URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Горин-Галкин В.Ф. Долой материализм! Материалистическая теория познания и введение к критике эмпириокритической критики Обложка Горин-Галкин В.Ф. Долой материализм! Материалистическая теория познания и введение к критике эмпириокритической критики
Id: 256429
346 р.

Долой материализм! Материалистическая теория познания и введение к критике эмпириокритической критики. №193. Изд. стереотип.

URSS. 2020. 72 с. ISBN 978-5-397-07134-5.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга русского философа, историка, публициста, видного деятеля революционного движения В.Ф.Горина-Галкина (1863–1925), в которой он развивает материалистическую теорию познания и выступает с критикой эмпириокритицизма --- философского направления, пытающегося освободить опыт от каких-либо метафизических предпосылок и построить философию на понятии опыта в том виде, в каком он непосредственно... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Глава I.(Вводная). Методологическое значение теории Х-процесса
Глава II.Виды сведения. Механический материализм и объективныйидеализм
Глава III.Пределы сведения. Диалектический материализм. Теория Энгельса и Плеханова
Глава IV.(Заключительная). Еще раз виды монизма

Предисловие
top

Я в настоящей брошюре – по теории познания – уделяю довольно много места критике махизма, эмпириокритицизма. Это не удивит товарищей-коммунистов, посвященных в дело. Но большинство будет, может быть, удивлено. Зачем столько шума из-за какого-то эмпириокритицизма? Что нам Гекуба?

Я это делаю совсем не из особых коммунистических симпатий к эмпириокритицизму. Совершенно наоборот Это, конечно, легко заметить с первых моих слов об эмпириокритицизме. В чем же дело? Почему столь непропорциональное как будто внимание? Вследствие значительных отрицательных заслуг эмпириокритицизма пред пролетариатом у нас в России. И не потому опять-таки, чтобы сам по себе эмпириокритицизм, как таковой, в них был повинен. Нет. Философия эмпириокритицизма – наилучшая из буржуазных философий, наиболее радикальная. Но дело в том, что русские партийные эмпириокритики оказали эмпириокритицизму соответственную услугу. Вообразив, что это "истинно пролетарское учение", они в свое время: очень много поусердствовали в его пользу и не мало испортили пролетарских голов этой философией. С этой философски-партийной дезорганизациею и необходимо бороться нам. Ибо и сейчас еще не прошла мода на эту философию. Надо опасаться, чтобы она и теперь не навредила нашей партии, – теперь, когда идет великая переоценка всех ценностей. На счет этого мы уже имеем некоторые неприятные наблюдения... Caveant consules! (Пусть консулы предпримут меры!)...

Два слова о терминологии (словоупотреблении). Я употребляю слово: метафизика в двух смыслах. В одном случае – в смысле недиалектического мышления, противоположного "диалектике" марксизма. О том, что такое диалектика, я объясню в тексте (в брошюре)... В другом случае я употребляю слово: метафизика в том смысле, как его употребляет буржуазная философия. В этом случае оно обозначает учение о сверхъестественном способе постижения непознаваемых опытным разумом вещей – в себе. Тогда "метафизика", в отличие от первого словоупотребления, у меня берется в кавычки.


Об авторе
top
Владимир Филиппович ГОРИН-ГАЛКИН (1863-1925)

Философ, историк, публицист, видный деятель революционного движения в России. Родился в Могилеве. Во время учебы в гимназии принял участие в революционной деятельности; из-за преследований гимназического начальства вынужден был уйти из 7-го класса. В 1888 г. был осужден по делу Южной народовольческой организации и сослан на 8 лет в Восточную Сибирь; находясь в ссылке, вступил в 1895 г. в РСДРП. Делегат II съезда РСДРП (1903); на съезде поддерживал В.И.Ленина. Участвовал в работе эмигрантских большевистских организаций, был связан с К.Либкнехтом и Р.Люксембург. После февральской революции 1917 г. вернулся в Россию. В составе Военно-революционного комитета участвовал в подготовке Октябрьского вооруженного восстания. Один из организаторов Народного комиссариата по иностранным делам. С 1918 г. – на руководящей военно-политической работе в Красной Армии; занимал командные должности в Высшей военной инспекции и во Всевобуче (всеобщее военное обучение). После окончания Гражданской войны занимался научно-педагогической работой в Москве.

В.Ф.Горин-Галкин - автор многих статей и лекций по вопросам философии и истории, написанных в основном в 1917-1924 гг. В их число входят работы по истории РКП(б) и Октябрьской революции, проблемам ленинизма и диалектики, организации государственного аппарата, статьи о воспитании молодежи, о "рабочей оппозиции", воспоминания о В.И.Ленине (1917) и книги "Нравственное учение Льва Толстого" (1919) и "Долой материализм!" (1920). Он также готовил в начале 1920-х гг. обобщающий труд "Диалектика", оставшийся неоконченным. В.Ф.Горин-Галкин одним из первых встал на защиту философии в СССР, когда она подвергалась критике со стороны представителей "антифилософского нигилизма", особенно после высылки в 1922 г. "старорежимных" мыслителей. Его работы оказали влияние на последующие поколения философов; выдающийся советский философ Б. М. Кедров считал его своим "теоретическим наставником".