Обложка Бакунин М.А. Исповедь и письмо Александру II
Id: 257350
235 руб. Новинка недели!

Исповедь и письмо Александру II. № 45. Изд. 2

URSS. 2020. 144 с. ISBN 978-5-9710-7215-7.

Аннотация

Перед читателями — уникальный документ своего времени, письмо выдающегося мыслителя, одного из основоположников анархизма М.А.Бакунина, написанное им в заключении и адресованное императору Николаю I. "Исповедь" и содержащееся в книге письмо преемнику Николая, императору Александру II, представляют собой источники, раскрывающие малоизвестную до них картину душевной жизни автора письма, его увлечений и разочарований; они показывают мятежную ...(Подробнее)и противоречивую душу большого человека, способную как на великий бунт, так и на великое падение. Во вступительной статье советского критика и историка В.П.Полонского исследуются как обстоятельства появления «Исповеди», так и роль в ее появлении всей эпохи 1840–1860-х гг., когда Бакунин, по мнению автора статьи, был еще далек от идей анархизма.

Книга рекомендуется историкам, обществоведам, политологам, философам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей революционных движений, историей и теорией анархизма.


Содержание

Предисловие к первому изданию................... 4

Вяч. Полонский, Михаил Бакунин в эпоху сороковых—шестидесятых годов.............. 5

Исповедь Бакунина ......................... 47


ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Исповедь Бакунина и его прошение Александру II найдены в архиве III отделения „собственной е. и. в. канцелярии", в деле „об отставном прапорщике Михаиле Бакунине". Дело это состоит из 5 частей: ч. I—„О революционных действиях его за границей"; ч. II—-„О передаче его австрийским правительством в наши пределы и заключении в крепость"; ч. III—„Об освобождении его из крепости и об отправлении в Сибирь на поселение"; ч. IY—„О побеге его из Сибиряка границу"; ч. V— „Копии с бумаг по делу Бакунина". Всего сто пятьдесят один перенумерованный полулист. Кроме того, к делу присоединен был „особо запечатанный пакет", заключавший переписанный для Николая I экземпляр „Исповеди" Бакунина с пометками Николая.

Орфография рукописей Бакунина в характерных своих особенностях сохранена. Пометки Николая I приводятся с указанного выше, специально для него переписанного, по распоряжению гр. Орлова, экземпляра.

В „Исповеди, как и в прошении, все обращение к царю, титул его и пр. написаны большими буквами. В напечатанном выше прошении это правописание сохранено; в „Исповеди", дабы не пестрить набор, эта особенность не соблюдена.

Работу по сличению напечатанного экземпляра с подлинником, хранящимся в архиве, произвел Э. Л. Гуревич (Е. Смирнов).


Об авторе
Бакунин Михаил Александрович
Выдающийся мыслитель и революционер, всемирно известный теоретик анархизма. Родился в родовом тверском имении Прямухино, в семье губернского предводителя дворянства. Учился в Петербургском артиллерийском училище. В 1835 г. уехал в Москву, где изучал немецкую классическую философию. С 1840 г. жил за границей; в 1844 г. Сенат в России приговорил его к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния». В 1844–1847 гг. жил в Париже, где познакомился с П. Ж. Прудоном и К. Марксом. В 1848 г. участвовал в Пражском народном восстании, после подавления которого бежал в Германию. В 1849 г. стал одним из руководителей восстания в Дрездене; был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В 1851 г. выдан России, где отбыл 7 лет заключения, а затем сослан в Томск. В 1861 г. бежал из Сибири. В 1862–1863 гг. участвовал в польском восстании. В 1868 г. вступил в основанный Марксом I Интернационал, где начал борьбу за главенство, что привело к расколу организации. Последние годы жизни занимался, главным образом, организацией различных революционных попыток в Италии и изложением своих взглядов в ряде сочинений.

М. А. Бакунин не признавал любую форму иерархической власти, исходящую от воли государя или даже от государства с всеобщим избирательным правом. Главной задачей социальной революции он считал разрушение исторических централизованных государств с заменой их свободной федерацией общин. Его социалистическая модель получила название «анархо-коллективизм». В этой социальной системе, как и в марксизме, основная роль отводилась рабочим и крестьянам. Однако, в отличие от Маркса, Бакунин отрицал необходимость диктатуры пролетариата, считая ее угрозой делу социальной революции. Он также отвергал идею любого привилегированного положения или класса, так как социальное и экономическое неравенство, следующее из классовой системы, несовместимо с принципами индивидуальной свободы.