Обложка Базаров В.А., Берман Я.А., Луначарский А.В., Юшкевич П.С., Богданов А.А., Гельфонд И.И., Суворов С.А. Очерки по философии марксизма
Id: 253563
359 руб. Новинка недели!

Очерки по ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА. №58. Изд. стереотип.
Очерки по философии марксизма

URSS. 2020. 334 с. ISBN 978-5-397-07001-0.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания).
Аннотация

Предлагаемая читателю книга содержит философские очерки, авторы которых, известные общественные и политические деятели, философы и писатели, хотя и не являются сторонниками одной и той же философской системы, но отправляются от одного общего пункта --- понимания и принятия научного социализма как новой социально-экономической формации, как нового типа общественного бытия и нового типа мышления. В статьях сборника рассматриваются проблемы диалектики ...(Подробнее)и атеизма, вопросы социальной философии, сопоставляются философские системы прошлого с современными авторам направлениями философии.

Книга рекомендуется философам, историкам, а также всем заинтересованным читателям.


Содержание
 ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
 I. В.Базаровъ. Мистицизмъ и реализмъ нашего времени
 II. Я.Берманъ. О диалектике
 III. А.Луначерский. Атеисты
 IV. П.Юшкевичъ. Современная энергетика съ точки зрения эмпириосимволизма
 V. А.Богдановъ. Страна идоловъ и философия марксизма
 VI. И.Гельфондъ. Философия Дицгена и современный позитивизмъ
 VII. С.Суворовъ. Основания социальной философии

Предисловие к первому изданию

Статьи настоящаго сборника не связаны единствомъ какой-либо вполне законченной философской "системы".

Читатель увидитъ, что отдельные авторы расходятся между собой не только въ оттенкахъ интерпретации второстепенныхъ вопросовъ, но и въ понимании некоторыхъ основныхъ гносеологическихъ проблемъ.

Однако всехъ ихъ объединяютъ две основныя точки зрения.

Во-первыхъ. Все они связываютъ свои философские взгляды съ социализмомъ; следовательно, разсматриваютъ социализмъ, не какъ совокупность "практическихъ реформъ", не имеющихъ никакого отношения къ "высшимъ запросамъ человеческаго духа", а какъ зарождение новой социально-экономической формации, -- какъ новый "типъ общественнаго бытия, которому долженъ соответствовать и новый типъ мышления.

Въ противовесъ этическому пониманию социализма, которое просто "противопоставляетъ" свой моральный постулатъ, свое требование абсолютной справедливости стихийнымъ силамъ природы и общества, -- авторы думаютъ, что основой социализма должно быть не абстрактное отрицание враждебныхъ ему стихий, а ихъ завоевание, не разрушение ихъ "злой" мощи въ интересахъ "добра", а обращение этой мощи на службу человечеству.

Такое понимание общественнаго идеала составляетъ характерную черту научнаго социализма или марксизма, сторонниками котораго являются все участники настоящаго сборника.

Методы точной или, такъ называемой, "положительной" науки представляютъ существенный интересъ для марксиста, какъ такового. Все то, что въ этихъ методахъ дейсвительно прогрессивно -- т.е. действительно расширяетъ власть человека надъ внешней и социальной природой -- все это должно быть усвоено марксизмомъ, должно войти, какъ интегральная часть, въ миросозерцание научнаго социализма.

Отсюда вытекаетъ вторая черта, общая всемъ авторамъ сборника, -- черта, намечающая исходный пунктъ ихъ критики. Эта критика направлена, какъ увидитъ читатель, на два фронта: съ одной стороны -- противъ некоторыхъ сторонниковъ научнаго социализма, пытающихся закрепить въ марксистской философии такия понятия или категории, которыя, какъ сказалъ-бы Марксъ, "изъ формы развития мысли превратились въ ея оковы", -- другими словами, не расширяютъ сферу человеческой власти надъ природой и обществомъ, но фиксируютъ ее на ступени, уже достигнутой и превзойденной познаниемъ. Съ другой стороны, наша критика направлена, конечно, противъ принципиальныхъ противниковъ научной методологии, аппеллирующихъ отъ "обанкротившагося" разума къ инымъ, не разумнымъ или -- что то же -- сверхразумнымъ методамъ воздействия на природу и общество.

Хотя авторы и не могутъ, такимъ образомъ, назвать себя сторонниками одной и той же философской системы, темъ не менее они отправляются отъ одного общего пункта и стремятся къ одной общей цели.


Об авторах
Луначарский Анатолий Васильевич
Видный советский государственный деятель, публицист, критик, искусствовед; академик АН СССР (1930). Родился в Полтаве, в семье крупного чиновника. Учился в Цюрихском университете; слушал курс философии и естествознания под руководством Р. Авенариуса; изучал труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Был близок к группе «Освобождение труда», особенно к Г. В. Плеханову. В 1895 г. вступил в РСДРП. Несколько раз арестовывался и высылался. В 1903 г., после раскола партии, стал большевиком. Участвовал в работе III и IV съездов РСДРП. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах. В 1909 г. принял активное участие в организации крайне левой группы «отзовистов»; в дальнейшем, вплоть до 1917 г., пребывал вне фракций. После Октябрьской революции, в 1917–1929 гг., занимал пост наркома просвещения. С 1929 г. председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. В 1933 г. был назначен полпредом СССР в Испании.

Будучи человеком энциклопедических знаний, А. В. Луначарский внес огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем связаны формирование системы народного образования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Он также играл роль связующего моста с западным культурным миром; благодаря ему в Москву приезжали или переписывались с наркомом выдающиеся писатели — А. Барбюс, Г. Уэллс, Б. Шоу, Р. Роллан, Э. Синклер, С. Цвейг и другие. Известность получили его труды по общетеоретическим вопросам культуры, особенно художественной, а также по литературоведению, театроведению, эстетике, педагогике. В работе «Основы позитивной эстетики» (1904) он дал понятие идеала жизни — свободного, гармоничного, открытого для творчества; в книге «История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах» (1924; 4-е изд. URSS, 2011) охарактеризовал творчество многих известных писателей Западной Европы.

Юшкевич Павел Соломонович
Яркий отечественный мыслитель, публицист, переводчик философской литературы, сторонник меньшевистского крыла Российской социал-демократической рабочей партии. Родился в 1873 г. в Одессе. После окончания в 1891 г. гимназии учился в Париже, где слушал лекции по математике знаменитых ученых Ш. Эрмита и А. Пуанкаре. Вернувшись домой на летние каникулы, был арестован и сослан в Кишинев по обвинению в революционной деятельности во время учебы в гимназии. В период ссылки окончательно сложились его социал-демократические убеждения. Позже, в 1902 г., закончил факультет наук в Сорбонне, после чего переехал в Санкт-Петербург, где в 1913 г., сдав экзамены экстерном, получил диплом университета.

В Петербурге П. С. Юшкевич активно занимался написанием трудов в самых разных областях философии, публицистических статей, переводами работ известных зарубежных философов. Вел бурную полемику с «ортодоксальными сторонниками диалектического материализма», в том числе с Г. В. Плехановым и В. И. Лениным, которых подверг критике в книге «Столпы философской ортодоксии» (М.: URSS). В 1908 г. в Санкт-Петербурге опубликовал книгу «Материализм и критический реализм: О философских направлениях в марксизме» (М.: URSS). Незадолго до Октябрьской революции уехал в Одессу, где вступил в местную организацию РСДРП(м). С 1920 г. постепенно отошел от политической деятельности. Позже переехал в Москву, где сотрудничал с издательством «Мир», переводил тексты для Института Маркса и Энгельса, сочинения французских философов XVIII в., книги по истории математики.

Богданов Александр Александрович
Российский ученый-энциклопедист, политический деятель, врач, писатель-фантаст. Окончил медицинский факультет Харьковского университета (1899). Организатор социал-демократических рабочих кружков в Туле (1896–1899), член ЦК РСДРП в 1905–1910 гг., организатор партийных школ на о. Капри и в Болонье, член литературной группы «Вперёд» (1910–1912). Полковой врач в русской армии в начальный период мировой войны (1914–1915). После Октябрьской революции — член Социалистической академии, профессор политэкономии Московского университета, эксперт по подготовке участия Советской России в Генуэзской международной конференции (1922). Участвовал в организации Общества межпланетных сообщений (1924). С середины 1920-х гг. сосредоточился на научных исследованиях в области трансфузиологии и геронтологии. Организатор и первый директор (1926–1928) первого в мире Института переливания крови в Москве. Создатель тектологии — общенаучной концепции, предвосхитившей кибернетику и теорию систем.