Обложка Чайковский П.И. Краткий учебник гармонии. (Краткое изложение первого русского учебника по курсу гармонии)
Id: 257203
206 руб.

КРАТКИЙ УЧЕБНИК ГАРМОНИИ.
(Краткое изложение первого русского учебника по курсу гармонии) № 50
Краткий учебник гармонии. (Краткое изложение первого русского учебника по курсу гармонии)

URSS. 2020. 64 с. ISBN 978-5-9710-7201-0.
  • Мягкая обложка
Белая офсетная бумага.

Аннотация

Настоящая книга, написанная великим русским композитором П.И.Чайковским, представляет собой учебник гармонии, предназначенный для читателей, уже обладающих сведениями о теории музыки. Во введении кратко излагается учение об интервалах, из которых строятся подлежащие изучению аккорды. Далее рассматриваются законы, по которым различные гармонические сочетания музыкальных звуков соединяются между собой. По мнению автора, книга является вспомогательным ...(Подробнее)средством к сознательному, критическому изучению гармонии в существующих образцах, к чтению и анализу произведений известных сочинителей. При этом она представляет большой интерес для изучения методических и музыкально-теоретических взглядов П.И.Чайковского.

Книга рекомендуется композиторам, музыковедам, преподавателям и учащимся музыкальных школ, историкам искусства.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие............... 3
Введение. Учение об интервалах........ 5
Учение о гармонии
Часть первая............. 9
Отдел первый. Консонирующие гармонии, трезвучия ... 9
Глава I. Трезвучия мажорной гаммы....... 10
II. Сочетания связные......... 12
III. Сочетания несвязные......... 14
IV. Уклонения от правил сочетания связных трезвучий 16
V. Гармонические секвенции. Уменьшенное трезвучие. . 18
VI. Гармония минорной гаммы....... 19
VII. Обращения трезвучий........ 21
Отдел второй. Диссонирующие аккорды...... 26
Глава VIII. Доминантаккорд.......... 26
IX. Секвенцаккорды.......... 29
X. Нонаккорды и септаккорды малый и уменьшенный . 31
XI. Голосоведение........... 33
Отдел третий.............. 38
Глава XII. Модуляция........... 38
Часть вторая. Случайные гармонические формы . 41
Глава XIII. Задержания........... 41
XIV. Предам............ 44
XV. Проходящие ноты......... 45
Глава XVI. Вспомогательные ноты........ 46
XVII. Аккорды с увеличенной квинтой..... 48
XVIII. Аккорды с увеличенной секстой...... 49
Часть третья. Дополнительные сведения . 51
Глава XIX. Учение о каденциях и о педали...... 51
XX. Гармония трех-, двух-, и многоголосная .... 54
Заключение.............. 56

Предисловие

Предлагаемый очерк гармонии есть не более как сокращение моего Учебника гармонии, написанного для теоретического курса Московской консерватории. При составлении его я руководился желанием способствовать сознательному отношению хоровых учителей и регентов к исполняемой у нас церковной музыке, нисколько не вдаваясь в критическую оценку произведений наших духовно-музыкальных авторов. Как со стороны технической, так и с точки зрения художественности, только очень немногие из распространенных у нас и знаменитых сочинений этого рода могут выдержать даже самую снисходительную критику. Если что-нибудь может подорвать незаслуженный авторитет одних и упрочить справедливую знаменитость других, так это только возможно большее распространение в массах теоретических сведений о музыке. Я был бы очень счастлив, если бы мог хоть немного способствовать этому весьма желательному результату.

Считаю не излишним прибавить, что, излагая правила гармонических сочетаний, я имел в виду лиц, уже обладающих элементарными сведениями о теории музыки .


Об авторе
Чайковский Петр Ильич
Великий русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился в Воткинске (Удмуртия), в семье горного инженера. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в министерстве юстиции (до 1863 г.). В 1865 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна (по настоянию последнего оставил службу и целиком посвятил себя музыке). В 1866–1878 гг. — профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки). С конца 1870-х гг. несколько лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В 1885 г. избран директором Московского отделения Русского музыкального общества. С того же года постоянно жил в Подмосковье, в окрестностях города Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 г. — в самом Клину. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижер в России и за рубежом.

Хотя в творчестве П. И. Чайковского представлены почти все музыкальные жанры, главное в нем — симфонические произведения, а также оперы и балеты. Содержание его музыки универсально: оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. Богатство лирической мелодики, мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества — все это сделало его выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Крупнейшие русские композиторы следующего поколения — С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, А. К. Глазунов и С. И. Танеев — могут быть названы прямыми последователями Чайковского. Он также был автором стихотворений, либретто некоторых своих опер и многочисленных музыкально-критических работ, часть которых была собрана в книге «Музыкальные фельетоны и заметки (1868–1876)» (1898).


Страницы (пролистать)