Обложка Васильев В.В. Дэвид Юм и загадки его философии
Id: 251664
999 руб. Новинка недели! Бестселлер!

Дэвид Юм и загадки его философии. № 9

URSS. 2020. 704 с. ISBN 978-5-9710-6853-2.
  • Твердый переплет
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОДНОГО ИЗ САМЫХ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ФИЛОСОФОВ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ВСЁ О ДАВИДЕ ЮМЕ ПОД ОДНОЙ ОБЛОЖКОЙ: От высоты потолков в его доме до глубин его метафизических теорий.

Аннотация

Данная книга — первая русскоязычная монография о великом шотландском философе эпохи Просвещения Дэвиде Юме, охватывающая все стороны его жизни и творчества и все его труды. Автор разъясняет ключевые идеи Юма, сохраняющие значение в наши дни, подробно рассказывает о его жизни, а также детально излагает и комментирует его основные сочинения. Особое внимание уделяется многочисленным загадкам юмовской философии, связанным как с обстоятельствами ...(Подробнее)создания его произведений, так и с интерпретацией представленных в них идей. В книге также обсуждаются идейные влияния на Юма и различные трактовки его концепций в современной историко-философской литературе.

Монография может представлять интерес для всех, кто интересуется философией Нового времени и ее влиянием на современную мысль.


Содержание
Предисловие7
Сокращения и цитирование11
Введение14
Часть 1. Ключевые идеи21
Глава 1. Онтология23
Глава 2. Эпистемология40
Глава 3. Философия религии и теология61
Глава 4. Учение о свободе воли, этика и метаэтика82
Глава 5. Психология98
Глава 6. Метафилософия111
Часть 2. Жизнь и сочинения123
Глава 1. Ранний период136
Глава 2. После озарения142
Глава 3. «Трактат о человеческой природе»165
Глава 4. Моральные и политические эссе 40-х гг. 296
Глава 5. «Исследование о человеческом познании» и другие обновления «Трактата»320
Глава 6. Эссе на разные темы и исторические труды 50-х и 60-х гг. 445
Глава 7. Поздний период и «Диалоги о естественной религии»527
Часть 3. Интерпретации615
Глава 1. Скептицизм и позитивная программа616
Глава 2. Загадки и их решения643
Заключение655
Послесловие661
Основные события жизни Юма664
Литература666
Именной указатель693
Summary 698

Предисловие

Современная философия во многом ориентирована на классическую мысль. Если взять ее самое широкое и продуктивное направление -- так называемую аналитическую философию -- то мы можем увидеть, что основное внимание исследователей сосредоточено в наши дни на проблемах метафизики, эпистемологии и этики. По крайней мере по этим темам публикуется наибольшее количество статей в ведущих аналитических журналах общего профиля -- я брал за образец The Philosophical Review, The Philosophical Quarterly и Mind 2014--2016 гг. Так вот, в этих областях классические авторы интересуют представителей аналитической философии больше, чем отцы-основатели самой аналитической традиции. Самыми востребованными классическими философами -- если судить по авторитетным "Оксфордским руководствам" по соответствующим темам[1] -- оказываются здесь Аристотель, Декарт, Локк, Юм и Кант. Историки философии реагируют на потребности философов (которыми они сами по совместительству зачастую являются) и снабжают коллег большим количеством полезной литературы об этих мыслителях. Интересные исследования о названых выше авторах публикуются и в России. Любопытно, однако, что уже несколько десятилетий на русском языке не было новых обзорных монографий о Юме. Но такие обобщающие работы о великих философах очень нужны.

Данная книга, надеюсь, заполнит образовавшиеся пустоты. Это многоуровневое исследование и поэтому я предпошлю ее основному тексту что-то вроде путеводителя по ней. Одна из главных задач этой книги -- дать достаточно полное представление о сочинениях Юма. Я так или иначе рассматриваю все работы Юма, в том числе не доведенные им до публикации труды из его ру­кописного наследия и уничтоженные им самим произведения (содержание которых можно реконструировать). Но особое внимание уделено трем его общепризнанным шедеврам: "Трактату о человеческой природе", "Исследованию о человеческом познании" и "Диалогам о естественной религии". Я подробно, по частям и главам, излагаю содержание этих работ, сопровождая изложение необходимыми пояснениями и отсылками. После этого я обсуждаю основные исторические и концептуальные аспекты этих текстов. "Трактат" рассматривается в третьей главе второй части книги, "Исследование о человеческом познании" -- в параграфах 1--2 пятой главы второй части (в параграфе 1 излагается его содержание, в параграфе 2 даны развернутые комментарии), а "Диалоги о естественной религии" в том же порядке -- изложение и комментарии -- разбираются в параграфах 5 и 6 седьмой главы второй части. Подробно я анализирую и еще одну ключевую работу Юма -- "Исследование о принципах морали" (параграфы 4 и 5 пятой главы второй части). Изложение этих работ выполнено с такой степенью детальности, чтобы его можно было использовать в учебных целях при подготовке к экзаменам или к обзорным лекциям. В этом плане данную книгу можно рассматривать даже как учебник по философии Юма.

Некоторые другие работы Юма разобраны хоть и не столь детально, но достаточно подробно для ознакомления с их содержанием. Так, "Естественная история религии" рассматривается в третьем параграфе шестой главы второй части, "Диссертация об аффектах" -- в третьем параграфе пятой главы второй части, эстетические эссе "О трагедии" и "О норме вкуса" -- во втором параграфе шестой главы второй части, "Моральные и политические эссе" -- в четвертой главе второй части, "Политические рассуждения" -- в первом параграфе шестой главы второй части. Утраченные сочинения по естественной религии и философии геометрии обсуждаются и по возможности реконструируются во второй главе второй части и в третьем параграфе пятой главы второй части данной книги.

Основным объектом исследования в книге являются философские произведения Юма. Культура XXI века воспринимает Юма главным образом как философа. Но нельзя забывать, что современники ценили его прежде всего за исторические труды. Об этом, кстати, напоминает и выбранный мною эпиграф к книге. Так что я говорю и об этих сочинениях. Блистательное эссе "О населении древних наций" обсуждается в четвертом параграфе шестой главы второй части, а фундаментальный труд Юма "История Англии" -- в шестом параграфе той же главы. Этот параграф нужен и для создания исторического фона биографии нашего героя. Ведь одной из задач данной книги является рассказ о жизни Юма.

Биографическая часть этой книги, описывающая превращение нескладного парня, фонтанирующего идеями и не знающего, как найти свое место в жизни, в одного из самых влиятельных мужей своего времени, впрочем, не занимает в ней центрального места. Поэтому она не выделена в особый раздел (если не считать очерка характера Юма и этапов его творчества во введении ко второй части), а вплетена в рассказ о юмовских сочинениях: постепенно мы, впрочем, обнаружим, что эти нити действительно тесно переплетены. Детские и юношеские годы Юма, в том числе хорошо задокументированный нашим героем период 1729--1734 гг. обсуждаются в первой и второй главах второй части работы, годы написания и издания им "Трактата" -- в первом параграфе третьей главы второй части, начало 40-х гг. -- в четвертой главе второй части, середина 40-х -- в первом параграфе пятой главы второй части, 1748--1751 гг. -- в четвертом параграфе пятой главы, 1751--1762 -- в пятом параграфе шестой главы второй части и 1762--1776 гг. -- во введении к седьмой главе и в параграфах 1--4 из той же седьмой главы второй части. Детальность рассмотрения указанных периодов неодинакова и обусловлена количеством сохранившихся источников.

Пока я рассказывал исключительно о второй части книги. Но в ней есть еще две части. В первой из них -- в первой части книги -- я обобщенно излагаю основные и наиболее влиятельные идеи и концепции Юма. Читатели, которых интересуют не сочинения, а теории Юма в специфическом контексте их современной рецепции могут ограничиться первой частью книги. Материал здесь выстроен по рубрикам философских специальностей.

В еще одной, заключительной части книги я обсуждаю трудные интерпретационные вопросы, возникающие при изучении юмовской философии. Они рассматриваются и в других частях, но там они отодвигаются на второй план массивами иной информации. Я называю эти запутанные вопросы загадками философии Юма и пытаюсь по ходу изложения разрешать их. Предложенные мною решения как раз и суммируются в третьей части книги. Кроме того, там подробно обсуждается вопрос, без прояснения которого невозможно понять Юма: вопрос о его отношении к скептицизму. Всего в книге выделяется и рассматривается около двух десятков таких интерпретационных проблем и загадок. Эта часть -- и интерпретационные места других частей, которые подытоживаются в ней -- могут представлять интерес прежде всего для специалистов по юмовской философии.

Надеюсь, впрочем, что специалистам будут интересны и другие разделы книги. Правда в последнее время юмоведы словно бы подустали от рассказов о Юме и стали насыщать книги о нем картинами его окружения и детализациями реальных или гипотетических источников его идей. Такие труды производят странное впечатление: мы берем их в руки, чтобы узнать что-то о Юме, но нам предлагают сведения о ком-то другом. Я, разумеется, признаю важность контекстуальных анализов, и они есть в книге. Однако их роль сведена к необходимому минимуму. Я хотел бы чтобы читатели слышали здесь голос самого Юма.

Я благодарен коллективу кафедры истории зарубежной философии, руководству философского факультета МГУ им. М. В. Ло­мо­носова и Центру исследования сознания при философском факультете МГУ за создание условий для исследований. И, разумеется, я признателен своим домашним за понимание и большую поддержку во всех моих делах.


Об авторе
Васильев Вадим Валерьевич
Доктор философских наук, заведующий кафедрой истории зарубежной философии и профессор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Содиректор Московского центра исследований сознания. Автор трудов по истории философии Нового времени и по аналитической философии. Среди его работ — книги «Трудная проблема сознания» и «Философская психология в эпоху Просвещения».