URSS.ru Магазин научной книги
30 лет Издательской группе URSS
Обложка Костяев А.И. Ароматы и запахи в истории культуры: Знаки и символы Обложка Костяев А.И. Ароматы и запахи в истории культуры: Знаки и символы
Id: 283960
12.9 EUR

Ароматы и запахи в истории культуры:
Знаки и символы. Изд. 5, стереотип.

URSS. 2022. 144 с. ISBN 978-5-9519-3042-2.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге впервые системно представлен феномен ароматов и запахов как часть бытия человека. Рассматривается роль запахов в различных культурах, в том числе в культуре французского Просвещения и в русской культуре, в частности в русской литературе XIX -- начала XX века. Исследуются попытки проникновения в мир запахов в рассуждениях И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля, А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, В.В.Розанова и А.Белого,...(Подробнее) Н.А.Бердяева и И.А.Ильина. Проведенный автором анализ позволяет представить историю европейской культуры в запахах, ощутить ароматы культуры Серебряного века, а также понять, почему в современной цивилизации естественные запахи подменяются искусственными.

Книга предназначена для всех интересующихся культурой повседневности.

Подробная информация:
Оглавление Введение Об авторе

Оглавление
top
Введение
IМир запахов
 § 1.Самопрезентация человека в запахах и ароматах
 § 2.Присутствие запахов в текстах сознания
 § 3.Ароматы культуры французского Просвещения. Д.Дидро. Ж.-Ж.Руссо
 § 4.Проникновение вглубь запахов у И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля
 § 5.Агрессия запахов у А.Шопенгауэра и Ф.Ницше
 § 6.Исцеление ароматами
IIЯзык запахов в России
 § 1.Запах плоти. В.В.Розанов
 § 2.Вселенские запахи. А.Белый
 § 3.Вокруг человека – сотни запахов. Н.А.Бердяев, И.А.Ильин
 § 4.Запахи России. Традиции русской литературы
 § 5.Размышления о запахах
Заключение
Литература

Введение
top

Восприятие запахов изучают в физиологии, психологии, химии, философии, культурологии. Физиологическое воздействие пахучих веществ изучается в экспериментальных исследованиях. Однако органическая реакция индивида составляет лишь одну из сторон восприятия запаха. Она сводится к переживанию элементарных смыслов: удовольствия – неудовольствия, возбуждения – успокоения, напряжения – разрядки. Источником элементарных смыслов является нередко количественная сторона запахов. Содержание запахов образует смыслы более высокого порядка. Наименее изученными проблемами считаются:

– закономерность смыслообразования при организации воспринимаемых запахов в единое целое;

– логика движения смыслов, основанная на соотношении данного момента обоняния с предыдущим;

– отображение композиции запахов в смыслах – на сознательном и бессознательном уровнях.

Самым сложным оказывается вопрос о том, откуда берется у индивида способность следить за развитием смыслов, представленных запахами. Исследований, посвященных исторической и национальной вариативности восприятия запахов, недостаточно. Между тем в научной литературе признается зависимость осмысления запахов от уровня культуры общества, обонятельного опыта индивида. Одна из причин этого, по нашему мнению, заключается в отвлеченности эстетики восприятия и замкнутости эстетической теории. Историк парфюмерии или гастрономии, изучая свой предмет, не может отрешиться от понимания его как феноменологии вкусо-обонятельного шедевра. История восприятия учитывается лишь в "снятом" виде.

Анализ укладывается в систему субъект-объектных отношений. Природа запаха генетически связана с ситуацией, когда эти отношения еще не были сформированы. Следовательно, необходимо рассматривать осмысление запахов в ракурсе культурной эволюции человека. Тем более что есть попытки представить механизм смыслообразования запахов как древнейший, архаический пласт человеческой культуры, не поддающийся ароматической прогрессирующей организации. Другая крайность: утверждается, что старые механизмы смыслообразования запахов исчерпали свои возможности, и логика развития культуры привела к неким "концептуальным" предписаниям, предваряющим восприятие запахов. Анализ динамики смыслообразования запахов позволяет выделить:

– дифференциацию запахов;

– эмоционально-эстетический отклик;

– ассоциативно-обонятельную активность.

Есть основания предполагать, что становление первого элемента относится преимущественно к архаической культуре. Позже формируется второй элемент, так как эмоционально-эстетический отклик определяется не только культурным обликом человека, но и индивидуально-типологическими, психологическими его особенностями. Архаическое "остается" во втором и третьем элементах на уровне культурно-бессознательного.

Общая тенденция смыслообразования проявляется и в сфере восприятия запахов. С повышением культурного уровня субъекта фрагментарное восприятие запахов превращается в структурно-целостный акт. Происходит некоторое снижение ассоциативной активности в сознании, что объяснимо перерастанием фазы формирования смысла как "осмысления под запахи",/ "угадывания смысла запахов". Создаются предпосылки смыслового перевода языка запахов, причем из разных культур, на язык впечатлений и сюжетных схем индивида.

Различия между субъектом и объектом не существуют на уровне рефлекторной моторики человека. Внутренняя моторика (микродвижения мышц, поднимающих и опускающих нос) "отсутствует" при непонимании запахов. И наоборот, динамика мышечных движений соответствует воспринимаемому запаху. Моторное звено восприятия запаха, следовательно, способствует его осмыслению. По мере осмысления запахов формируется субъект культуры. В каком отношении? Смысл определяется не только тем, что дает человеку совокупность запахов, но, прежде всего, тем, что он в них ищет.

Для осмысления запахов требуется все более сложная аналитическо-синтетическая работа сознания. Раскрывая духовный мир, человек делает "открытым" реальный, внешний мир запахов. Поэтому смыслообразование здесь совершается и как обратный процесс. Во второй половине XX века возникает одорология (от лат. odor – запах) – наука о природе и механизме обоняния, опознания запахов. Появляются научные направления – ольфактроника (от лат. olfactorius – благовонный) – изучение применения запахов в разных областях жизни; ольфактометрия – изучение остроты обоняния. В основу смыслогенетической одорологии, по нашему мнению, должны быть положены следующие закономерности:

1. Смысл запаха является одной из составляющих культуры.

2. Смыслы ароматов человечество всегда приравнивало к символам духовности, гармонии.

3. Сущность смысла запахов заключается, прежде всего, в реально-действенных проявлениях.

Совершенствование обоняния заключается в том, чтобы "подвести" предмет к границе смыслового поля.

Понятийный аппарат современной одорологии усложнен и непорядочен. В нем выделяются понятия, не наполненные личностно-именным содержанием. Существует до 40 теорий, объясняющих происхождение запахов – химическая, стереохимическая, квантовая и др. Между тем, о запахах известно не более 5% от того, что они скрывают. Не существует общепринятой классификации запахов.

Недостаточно изучена взаимосвязь эфирных масел – с грозой, погодными аномалиями. Попытка создания "электронного носа" (1948, США) выявила невозможность воспроизвести эту способность человека в машинном варианте. Необходим новый тип социокультурных исследований, в рамках которых главная роль отводится не механическому усвоению существующих смыслов запахов, а подготовке к овладению техникой и содержанию смыслов запахов, которых ранее не существовало.

Запах является индикатором многих процессов, происходящих "внутри" человека, но главное в нем – культурный смысл. На границе одорологии с другими науками могут решаться такие проблемы, как: влияние запахов на настроение, память, поведение, эмоции; кодирование запахов на уровне обонятельных нейронов.

Классификации запахов в одорологии – не более, чем универсальные смысловые схемы. К.Линней: приятный, благовонный, амброво-мускусный, чесночный, козлиный, отталкивающий, зловонный. А.Галлер: приятный, неприятный, нейтральный. Дж.Эймур: камфорный, эфирный, цветочный, мускусный, мятный, острый, гнилостный. А.Васильев: хороший для большинства, плохой для большинства, индивидуально предпочитаемый. Д.Димов: чистый, смешанный, раздражающий.

Время, осмысленное в запахах, есть часть времени, существующего независимо от человека; последний в определенной мере идентифицирует себя с ним. Иначе: ценность запаха определяется как осмысление себя во времени. Она появляется позже, чем предметно-смысловое отношение к запахам. Сезонные запахи имеют продолжительность 30–100 суток. Запахи, существующие 50–100 лет, формируются внутри семьи из трех-четырех поколений. Они "укладываются" в продолжительность жизни одного человека. В общественной памяти о событиях запахи сохраняются на глубине 1000–10000 лет. Запахи от 10000 до 100000 лет выражаются в мифах. Это, например, мифологизированный запах материнского молока. Запахи старше 100000 лет находятся за пределами живой памяти.

Запахи легко переводить в цвета. В свою очередь, метафоры цвета становятся метафорами запаха. Происходит двойная символизация: запах пыли – серый, запах ириса – радужный. Рыжеватый цвет сапог ассоциируется с запахом старой кожи. В России тоска имеет метафорические запах и цвет – зеленый. Существуют звуково-запаховые метафоры. Запахи нищеты и роскоши как бы "кричат". К разряду "шумных" относится запах победы. Запах осенних яблок – "постукивающий". Запахи ржаного поля – "слегка шелестящие". Через мышечные ощущения также можно выразить запахи. У розы – аромат "легкий". Уличные запахи всегда "тяжелые".

Движущая сила обонятельной чувствительности – переосмысление, при которой представления о мире не разрушаются, не отрицаются, а обогащаются новым содержанием. Смыслы запахов не "вносятся" извне как внешнее, принудительное начало. Они "самовозникают" в сознании субъектов культуры. Смыслообразование запахов есть регулируемый процесс. Место смыслов запахов в культуре определяется их преимуществом перед значениями:

– генетически смыслы запахов "предшествуют" значениям запахов;

– через смыслы природных запахов можно "выйти" на органическую картину мира в сознании человека;

– нелинейность организации смысла запахов наиболее полно воспроизводит нелинейную организацию мысли;

– смыслы запахов не менее социальны, чем значения, так как они представляют индивидуальное освоение опыта разных поколений.

Следует отметить, что смысл и значение запахов не являются жестко фиксированными в своих границах. В культуре смысл и значения запахов "сливаются". Нужна специальная аналитическая операция, чтобы их разделить. К стадиям смыслообразования запахов в культуре относятся:

– возникновение смысла (событие в запахах);

– раскрытие смысла (понимание запахов);

– смысловой подбор (творчество в ароматах и духах);

– смысловой след (переживание запахов в литературе, изобразительном искусстве).

Некий образец, обонятельная традиция не воспроизводятся сознанием с точностью "до удвоения". Они осмысливаются как нечто культурное, но еще не личное. Чтобы стать принадлежностью человека, обонятельные метафоры должны быть заново присвоены. В сфере парфюмерии и гастрономии эти процессы проходят в концентрированном виде. Поэтому подлинным содержанием приобщения к миру запахов является культура повседневности, в ней человек самовыражается легко и естественно.

Академическая часть философской культуры наиболее консервативна. Но для реализации смысла запахов необходим выбор, поэтому он неизбежно разрушается при переходе предела "жестокости". Чтобы этого не произошло, необходим выход процесса осмысления запахов в многофункциональные социальные пространства.


Об авторе
top
photoКостяев Александр Иванович
Кандидат философских наук, член Российского философского общества. Автор более 130 научных публикаций, в том числе монографий: «Культура как объект смыслогенетического анализа», «Алфавиты и коды культуры. Palaestina. Roma», «У истоков европейской мысли. L. A. Seneca», «Проекции температурной чувствительности Человека культурного» (M.: URSS), «Ароматы и запахи в истории культуры: Знаки и символы» (M.: URSS). Является одним из авторов учебно-методических пособий: «Структурный курс философии», «Философия: Исследования, тексты, схемы, таблицы, упражнения, тесты», «Культурология: Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования» (M.: URSS).
Информация / Заказ
Зиновьев А.А. ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ
2023. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR

Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати

В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее)


Информация / Заказ
2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR

Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR

Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR

Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR

В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR

Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире.

Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR

В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR

Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее)


Информация / Заказ
2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR

Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее)