждой, что учащееся поколение обретет в ней пособника на пути практического изучения техники искусства. Она не углубляется в сущность и причину музыкально-гармонических явлений, не тщится открыть принцип, связующий в научное единство правила, обусловливающие гармоническую красоту, но излагает в возможной последовательности выведенные путем эмпирическим указания для начинающих музыкантов, ищущих руководителя в своих попытках к сочинению. От этого я и не решаюсь свой скромный, специально педагогический труд назвать громким именем теории. Если и несомненно то, что музыкальная наука, постепенно совершенствуясь, найдет наконец ключ к теоретическому разъяснению гармонических таинств, то да позволено будет усомниться в том, что ознакомление с существующими в настоящее время, построенными на песке, теориями гармонии может принести существенную пользу учащимся. Ничто так не сбивает с толку начинающего, ничто так не ослабляет в нем энергию и рьяность к изучению музыки, как пространные, громкие, многословные, хотя, быть может, и остроумные разглагольствования о гармонии, встречаемые в некоторых учебниках и расточаемые некоторыми учителями.
Итак повторяю, руководство мое не прибавляет ни единой йоты к сокровищнице музыкальных теорий; я знаю, что в богатой музыкально-педагогической литературе оно прошло бы явлением незамеченным. Но на Руси, имеющей едва ли не одно только хорошее передовое сочинение по этой части , смею думать, что мой труд, преследующий в деле музыки серьезные практические цели, имеет некоторые данные быть трудом полезным; он вызван очевидною необходимостью в учебниках.
Я. Чайковский
Низы, 2-ое августа 1871 г.
Чайковский Петр Ильич Великий русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился в Воткинске (Удмуртия), в семье горного инженера. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в министерстве юстиции (до 1863 г.). В 1865 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна (по настоянию последнего оставил службу и целиком посвятил себя музыке). В 1866–1878 гг. — профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки). С конца 1870-х гг. несколько лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В 1885 г. избран директором Московского отделения Русского музыкального общества. С того же года постоянно жил в Подмосковье, в окрестностях города Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 г. — в самом Клину. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижер в России и за рубежом.
Хотя в творчестве П. И. Чайковского представлены почти все музыкальные жанры, главное в нем — симфонические произведения, а также оперы и балеты. Содержание его музыки универсально: оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. Богатство лирической мелодики, мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества — все это сделало его выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Крупнейшие русские композиторы следующего поколения — С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, А. К. Глазунов и С. И. Танеев — могут быть названы прямыми последователями Чайковского. Он также был автором стихотворений, либретто некоторых своих опер и многочисленных музыкально-критических работ, часть которых была собрана в книге «Музыкальные фельетоны и заметки (1868–1876)» (1898).
|
|
|
|