URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Рейснер М.А. Идеологии Востока: Очерки восточной теократии. (Египет, Хетты, Вавилон, иудаизм, Коран, Ману, буддизм, конфуцианство) Обложка Рейснер М.А. Идеологии Востока: Очерки восточной теократии. (Египет, Хетты, Вавилон, иудаизм, Коран, Ману, буддизм, конфуцианство)
Id: 254239
650 р.

ИДЕОЛОГИИ ВОСТОКА:
Очерки восточной ТЕОКРАТИИ. (Египет, Хетты, Вавилон, иудаизм, Коран, Ману, буддизм, конфуцианство). № 101. Изд. стереотип.

Идеологии Востока: Очерки восточной теократии. (Египет, Хетты, Вавилон, иудаизм, Коран, Ману, буддизм, конфуцианство) URSS. 2020. 344 с. ISBN 978-5-397-07039-3.
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая читателю книга известного российского правоведа, историка, социолога и философа М.А.Рейснера (1868–1928) содержит очерки, в которых представлено описание и критика некоторых идеологических систем Востока. На материале памятников Древнего Востока автор анализирует происхождение тех или иных восточных идеологий, их связь с хозяйственным развитием общества. В работе рассматриваются идеологические системы Древнего Египта,... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Глава первая. Идеологии и хозяйство древнего Востока
 § 1. Земледелие и крестьянское хозяйство
 § 2. Земледелие и магия
 § 3. Развитие магии
 § 4. Идеология и классы
 § 5. Надклассовая идеология
Глава вторая. Идеологии древнего Египта
 § 6. Речные культуры. Нил и боги
 § 7. Бог-фараон
 § 8. Бюрократия и жрецы
 § 9. Физический труд
 § 10. Идеология трудящихся
 § 11. Военная идеология
Глава третья. Идеология хеттов и древнего Вавилона
 § 12. Хетты
 § 13. Вавилон и его хозяйство
 § 14. Государственный строй, царь и конституция
 § 15. Политика
 § 16. Характер идеологии
 § 17. Ограждение слабых
 § 18. Религиозные гарантии
 § 19. Террор
Глава четвертая. Идеология библейского Ягве
 § 20. Древний Израиль и демократия
 § 21. Договор
 § 22. Лоза и пряник
 § 23. Теократия
 § 24. Жрецы и царь
 § 25. Пророки
 § 26. Мессия
 § 27. Царство божие
 § 28. Социальная революция
Глава пятая. Идеология Корана
 § 29. Ягве и Аллах. Арабская торговля
 § 30. Аллах-хозяин
 § 31. Прибыли и убытки
 § 32. Рай и ад
 § 33. Идеология Корана
 § 34. Теократия и торговля
 § 35. Мистика и мессия ислама
Глава шестая. Идеология законов Ману
 § 36. Хозяйство и магия
 § 37. Касты
 § 38. Брахманы
 § 39. Прочие касты
 § 40. Каста, класс и профессия
 § 41. Раджа и государство
 § 42. Основы царской политики
 § 43. Система наказаний
 § 44. Касты в наше время
Глава седьмая. Буддизм и его социальная идеология
 § 45. Социальные предпосылки буддизма
 § 46. Учение о страдании
 § 47. Любовь
 § 48. Метафизика буддизма
 § 49. Аристократия мудрых
 § 50. Санга
 § 51. Непротивление
 § 52. Буддизм и рационализм
 § 53. Буддизм, как идеология абсолютизма
 § 54. Перерождение буддизма
 § 55. Бодисатва
Глава восьмая. Идеология конфуцианства
 § 56. Судьбы конфуцианства
 § 57. Речная культура
 § 58. Экономика
 § 59. Материализм, беднота и богатство
 § 60. Социальное неравенство
 § 61. Мандаринат в идеологии
 § 62. Религия
 § 63. Народ и царь
 § 64. Политика и метод
 § 65. Крестьянская политика
 § 66. Семейно-родовое начало

Предисловие
top

Настоящий труд не является историческим исследованием в полном смысле слова. Он обнимает собою лишь ряд отдельных очерков, связанных единством предмета. Поэтому читатель напрасно будет искать подробных данных о возникновении отдельных идеологических систем, об их развитии и последующих перерождениях. Менее всего мы задавались целью дать полную историю развития идеологий на Востоке. Этим объясняется и тот факт, что некоторые страны и возникшие в них идеологические системы остались вовсе без рассмотрения. Повторяем, мы предполагали дать очерки, а не полную историю.

Вместе с тем нужно отметить, что мы специально остановили наше внимание именно на идеологических системах. Само собой разумеется, в марксистской работе мы не могли ограничиться только изложением и критикой одних идеологий. Они поставлены в необходимую связь с тем, хозяйственным бытием, которое создало эти идеи. Но целью нашего труда было не столько установление подробной исторической связи между развитием отдельных форм хозяйства и соответственной надстройкой, сколько классовый анализ памятников, несущих в себе непосредственное отражение экономических условий, классового разделения и эксплоатации. Источники должны сами говорить за себя. Будучи созданием классового гнета в данных хозяйственных условиях, они сами должны рассказать о реальной основе, их породившей. Поэтому более всего мы предоставляем памятникам Востока свободу их собственной речи.

Приходится отметить и некоторые особые трудности при настоящей работе. Не говорим уже о том, что приходилось пользоваться европейскими переводами с восточных языков. Но, к сожалению, до настоящего времени слишком мало имеется трудов по истории идеологий Востока. И едва ли не один труд покойного Макса Вебера по социологии религий представляет попытку подойти к религиозным системам с точки зрения социолога и политика. Само собой разумеется, однако, что Макс Вебер менее всего был заинтересован в классовом подходе с точки зрения революционного марксизма.

Считаю долгом принести благодарность за помощь книжным материалом тт. Ильинскому и Евдокимову и за ценные указания по истории Индии И.М.Рейснеру.

Москва, октябрь 1926 года.


Об авторе
top
photoРейснер Михаил Андреевич
Известный российский правовед, историк, социолог и социальный психолог, философ. Родился в Виленской губернии, в семье чиновника. В 1893 г. окончил юридический факультет Варшавского университета. В 1893–1896 гг. преподавал правовые науки в Киевском университете. Был командирован в Гейдельберг; по возвращении (1898) занимал должность экстраординарного профессора юридического факультета Томского университета. С 1903 г. — в эмиграции; читал лекции в Парижской высшей школе социальных наук. В 1907 г. вернулся в Россию; был приват-доцентом Петербургского университета, профессором Высших женских курсов и юридического факультета Психоневрологического института. После Октябрьской революции — профессор Петроградского университета, Психоневрологического института и Военной академии Генерального штаба. Автор текста декрета об отделении церкви от государства. Участвовал в разработке первой конституции РСФСР.

М. А. Рейснер — автор ряда работ по проблемам социальной психологии, права, религии, теории государства, политики, идеологии и социологии. Он полагал, что социальная психология обусловлена экономическим бытом и лежащим в его основе способом производства и, в свою очередь, обуславливает методы восприятия и идеологического построения. Он также стремился по-новому переосмыслить психоанализ З. Фрейда, полагая, что следует «очистить драгоценные зерна фрейдизма от идеологической оболочки» посредством применения материалистической диалектики К. Маркса. В 1920-е гг. он разрабатывал учение о государстве Советов, вопросы общей теории права и советского права, классового анализа теократических систем Востока. Работы М. А. Рейснера оказали значительное влияние на становление социальной психологии в СССР. Известность получили его труды: «Общественное благо и абсолютное государство» (1902), «Государство и верующая личность» (1905), «Русский абсолютизм и европейская реакция» (1906), «Духовная полиция в России» (1909; переизд. в URSS), «Право. Наше право. Чужое право. Общее право» (1925), «Проблемы социальной психологии» (1925; переизд. в URSS), «История политических учений» (1929; переизд. в URSS) и другие.