ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Подготовка генія культурнымъ ростомъ народа. Явленіе
геніальности труднѣе поддается изученію, чѣмъ помѣшатель-
ство. Три главные отдѣла нашего предмета: великій че-
ловѣкъ, гевій, вдохновеніе. Мнѣніе Гете о послѣдствіяхъ
долговечности отдѣльныхъ семей и цѣлыхъ народовъ. Всякій
ли народъ способенъ породить ве&икаго человѣка? Найболѣе
благопріятныя времена для появленія великихъ людей. . . .
II. Вліяніе семейной наслѣдственности Сущрствуетъ ли на-
слѣдствепная подготовка, ускоряющая появленіе генія? Братья,
сестры и матери великихъ людей Наслѣдственнооть вкусовъ,
причудъ и выдающихся способностей. Геній и успѣхъ. Раз-
личія между естественной и юридической семьей, между кровью
и именемъ, между святымъ и великимъ ^еловѣкомъ. Закон-
ныя обобщенія. Теорія чередования. Если генійнеесть нев-
розъ, то не чередуется ли онъ съ неврозомъ? Великій чело-
вѣкъ, наслѣдующій физическую или нравственную болѣзнь.
Великій человѣкъ, создающій и передающій такую болѣзнь.
Страсти и великіе замыслы. Восходящая и нисходящая эво-
люція . • .
III. Великій человѣкъ и современная ему среда. Теорія Галь-
топа: великій человѣкъ не зависитъ отъ современной ему
среды, но единственно отъ предшествовавшихъ причинъ,
Теорія Джемса. Великій человѣкъ это—случайная разно-
видность, участь которой зависитъ всецѣло отъ среды, т. е.
отъ того, принимаетъ ли ее эта послѣдняя, или отвергает ъ.
Обсужденіе этихъ двухъ теорій. Великій человѣкъ не раз-
рушаетъ ничего, кромѣ того, что является помѣхою жизни:
онъ не вноситъ въ человѣчество усилій, клонящихся къ раз-
дѣленію людей, но только усилія, направленныя къ времен-
ному соглашенію, къ союзу и единству. Какимъ образомъ
среда требуетъ своего великахо человѣка? Какъ относится
великій человѣкъ къ своимъ аутешественникамъ, къ своимъ
современникамъ, къ своимъ учителямъ и къ своимъ пред-
течамъ? Ііримѣры. Въ чемъ состоитъ оригинальность вели-
каго человѣка? Его вліяніе на людей, которыми онъ поль-
зуется для своихъ цѣлей, и на идеи, которыми онъ овла-
дѣваетъ. Не геній получаетъ жизнь отъ тѣхъ элементовъ,
которые онъ организуетъ, а наоборотъ—онъсамъ даетъ имъ
новую жизнь
IV. Геній и вдохновеніе. Уничтожаетъ ли геній роль слу¬чая? Еріостанавливаетъ ли онъ законы необходимости? Слу¬чай не дѣлаетъ даже открытій. Два рода необходимостей — механичекая и органическая Изобрѣтенія геніальныхъ лю¬дей могутъ быть отнесены ко второму роду необходимостей.— Примѣры. Колумбъ и открытіе Америки Ньютонъ и от-крытіе мірового тяготѣнія. Лейбницъ и его ученіе объ ак¬тивной субстанціи. Леонардъ да Винчи и «Тайная вечеря». Бетховенъ и нѣкоторыя из ъ его симфоній. Является ли вели¬кое дѣло при своемъ возникновеніи въ формѣ цѣльнаго за¬мысла? Не обязанъ-ли зародышъ всякаго великаго дѣла сво-имъ единствомъ дѣйствію безсознательныхъ элементовъ? Іена, Аустерлидъ, Ваграмъ. Безсознательное въ умственной жизни есть ничто иное какъ накопленное размышленіе. Что разу-мѣется обыкновенно подъ вдохновеніемъ? Обманчивые и лож¬ные признаки. Признаки, не имѣющіе серьезной важности. Фенелонъ и Ж.-Ж. Руссо. Модартъ и Бетховенъ. Лихора¬дочное возбужденіе ума: вдохновеніе не порождаетъ такой лихорадки; напротивъ того, оно кладетъ ей конецъ или пре-дотвращаетъ ее. Истинныя условія вдохновенія. Вдохновеніе не можетъ считаться неразложимымъ, все равно какъ и самый геній,по отношенію къ которому оно представляетъ лишьнаибо-лѣе блестящую форму его проявленія. Анализъ элементовъ ге-нія. Замыслить что нибудь великое,—значитъ — вообразить себѣ его, любить, желать его осуществленія и стремится всѣми си¬лами къ его выполненію въ дѣйствительности. Повѣрка этого анализа. Личности, которымъ недоставало то одного то другаго изъ этихъ условій, чтобы достигнуть до геніалыіости и ве-
личія
Заключительные выводы
|