Возросший за последние годы интерес к такому феномену, как человек, не является случайным. Во-первых, за этим стоит но-вый этап осознания проблемы человека в качестве центральной проблемы всего обществоведения (Человек как объект философского и социогуманитарного познания 1988; Человек в системе наук 1989; Человек в мире диалога 1990; Человек в мире интеллектуальных систем 1991 и др.). Как объект научного исследования человек представляет собой сложнейшую систему в единстве природного и социального, индивидуального и общественного, уникального и универсального (Ананьев 1968; Ломов 1988). Во-вторых, сегодняшнему пристальному вниманию к чело-веку способствуют определенные объективные тенденции, связан-ные с его положением, психическим состоянием, активностью, здо-ровьем и формированием в современных условиях (Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека 1988; Вернадский 1988; Культурная среда и ее освоение 1988 и др.). В-третьих, каждый конкретный человек есть единство все-общего, особенного и единичного. Однако всеобщее, особенное и единичное в человеке имеют социальный, биологический и психологический характер. Это предполагает наличие в человеческой личности неповторимого единства социальных, антропологических, психических, культурных, интеллектуальных и наследственных черт, неразрывно связанных с конкретной жизненной ситуацией данного индивида (Человек в современном мире 1988). «Подобного многообразия подходов к изучению чело-века еще никогда не знала история науки. Все возрастающее многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложением к различным областям общественной практики» (Ананьев 1977: 5). На современном этапе развития науки проблема человека превращается в общую проблему всего научного познания. Все это оказывает серьезное влияние на изучение личности говорящего во всех дисциплинах, так или иначе связанных с языком, – не только в собственно лингвистике, но и в философии, истории, эстетике, социологии, психологии, педагогике и др. «Языковая личность» (термин В. В. Виноградова) оказывается тем стержневым, определяющим понятием, вокруг которого разворачивается обсуждение наиболее интересных сегодня общих и частных проблем различных гуманитарных и естественных наук. Проблема взаимодействия человека и его речи не нова в лингвистике. В 20–30-е гг. она активно разрабатывается русскими учеными в рамках социальной диалектологии (подробнее см. 1.1.2, а также: Баранникова 1970а; Гухман 1972; Ерофеева Т. И. 1991 и др.). Интересы многих современных лингвистов обращены не к описанию той или иной системы, но к изучению того, как функционирует язык в реальной речевой деятельности, осуществляемой пользующимся этим языком человеком, «любить, наблюдать и изучать которого как единственного истинного носителя языка» призывал еще Л. В. Щерба (1957: 113–129). Обобщение оказывается при этом тем более надежным, чем более широкий круг конкретных явлений оно охватывает. Сегодня в отечественной лингвистике накоплен достаточно обширный материал, касающийся речи человека говорящего, и дана его теоретическая интерпретация. (Богданов 1987; Богин 1984; Бойко 1975; Бондалетов 1974, 1980; Бондарко Л. В. 1981; Вербицкая 1993; Грузберг 1990; Грумадене 1982; Домашнев 1983; Ерофеева Т. И. 1979, 1991б; Живое слово… 1969–1994; Земская и др. 1987; Игнаткина 1982; Караулов 1987; Ковтун 1968; Красильникова 1990; Крысин 1976б, 1980, 1989а, 1989б; Леонтьев А. А. и др. 1977; Литвачук 1988; Мартынюк 1987; Отчет… 1985; Отчет… 1987; Отчет… 1990; Разновидности городской устной речи 1988; Русская разговорная речь 1983; Русский язык по данным массового обследования 1974; Сахарный 1992; Серебренников 1988; Скворцов 1972, 1977; Скитова 1989; Современные модели психологии речи и психолингвистики 1990; Тимофеев 1971б; Уфимцева 1988; Шкатова 1990; Штерн 1990а, 1991; Язык и личность 1989; Языковой облик уральского города 1990 и др.). В этих работах получены важные научные и практические результаты. Каждая из них имеет свои задачи, свои исследовательские проблемы, выполнена определенным методом. В кругу решаемых в лингвистике проблем рассмотрение социобиопсихологической детерминированности речевой продукции на основе экспериментальных данных и выявление общих принципов такой взаимозависимости представляется актуальным. Однако понять природу детерминированности речевой продукции можно только перейдя на более высокий уровень теоретических обобщений. Построение стратификационной модели и обеспечивает, на наш взгляд, этот переход. Отсюда цель настоящей работы – определить существенные параметры социолекта в современном русском устном литературном языке. Специфика разговорной речи обусловила необходимость использования многообразных методов ее описания. Наиболее полное представление о сущности объекта исследования получено нами с помощью дисперсионного факторного анализа силы влияния (ДА). В монографии представлена интегральная статистическая модель социолекта, понимаемого как инвариантный признак соци-ально маркированных подсистем языка – например, социальных или профессиональных диалектов. Понятие социолекта, таким образом, впервые определяется как одна из основных единиц и социальной, и функциональной стратификации языка. Новым для социальной диалектологии является и рассмотрение говорящего человека с учетом комплекса социобиопсихологических страт-факторов, а также выявление корреляционных отношений между ними. Наконец, подход к сбору, обработке и интерпретации материала построен не на основании «видения» ученого, а на объ-ективном, математически точном аппарате, дающем возможность вскрывать сущность объекта исследования. Нами собран обширный материал в процессе комплексного исследования «языка города», начатого с 1974 г. Это прежде всего фронтальные наблюдения за речью городских жителей Пермской области. Записи естественной речи составили около 27 часов звуча-ния и более 1000 страниц рукописных текстов, фиксирующих рече-вые фрагменты. Имеются данные многочисленных анкет, тестов, опросов и пр. Полученный экспериментальным путем материал (около 33 тыс. реакций) обрабатывался различными статистически-ми методами. Статистическое моделирование проведено на основе дисперсионного анализа. Кроме того, в работе использовались материалы подготовленных нами к изданию «Словаря жаргонизмов» (около 2000 слов) и «Словаря локальных элементов, бытующих в литературной речи Пермской области» (более 500 слов). Полученные результаты могут быть использованы на фило-логических факультетах педвузов и университетов – в лекциях, на спецкурсах, семинарских занятиях, при написании курсовых и ди-пломных работ, а также на уроках в средней школе. Кроме того, указанные материалы могут найти применение в лексикографической практике: при создании словарей говорящей личности, словаря локальных элементов, а также словарей полного типа того или иного региона, которые позволят ставить и решать различные проблемы функционирования единиц в речи, их связи и взаимоотношения на уровне текста применительно к системе и применительно к личности, моделируемой с учетом территориальных, социальных и психологических аспектов. Рассмотрение языковой ткани с помощью моделирования дает возможность судить о социобиопсихологических параметрах личности. Проблематика исследования определила структуру моно-графии. Во введении говорится о предмете изучения, обосновывается необходимость проведения такого рода работ, намечаются пути решения поставленных задач. Первая глава посвящена выявлению методологических ос-нов, позволяющих создать новую концепцию исследования речевой продукции говорящего. В ней обосновывается необходимость уточ-нения предмета социальной диалектологии, вводится новое понимание термина «социолект», предлагается новая методика исследования социолекта. Во второй и третьей главах представлены результаты изуче-ния лексического и супрасегментного уровней двумя методами – описательным и стратификационным. Четвертая глава построена на рассмотрении применения ДА. С помощью этого метода оказалось возможным вскрыть и показать социолингвистический механизм функционирования речевых параметров на различных лингвистических уровнях – лексическом, синтаксическом, супрасегментном – и построить экспериментально-статистическую модель социолекта. В заключении монографии делаются выводы и определяют-ся перспективы исследования. Ерофеева Тамара Ивановна Доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермского государственного национального исследовательского университета. Лидер научного направления «Социолингвистическое изучение городской речи». Член международного редакционного совета научного журнала «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология». Член редколлегии научного журнала «Исследовательский журнал русского языка и литературы». Сфера научных интересов: социопсихологическая реализация языка, городская разговорная речь, вариативность речи города и деревни в социокультурном аспекте. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный профессор Пермского университета. Научный руководитель 18 защищенных кандидатских диссертаций, автор более 300 публикаций.
|