Обложка Габриэль М. Я не есть мозг: Философия духа XXI века. Пер. с нем.
Id: 253543
719 руб.

Я НЕ ЕСТЬ МОЗГ:
Философия духа XXI века. Пер. с нем. № 10
Я не есть мозг: Философия духа XXI века. Пер. с нем.

URSS. 2020. 304 с. ISBN 978-5-9710-7181-5. Белая офсетная бумага.
  • Твердый переплет
От философии Древней Греции и анализа классических теорий сознания до дискуссий о квалиа и современной нейробиологии. Апология духовной жизни и свободы воли человека с помощью идей Канта, Фихте и Гегеля, а также «Доктора Кто», «Фарго» и «Ходячих мертвецов». Яркая критика нейроцентризма, социал-дарвинизма и элиминативного материализма.

Аннотация

Неужели человек — это только электричество между нейронами, биологическая машина, социальное животное? Являются ли наши ценности — вера, любовь, надежда и свобода — всего лишь очень убедительной иллюзией? Неужели современная нейронаука права, и я — это мой мозг?

В своей ломающей стереотипы книге «Я не есть мозг» знаменитый немецкий философ Маркус Габриэль вступает в полемику с характерными для современной философии сознания редукционизмом,...(Подробнее) нейроцентризмом и социал-дарвинизмом, выражая обоснованное сомнение по поводу того, что описание человека, данное нейронаукой, является полным и всеохватным. Следуя традициям философии духа и неоэкзистенциализма, а также основываясь на современных научных исследованиях, Габриэль настаивает на том, что сфера человеческого духа, включающая политику, культуру и язык, гораздо шире рамок, в которые нас пытается загнать современный сциентизм, и нейронаучное описание человека является лишь одним из многих аспектов рефлексии человеческого духа.

Полная ярких примеров и искрометного юмора, книга Маркуса Габриэля будет интересна как философам, так и специалистам других естественно-научных и гуманитарных дисциплин, а также самому широкому кругу читателей, интересующихся современными дискуссиями в области науки и культуры.


Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

1. Частички материи и сознательные организмы . . . . . . . . 10

2. Декада мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

3. Духовная свобода в скане мозга? . . . . . . . . . . . . . . . . 21

4. Я как флешка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

5. Нейромания и дарвинит — на примере «Фарго» . . . . . . . 32

6. Дух — мозг — идеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

7. Картография самоистолкования . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Глава 1. О чем идет речь в философии духа? . . . . . . . . . . 41

1. Дух во Вселенной? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

2. В духе Гегеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

3. Историческое животное на сцене социального . . . . . . . . 49

4. Почему не все, но все же кое-что происходит целенаправленно . .. . . . . . 52

Глава 2. Сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

1. Я вижу то, что ты не видишь! . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

2. Вспышки частиц в кино сознания? . . . . . . . . . . . . . . . 68

3. Будда, змея и летучая мышь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

4. На волне нейрокантианства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

5. Нет ничего сверх собственного опыта. Или все же что-то есть? . . . 77

6. Вера, любовь, надежда — все только иллюзия? . . . . . . . . 84

7. В каждом Эго кроется альтруист . . . . . . . . . . . . . . . . 91

8. Собака Дэвидсона и кошка Деррида . . . . . . . . . . . . . . 96

9. Две стороны вкуса и о чем вообще нельзя спорить . . . . . 101

10. Вопрос об интеллекте и роботе-пылесосе . . . . . . . . . . . 104

11. «Странные дни» в шуме сознания . . . . . . . . . . . . . . . . 108

12. О чем не знает Мэри . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115

13. Открытие Вселенной в монастыре . . . . . . . . . . . . . . . 1196 Со-держание

14. Ощущения не являются субтитрами к китайскому фильму . 123

15. Бог в птичьей перспективе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130

Глава 3. Самосознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133

1. Расширяющее воздействие истории духа на сознание . . . 137

2. Как монада в аналогии с мельницей . . . . . . . . . . . . . . 145

3. Био не всегда лучше техно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150

4. Как глупый Август пытался изгнать всемогущество . . . . . 155

5. Самосознание в круге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162

Глава 4. Кто или что, собственно, есть Я? . . . . . . . . . . . . . 169

1. Действительность иллюзий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171

2. От пубертатного редукционизма к «теории туалета» . . . . 174

3. Я есть Бог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180

4. Почти забытый гроссмейстер философии Я . . . . . . . . . . 186

5. Три опоры наукоучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189

6. В человеке природа раскрывает глаза . . . . . . . . . . . . . 197

7. «Дай папе делать»: Фрейд и Штромберг . . . . . . . . . . . . 200

8. Как влечения сталкиваются с жесткими фактами . . . . . . 206

9. Эдип и пакет молока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211

Глава 5. Свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221

1. Могу ли я хотеть, чтобы я не хотел того, что я хочу? . . . . 228

2. Я не есть «однорукий бандит» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232

3. Почему причина и основание — не одно и то же, и причем здесь томатный соус . . . . . . . 240

4. Доброжелательное бьет отвратительное, побеждая метафизический пессимизм . . . . . . . . 247

5. Достоинство человека неприкосновенно . . . . . . . . . . . 255

6. На одном уровне с Богом или природой? . . . . . . . . . . . 260

7. P. S. Дикарей не существует . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266

8. Человек — не лицо, начертанное на прибрежном песке . . 270

Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . .277
Список литературы . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 287
Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299

Об авторе
Габриэль Маркус (Gabriel Markus)
Немецкий философ. Учился в университетах Бонна (1999–2002) и Гейдельберга, где получил степень доктора философии (2005) и прошел хабилитацию (2008). Преподавал в Гейдельбергском университете с 2006 по 2008 гг. С 2009 г. и по настоящее время — профессор в Боннском университете. В 2015 г. прочитал несколько лекций на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Среди книг М. Габриэля — «Введение в античный и современный скептицизм» (2008), «Трансцендентальная онтология. Эссе о немецком идеализме» (2011), «Почему мир не существует» (2013) и «Смысл мышления» (2018). В 2019 г. опубликовал совместно с Маттиасом Экхольдтом книгу «Вечная истина и Новый реализм. Беседы (почти) обо всем, что имеет место».