Обложка Пузыревский А.И. Учебник элементарной теории музыки в объеме курса консерваторий с приложением вопросов и более важных практических упражнений по всем отделам
Id: 251876
243 руб.

Учебник элементарной теории музыки в объеме курса консерваторий с приложением вопросов и более важных практических упражнений по всем отделам № 18. Изд. 5, стереотип.
Учебник элементарной теории музыки в объеме курса консерваторий с приложением вопросов и более важных практических упражнений по всем отделам

URSS. 2020. 122 с. ISBN 978-5-9710-6796-2.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания).

Аннотация

Предлагаемая читателю книга известного российского историка и теоретика музыки, педагога А.И.Пузыревского (1855--1917) представляет собой учебник по элементарной теории музыки. Приводятся предварительные сведения о музыкальном звуке и его свойствах, о музыкальной системе, о тоне и полутоне. Описывается музыкальная номенклатура, включающая систему названий музыкальных звуков, названия октав и их деление на ступени; рассматривается система ...(Подробнее)условных обозначений в музыке (нотация). Излагаются три основных отдела элементарной теории музыки --- учение о размере и ритме, учение о гаммах и учение об интервалах. В приложениях содержатся практические упражнения по всем отделам курса элементарной теории музыки.

Книга, написанная более ста лет назад (первое издание вышло в 1904 году), будет и сегодня полезна студентам и преподавателям музыкальных учебных заведений, а также историкам музыки.


Оглавление
Предисловiя
I. Предварительныя сведенiя:
 § 1. Элементарная теорiя музыки
 § 2. О музыкальномъ звуке
 § 3. Свойства музыкальнаго звука
 § 4. Музыкальная система
 § 5. Целый тонъ и полутонъ
 § 6. Октавные звуки
II. Музыкальная номенклатура:
 § 7. Система названiй муз. звуковъ
 § 8. Названiя октавъ
 § 9. Деленiе октавъ на ступени
 § 10. Названiе семи основныхъ ступеней октавы
 § 11. Буквенныя обозначенiя ступеней
 § 12. Хроматическiя измененiя основныхъ ступеней
 § 13. Энгармонизмъ
 § 14. Счисленiе ступеней по ихъ взаимному отношенiю
III. Нотацiя:
 § 15. О нотномъ обозначенiи вообще
 § 16. О нотахъ
 § 17. Лига
 § 18. Точки при ноте
 § 19. Паузы
 § 20. Обозначенiе несоразмернаго подразделеyiя длительностей
 § 21. Относительная длительность, обозначаемая нотными знаками
 § 22. Обозпаченiе темпо
 § 23. Обозначенiе силы звука
 § 24. Пятилинейная система
 § 25. Ключи
IV. Размеръ и ритмъ:
 § 26. Необходимость размера
 § 27. Тактъ
 § 28. Размеръ (вообще)
 § 29. Простые размеры
 § 30. Сложные размеры
 § 31. Смешанные размеры
 § 32. Затактъ
 § 33. Общiй выводъ о размерахъ
 § 34. Ритмъ (вообще)
 § 35. Группировка
 § 36. Группировка въ простыхъ размерахъ и въ четырехдольномъ
 § 37. Группировка въ сложныхъ размерахъ
 § 38. Умышленно-неправильная группировка
 § 39. Синкопа
 § 40. Группировка въ вокальныхъ сочиненiяхъ
V. Ученiе о гаммахъ:
 § 41. О полутоне и о целомъ тоне вообще
 § 42 Полутонъ
 § 43. Целый тонъ
 § 44. Малая и большая секунды (какъ интервалы, равные полутону и целому тону)
 § 45. Во льшая и малая терцiя (какъ последованiе целыхъ тоновъ и полутоновъ)
 § 46. Тетрахордъ
 § 47. Гаммы (вообще)
 § 48. Мажорная гамма

Об авторе
Пузыревский Алексей Ильич
Российский теоретик и историк музыки, педагог. Родился в Санкт-Петербурге. В 1887 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу теории композиции у Ю. И. Иогансена; в 1884–1887 гг. также занимался у Н. А. Римского-Корсакова в классах практического сочинения и инструментовки. В 1893–1917 гг. преподавал в Петербургской консерватории музыкально-теоретические предметы; одновременно преподавал хоровое пение в Учительском институте, Императорской Придворной певческой капелле и других учебных заведениях. С 1907 г. — профессор Петербургской консерватории.

А. И. Пузыревский — автор книг по теории музыки, древнерусскому церковному пению, истории Русского музыкального общества и Петербургской консерватории, а также известных в свое время учебников элементарной теории музыки, инструментовки и других. Одним из ценнейших учебных пособий по элементарной концепции музыки заслуженно считается написанное им сочинение "Музыкальное образование: Основы музыкально-теоретических знаний". Материал этой книги автор изложил в форме, придающей ей характер самоучителя в деле музыкального образования. В число его трудов также вошли: "Методические заметки по преподаванию пения в народных школах", "Изучение аккордов по слуху и голосом", "Пение в семейном воспитании", "Очерк исторического развития церковно-богослужебного пения на западе и на востоке до IX века и в России до половины XIX века", "Учебник элементарной теории музыки в объеме курса консерваторий с приложением вопросов и более важных практических упражнений по всем отделам", "Краткое руководство по инструментовке и сведения о сольных голосах и хоре: Пособие для чтения партитур", "Императорское Русское музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности (1859–1909)" и другие.