Показать ещё...
В сентябре 1996 года в г.Суздале проходила международная конференция "Математика и искусство". Выступление академика Бориса Викторовича Раушенбаха было одним из ключевых на этой конференции. В своем докладе он сформулировал основную трудность применения формально-математических методов в изучении искусства следующим образом: "...когда у искусствоведов пытаешься понять, чем отличается гениальная картина от копии, даже той же эпохи, они говорят, что гениальность – это отличие "чуть-чуть". У них есть такое понятие "чуть-чуть". Это "чуть-чуть" и есть гениальность. А что до этого – школа, умение, ремесло, это все не то. А вот "чуть-чуть", эти мельчайшие, почти неуловимые особенности, они и делают картину гениальной. Но это "чуть-чуть", оно как раз и показывает почти полную безнадежность формализации и последующего анализа художественного образа математическими методами. ...Тут мы сталкиваемся с отличием в величинах второго порядка малости... Искусствоведы недаром же говорят – "чуть-чуть". А не просто – "чуть"". Хотя Б.В.Раушенбах не использовал в своем докладе термин "неустойчивость", речь, несомненно, шла именно об этом принципиальном свойстве произведений искусства – их нахождение в неустойчивом, бифуркационном, критическом состоянии. Действительно, только в неустойчивом состоянии любая система очень чувствительна к малейшим изменениям. Представим себе стержень, стоящий строго вертикально на своем острие. Это состояние неустойчиво, и малейшая пылинка или возмущение воздуха вызовут падение этого стержня. Как справедливо отметил И.Р.Пригожин, термин "неустойчивость" очень часто носит негативный оттенок, и нередко подразумевается, что соответствующее явление недоступно формальному анализу или его вообще следует исключить из подлинно научного описания реальности. И понятно почему. Одно из важнейших свойств неустойчивого состояния – его непредсказуемое поведение. Мы не в состоянии предсказать, в какую сторону упадет вертикально стоящий стержень. Направление падения зависит от мельчайших, невидимых и неощущаемых нами воздействий, от тех самых "чуть-чуть", о которых говорил Б.В.Раушенбах. Можно сказать также, что в неустойчивых явлениях не выполняется один из основных принципов естествознания – принцип воспроизводимости научных результатов, который означает, что научный результат является достоверным, если он воспроизводится при одних и тех же условиях. Но мы не в состоянии воспроизвести направление падения стержня при условии его нахождения в строго вертикальном положении. Долгое время физика, включая квантовую механику и теорию относительности, действительно изучали в основном устойчивые системы и процессы. В научном мировоззрении в целом, включая мировоззрение в биологии, науках о высшей нервной деятельности и общественных дисциплинах, еще со времен Ньютона и Лапласа сложилось детерминистическое мышление, согласно которому все события и процессы в принципе можно моделировать и предсказать с любой точностью. Предполагалось, что явления, которые мы не в состоянии предсказать, обусловлены теми приближениями, которые мы вносим в наше описание природы. Примерно с середины 1950Нх годов в рамках физических и химических исследований в работах И.Р.Пригожина, Г.Хакена и ряда других ученых стала формироваться новая научная парадигма, связанная с изучением неустойчивых систем и процессов вдали от термодинамического равновесия. В таких условиях возникают когерентные структуры, охватывающие миллиарды частиц, благодаря чему создаются условия для возникновения жизни, биологической эволюции, появления человека. Только сравнительно недавно стало понятно, что все новое в мире возникает в результате бифуркаций, как развитие неустойчивых процессов и состояний, а основной причиной самоорганизации материи на любом уровне (неживой природы, биологической, социальной) являются неустойчивые, критические состояния. В этих же исследованиях было выяснено, что в неустойчивых системах даже очень маленькие различия в начальных условиях приводят к очень большим различиям в конечных результатах. Даже небольшое возмущение или ошибка ведут к большим последствиям, и точное предсказание поведения таких систем на больших временных интервалах становится невозможным. Таким образом, детерминистическая парадигма, господствовавшая в науке вплоть до последнего времени, неверна в системах, где есть неустойчивость. Однако фундаментальное свойство биологических, психических и социальных систем есть именно их неустойчивость. Известный физик Я.И.Френкель основное различие неживой и живой природы сформулировал следующим образом: "Нормальное состояние всякой мертвой системы есть состояние устойчивого равновесия, в то время как нормальное состояние всякой живой системы, с какой бы точки зрения она не рассматривалась (механической или химической), есть состояние неустойчивого равновесия, в поддержании которого и заключается жизнь". Психология и другие науки о мозге долгое время находились под влиянием традиционной для всей науки XIX и первой половины XX веков парадигмы устойчивых состояний и детерминизма. Мозг рассматривается в традиционной психологии и нейрофизиологии как сложная система в равновесном, устойчивом состоянии. В многочисленных психологических теориях и учениях отсутствует понятие неустойчивости, а понятия равновесия и устойчивости, как мы увидим ниже, являются синонимами. Но даже в рамках традиционной научной парадигмы в изучении высшей нервной деятельности сделано очень многое: выяснены, например, конкретные механизмы функционирования нейронов, законы проведения нервного импульса и т.д. При этом в психологии и других науках о деятельности мозга существует большое число качественных теорий и учений, не поддающихся экспериментальной проверке. В синергетическом подходе мозг рассматривается как сложная структура, функционирующая вблизи неустойчивого состояния, а все поведенческие функции описываются как неравновесные фазовые переходы. Выяснилось, что именно искусство является важнейшим инструментом для поддержания мозга в этом неустойчивом состоянии. Помимо того, что теория самоорганизации дала возможность сформулировать ряд фундаментальных операциональных принципов в работе мозга, она позволила по-новому взглянуть на роль хорошо известных и детально изученных психологических явлений. Так, явление мультистабильности восприятия при распознавании неоднозначных образов считается в традиционной психологии неким научным курьезом. В большинстве университетских курсов по психологии это явление даже не упоминается, хотя оно детально изучено в многочисленных экспериментальных и теоретических исследованиях. И только сравнительно недавно, в рамках исследований по проблемам самоорганизации в когнитивных процессах, выяснилась фундаментальная роль явления мультистабильности восприятия неоднозначных образов в деятельности мозга. Не только принципы работы мозга определяют структуру произведений искусства, но и само искусство влияет на эволюцию сознания. Логика развития и эволюции искусства в целом имеет относительную самостоятельность и подчиняется универсальным законам самоорганизации. Продукты художественного творчества, как и продукты "творчества природы" – биологические организмы – это сплав уникальных, индивидуальных особенностей и универсальных закономерностей. Именно универсальное, общесистемное в художественных произведениях является объектом приложения синергетического метода в изучении искусства. Автор выражает глубокую признательность, А.Ю.Лоскутову и Б.М.Галееву за полезные обсуждения, В.Е.Бондаренко, С.Ринальди и Дж.Кальоти за предоставленные материалы. Итак, нами показано, что основные универсальные закономерности самоорганизации, действующие в неживой и живой природе, имеют место и в искусстве: как в отдельных художественных произведениях, так и в эволюционном развитии различных его видов. Возникает закономерный вопрос: не является ли синергетический подход к изучению искусства лишь переформулировкой в новых терминах и понятиях хорошо известных фактов и закономерностей и не дающий ничего нового самому искусствознанию? Ответ на этот вопрос не является простым и однозначным и, чтобы представить себе всю сложность возникающей здесь проблемы, целесообразно обратиться к истории науки. В критические моменты развития многих научных дисциплин не раз возникали ситуации, когда новая научная концепция (новая парадигма) объясняла, исходя из небольшого числа исходных принципов, огромное число ранее казавшихся независимыми фактов и эмпирических закономерностей. Достаточно вспомнить возникновение механики Ньютона и эволюционной теории Дарвина. Представляется, что синергетика также способна выполнить такую интегрирующую функцию. Проведенный анализ показывает, что такие фундаментальные понятия синергетики, как неустойчивость, принцип подчинения, фазовый переход и т.д., позволяют с единых позиций подойти к изучению огромного числа разрозненных фактов и закономерностей из самых разных видов искусства: циркового, хореографического, литературы, кино и т.д. Но та же история науки учит нас, что при этом дело не ограничивается систематизацией известных фактов. Всегда имеет место приращение знания: объяснение ранее непонятных явлений, предсказание новых фактов и закономерностей. Материалы этой книги также указывают, что искусствознание вправе ожидать от синергетического подхода новых знаний. Например, в искусствознании хорошо известно понятие доминанты как основного структурообразующего элемента произведений. Но именно синергетический метод вскрыл связь этого понятия с неустойчивостью, позволил показать важную роль доминанты в заголовке художественного произведения, роль доминанты в художественном творчестве. Наше исследование в основном строилось на аналогиях между универсальными формами поведения в самоорганизующихся системах и теми или иными феноменами в сфере искусства: каждому универсальному явлению или процессу в синергетике мы находили соответствие в художественной культуре. Но существует ли в искусстве нечто, специфическое только для искусства, что отличает его от свойств неживой и живой природы, и если существует, то можно ли его изучить методами естествознания? В искусстве мы постоянно имеем дело с ситуациями, не совместимыми с фундаментальными законами природы, потому такие ситуации никогда не были и не могли быть объектами исследования естествознания. Такие явления, следовательно, одна из специфических особенностей искусства, и, подчеркнем это особо, сущность (природа) этой особенности искусства выявлена, опираясь на естественно-научные знания. Существует представление, что полное логическое, рациональное, естественно-научное объяснение искусства невозможно, иначе это привело бы к подмене искусства наукой, и нужда в самом искусстве бы отпала. Сама формулировка такого утверждения содержит определенное противоречие: объяснение явления приравнивается к самому явлению. Разумеется, ни о какой подмене наукой искусства не может быть и речи, поскольку, как мы выяснили, спектр явлений искусства гораздо шире, чем спектр явлений науки. Наука имеет дело с возможным и вероятным, искусство – зачастую – с невозможным и невероятным. Наука всегда была и будет союзницей искусства в деле создания новых необычных форм и образов. Именно благодаря науке стали возможными такие виды искусства, как кино и телевидение. Наука и только наука способна ясно и четко осознать специфику искусства и помочь ему целенаправленно и активно проявить эту специфику. Евин Игорь Алексеевич Родился в Казани в 1949 году. В 1974 году окончил кафедру физики живых систем Московского физико-технического института. В настоящее время работает в Институте проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН (ИПУ РАН), где занимается математическими проблемами теории искусства. Профессор МФТИ, читает курс лекций по вычислительной биологии для студентов биологических специальностей.
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |