URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Тард Г. Социальная логика. [Общество как мозг, клеткой которого является сознание отдельного человека]. Пер. с фр. Обложка Тард Г. Социальная логика. [Общество как мозг, клеткой которого является сознание отдельного человека]. Пер. с фр.
Id: 257258
1084 р.

СОЦИАЛЬНАЯ ЛОГИКА.
[Общество как мозг, клеткой которого является сознание отдельного человека]. Пер. с фр. Изд. стереотип.

Социальная логика. [Общество как мозг, клеткой которого является сознание отдельного человека]. Пер. с фр.
Gabriel Tarde. Logique sociale
URSS. 2020. 504 с. ISBN 978-5-9710-7208-9.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Книга адресована социологам, философам, историкам, политологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами общественного развития.

Г. Тард сравнивал ОБЩЕСТВО С МОЗГОМ, КЛЕТКОЙ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ СОЗНАНИЕ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА. Он поставил своей целью создать науку — социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки... (Подробнее)


Содержание
top

Предисловіе
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Принципы.
ГЛАВА ПЕРВАЯ.

–Индивидуальная логика . 13—103
Вѣрованіе, желаніе и первичное ощущеніе—единствен¬ные психологическіе элементы.—Вѣрованіе и желаніе— единетвенныя силы и единственный количества души.— Психологическая и соніологическаа важность ихъ роли.— Соніальная жизнь, разсматриваемая, какъ мѣняющееся рас-предѣленіе опредѣленнаго количества вѣрованія и жела-нія по различнымъ каналамъ языка, религіи, науки, про¬мышленности, нрава и т. д.—Распредѣленіе, регулируемое логикой и телеологіей. Инвентарь просвѣщенія и инвен¬тарь національныхъ богатствъ. — Громадный пробѣлъ въ школьной логикѣ: полное невниманіе къ степенямъ вѣ-рованія. Прочіе недостатки обыкновенной теоріи силло¬гизма.—Общее сужденіе.—Новая теорія силлогизма.—Че¬тыре типа сужденій.—Пары силлогизмовъ и ихъ борьба.— Плодотворность исправленнаго такимъ образомъ силло¬гизма.—Телеологическій силлогизмъ, логика дѣйствія.— Долгъ,—заключеніе.—Нація, сложный силлогизмъ,, система и планъ.—Вольшія и малыя посылки и заключенія націо-нальныхъ силлогизмовъ. — Необходимость большихъ аг-гломерацій.—Дуализмъ и взаимное пополненіе двухъ ло-гикъ, индивидуальной и соціальной.—Логическій темие-раментъ различныхъ человѣческихъ раеъ. — Логическія непослѣдовательности. — Исторически получаемое согла-сіе ѳбѣихъ логикъ и обѣихъ телеологій. — Его двойная возможная форма.
ГЛАВА ВТОРАЯ,—Социальный умъ 108-163
Аналогіи между психологіей личностей и психологіей об-ще ствъ.—Одинаковые пути образованія, одинаковая ос¬новная двойственность, одинаковое приведете къ сход-нымъ катеіоріямъ.—Пространство-Время и Матерія —Языкъ и религія, необходимый разрѣшенія чувствуе-мыхъ противорѣчій.—Индивидуальная оппозиція удоволь-ствія и страданія, соціальная оппозиція добра и зла.— Необходимость идеи божества. — Религіи—созданія ра¬зума.—Языкъ—соціальное пространство для идеи.—Дру-гая аналогіи между умственнымъ и соціальнымъ.— При¬вычка и обычай.— Соціальная абулія.—Долгъ, социальное хотѣніе.—Соціальное сознаніе. — Вѣжливость и слава.— Слава и подражаніе, сознаніе и память.—Безпорядочныя послѣдствія состояній сознанія и историческихъ фактовъ, но гармоническій характеръ ихъ суммированныхъ про-дуктовъ: грамматики, кодекса, теологій, науки и т. д.— Критика идеи соціальнаго организма
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. — Историческая послѣдоватѳльность логическихъ состояній 153—170
Схематическое изображеніе всѣхъ логическихъ или те-леологическихъ положеній, допускаемыхъ, умственно или Сопіально, двумя одновременно присутствующими суж-деніями или намѣреніями, и обычныхъ послѣдствій этихъ различныхъ положеній
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.—Законы изобрѣтенія:. . . 170—246
Проблема раѳновѣсія вѣрованій (или желаній) и проблемы максимума вѣрованія (или удовлетвореннаго желанія).— Смѣна и столкновеніе этихъ двухъ проблемъ; отсюда нелогичная внѣшность обществъ.—Отвѣтъ на одно возра-женіе.—Перемѣщеніе противорѣчій.—Борьба папы съ Йм-періей: логическое затрудненіе съ тремя возможными рѣ-шеніями. — Неосуществившіяся возможности. — Положи¬тельный и неоспоримый характеръ этого понятія.—Раз-личеніе разныхъ степеней возможности. — Развитіе пу-темъ неудачи.—Безконечное поле возможныхъ изобрѣ-теній.—Соединеніе зародышей идей —Гипотеза прямоли-нейнаго развитія, оспариваемая дарвинизмомъ.—Вейсманъ и Нэгели.— Происхожденіе изобрѣтенія. —Геній. — Его внѣшнія и внутреннія условія.—Внѣшнія: жизненныя или соціальныя.—Три формулы относительно этого предмета.— Трудность изобрѣтенія.—Внѣшнія: логическій поединокъ и логическое единеніе, работа критическая и работа во-ображенія.—Разница между логикой подражанія и логи¬кой изобрѣтенія.—Формула Рело.—Идея прямой линіи, приложенная къ серіи послѣдовательныхъ изобрѣтеній.— Обратимые и необратимые ряды изобрѣтеній лингвисти-ческихъ, научныхъ, миѳологическихъ и т. д.—Всеобщее превращеыіе сужденія въ понятіе и цѣли въ средство.— Соціальное вырожденіе. — Сплоченіе и согласованіе изоб-рѣтеній въ коллективномъ умѣ. — Три періода, подлежа¬щее раз смотр ѣнію: хаосъ, организація, развитіе.—Войны и революции, какъ трагическіе методы соціальной діалек-тики, не необходимые и не вѣчные. — Анализъ второго періода: законъ перехода отъ множествеииаго созиапія къ единичному сознангю.
За различными фазами и проявленіями діалектики ея различные исходы.—Оппозиція между индивидуальной логикой, которая требуетъ полнаго исключеніяппгротиворѣ-чій у одного индивида и логикой соціальной, которая от¬лично мирится съ противорѣчіями различныхъ индиви-довъ.—Три единственно возможныхъ состоянія равновѣсія вѣрованій, интересовъ и самолюбій.—Различные исходы логическаго поединка и логическаго союза.—Системы ре-лигіозныя и системы философскія.—Попытка суммарной классификации цивилизацій, системы системъ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Примѣненія принциповъ,
ГЛАВА ПЯТАЯ.—Языкъ 249—279
Языки—нѣчто въ высшей степени подражательное и ло¬гическое.—Ихъ много линейная эво^юція.— Петыре рода сходствъ между различными языками.—Переходъ, быть-можетъ, обратимый отъ склоненія къ аналитическимъ пріемамъ грамматики—трактаты народной логики, сходной съ нашей.—Эволюція путемъ включенія небольшихъ по-слѣдовательныхъ нововведений, координирующихся мало по малу.—Важная роль случайности и тѣсная связь слу-чайнаго съ раціональнымъ. Измѣненія звуковъ и измѣ-ненія смысла.—Законъ Дармштетера.—Примѣры логиче-скихъ поединковъ и союзовъ: сильныя и слабыя флек-сіи.—Причины сложнаго совершенствованія столькихъ древнихъ языковъ.—Лингвистическая изобрѣтательность первобытныхъ людей.—Обратное отношеніе между диф-ференціаціей во времени и дифференціаціей въ про-странствѣ.
ГЛАВА ШЕСТАЯ.—Религия 280—318
Религія, какъ и языкъ, нѣчто подражательное и логиче¬ское. Порождающее ее чувство. Его сложность; его по-стоянство. — Логическая необходимость анимизма, — Об¬ряды, порожденные разсужденіемъ —Фетиши, порожден¬ные экспериментальнымъ методомъ. — Почему боги-жи-вотныя вначалѣ и боги-.люди затѣмъ.—Метеоры и миѳы. Происхожденіе храма.—Объясненіе человѣческихъ жер¬твоприношений.— Проблема соціальной логики, рѣшеніемъ которой является христіанство во времена римской им-періи.—Причины его распространенія.—Антропоцентри¬чески предразсудокъ —Происхожденіе идеи грѣха и грѣ-ховности.—Цѣнность духовнаго атлетизма.—Буддизмъ и христіанство.—Мистики и пророки.—Религія будущаго.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ.—Сердце 313—363
Истинная соціальная цѣль: увеличеніе суммы чувства любви, уменьшеніѳ суммы чувства ненависти.—Постепен¬ный ростъ сондальнаго сердца.—Логическія противорѣчія ж подтвержденія, телеологическія столкновенія и взаимо¬помощь чувствъ.—Можетъ случиться, что они сталкива¬ются, подтверждая п,ругъ друга, или содѣйствуютъ одно другому, взаимно противореча.—Примѣры.—"Чувства мо-нархическія, феодальныя, демократическія. — Взаимныя чувства членовъ одной и той же соціальной группы и ихъ чувства къ иностранцу: основное различіе.—Патріо-тизмъ.—Параллельное расширеніе круга друзей и вра-говъ путемъ роста государства.—Гдъ тутъ выигрышъ?— Отвѣтъ.—Смягченіе патріотизма и воинственныхъ нра-вовъ.—Какимъ образомъ рождаются, растутъ и приходятъ въ упадокъ коллективныя чувства.—Культура дружбы и вражды въ религіяхъ. — Вендетта. — Національная нена¬висть, ея причина, ея разпообразія, ея прочность.—Она уменьшается по мѣрѣ того, какъ ея предметъ увеличи¬вается.— Ооціальное преобразованіе дружбы и прочихъ симпатизирующихъ чувствъ. — Охлажденіе сердечности, вознаграждаемое иногда его расширеніемъ,—Дружба го¬родская и дружба деревенская.—Цивилизація и любовь.— Кокетство.—Возрастающая потребность въ увеселеніяхъ ж особенно въ празднестваэсъ.—Преступныя празднества.— Національныя ж историческія разнообразія въ празд-нествахъ.
Эволюція чувствъ самолюбія и гордости. — Гордость идивидуалъная и гордость коллективная. Различныяформы послѣдней: гордость вѣроисповѣдная, профессіональная, даже лингвистическая; гордость фамильная, земляческая, патріотическая.—Вежливость и дипломатія.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ.—-Политическая экономія . . 364-420
Экономисты—предшественники соціологовъ. — Узурпація политической экономіи въ областяхъ политики, права и морали.—Ея особый характеръ: разсмотрѣніе человече¬ской дѣятельности съ ея количественной стороны.—Дву¬смысленное понятіе услугъ. — Пробелы въ' политической экономіи.—Забвеніе роли подражанія, которое она безсо-анательно предполагаетъ.—Забвеніе роли изобрѣтенія, ко¬торое она также постулируетъ.—Изобретете, родоначаль-никъ вѣрованія и желанія, двухъ элементовъ полезности и богатства.—Ошибка смѣшенія изобрѣтенія съ трудомъ, который представляетъ собою только подражаніе. Ради¬кальное различіе между ними.
Теорія цѣнности. — Ръритика и изло.женіе. — Двойной смыслъ цѣнности, цѣнность—цѣна й цѣнность—потребле-ніе.—Изслѣдованіе перваго значенія. — Изобрѣтеніе въ сравненіи съ ассоціаціей. — Обратное отношеніе между двумя значеніями цѣнности.
Богатства—вѣрованіе и богатство—желаніе.— Будущ¬ность перваго, которое должно рости на счетъ второго.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.—Искусство 421- 491
Искусства и изящныя искусства. — Искусство —"-в азкная отрасль социальной телеологіи. — Реализмъ египетской скульптуры временъ древней Имперіи; необходимые ус¬ловности ввиду неимѣнія желаемыхъ рисупковъ; письмо— родъ рисунка; рисунокъ— роль письма.—Повествователь-ныя исторіографическія картины. — Различіе между про¬мышленностью и искусствомъ. — Красота—предчувствіе полезности или будущей истины, неопределенной и кол¬лективной. — Логическая необходимость традиціонныхъ тнповъ и жанровъ. — Согласность прекраснаго, мораль¬ная или эстетическая. — Пропасть, считающаяся непро¬ходимой, между искусствами, называемыми подражатель-ными, и остальными (музыка и архитектура).—Мостъ че-резъ нее. — Объясненіе этого различія.—Почему искуства, считающіяся свободными, еще болѣе традиціонны, не¬жели остальныя.
Другія болѣе точныя различія между промышлен¬ностью и искусствомъ.—Желаніе производить и желаніе потреблять въ томъ и другомъ.—Потребность питаыія и воспроизведенія.—Произведете искусства отвѣчаетъ на желаніе, порожденное открытіемъ его предмета.—Эстети¬ческая сторона всѣхъ ремеслъ, древніе ремесленники.— Ея исчезновеніе и замѣщеніе. — Промышленное искус¬ство.—Искусство, какъ любовь, осуждено на старость и смерть, промышленность—нѣтъ. На чемъ держится дол¬говечность классическихъ произведении.
Нистое искусство.—Его характеристический интересъ.— Два рода интереса.—Тотъ и другой порождены положе-ніемъ и рѣшеніемъ логической проблемы. — Сюжетъ про-изведенія искусства: борьба или процессіи.—Эволюція ис¬кусства отъ эпопеи къ драмѣ, а не обратно. — Критика Спенсера.—Книга, а не зданіе, была началомъ.—Театръ— концентрированное выраженіе логики и исторіи.
Еще болѣе существенный характеръ искусства: оно дѣлаетъ соціальными самыя ощущенія, замѣняетъ нашу природную, некультивированную, несообщительную чув¬ствительность коллективной чувствительностью, оди-наковой для всѣхъ, дисциплинированной. — Согласуетъ ощущенія, ассимилируя ихъ.


Об авторе
top
photoТард Габриэль
Известный французский социолог и криминалист, один из основоположников социальной психологии и психологического направления в социологии. Занимал должность судьи в провинции, затем был главой отдела криминальной статистики в Министерстве юстиции, профессором в Свободном колледже социальных наук и в Коллеж де Франс.

Г. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. Он поставил своей целью создать науку — социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об обществе. С этой точки зрения Тард исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заряжения и внушения. При жизни идеи Тарда не получили широкого одобрения со стороны научного сообщества, но в наши дни он считается одним из родоначальников социальной психологии, внесшим значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах.