URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Зомбарт В. (автор-составитель), Конт О., Спенсер Г., Шеффле А., Лебон Г., Штаммлер Р., Тард Г., Вундт В., Зиммель Г., Вебер М., и др. Социология. Пер. с нем. Обложка Зомбарт В. (автор-составитель), Конт О., Спенсер Г., Шеффле А., Лебон Г., Штаммлер Р., Тард Г., Вундт В., Зиммель Г., Вебер М., и др. Социология. Пер. с нем.
Id: 282110
425 р.

Социология.
Пер. с нем. Изд. стереотип.

Werner Sombart. Soziologie
URSS. 2022. 140 с. ISBN 978-5-9710-9471-5.
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей книга составлена известным немецким социологом и экономистом Вернером Зомбартом (1863–1941) и представляет собой не что иное, как антологию или хрестоматию социологии. В нее включены работы выдающихся социологов XIX и XX столетий, исследовавших проблемы общей социологии, социальной психологии, понятия об обществе и другие. Статьям предпослано введение, в котором В.Зомбарт объясняет, что понимается в этой... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие к русскому изданию
Введение Вернера Зомбарта
 1.Огюст Конт. – "Основные законы социальной динамики или общая теория естественного прогресса человечества" (1839)
 2.Густав-Адольф Линднер. – "Общественное самосознание" (1871)
 3.Герберт Спенсер. – "Общество есть организм" (1874–1877)
 4.Альберт Шеффле. – "Основные связи умственной организации"(1875–1878)
 5.Фердинанд Теннис. – "Общение и общество" (1887)
 6.Густав Лебон
  А. Раса (1894)
  В. Толпа (1895)
 7.Рудольф Штаммлер. – "Социология упорядоченного общежития" (1896)
 8.Габриель Тард. – "Социальные законы" (1898)
 9.Отто фон-Гирке. – "Сущность человеческих союзов" (1902)
 10.Лестер Ф. Уорд. – "Социальная статика" (1903)
 11.Курт Брейзиг. – "Законы мировой истории" (1905)
 12.Вильгельм Вундт. – "Социальные законы" (1908)
 13.Георг Зиммель.
  А. "Социальная психология" (1908)
  В. "Социология чувств" (1908)
 14.Отмар Шпанн. – "Необходимость не-эмпирического обоснования учения об обществе" (1914)
 15.Макс Вебер. – "Типы господства" (1921)

Предисловие к русскому изданию
top

Блестящий экономист, ученик Шмоллера, Вернер Зомбарт (род, в 1863 г.) занял видное место в экономической науке благодаря ряду исследований хозяйственной жизни, в которых сочетал живость наблюдения и изложения с немецкой обстоятельностью и систематичностью. Наиболее известен его "Современный капитализм", вышедший в свет первоначально в 1902 году в двух томах и недавно переработанный автором в четырехтомный труд. Зомбарт много заимствовал у Маркса в смысле методов работы и социально-политических идей. Его увлечение теориями марксизма одно время послужило даже причиной лишения его профессорской кафедры. Однако, за последние 15 лет, особенно со времени начала войны, Зомбарт круто повернул вправо, подчинившись идеалистическим воззрениям, что сразу отразилось на его научной продуктивности и в качественном и в количественном отношении.

Выпущенная им "Социология" (W.Sombart, Soziologie, 3 Aufl. Berl. 1923) представляет собою не что иное, как антологию или хрестоматию социологии. Сам Зомбарт дал лишь коротенькое введение, указав в нем различие между социологией и философией истории и предложив разделить социологию на психологическую и ноологическую. Это введение написано с присущим Зомбарту мастерством, напоминая некоторые блестящие страницы его книги "Социализм и социальное движение в 19-м веке". Что касается выбора отрывков из произведений выдающихся социологов 19-го столетия, то нельзя признать его вполне удачным. Но, быть может, недостаток места служит извинением неполноты выбранных Зомбартом авторов.

Тем не менее, выпущенная Зомбартом "Социологическая хрестоматия" должна представить для русского читателя с известной подготовкой значительный интерес. Как правильно замечает тов. Адоратский во вступительной статье к "Письмам Маркса и Энгельса" (М. 1922, стр.XXVI), "Маркс и Энгельс умели ценить все то положительное, что имелось в трудах ученых, хотя бы и не порвавших окончательно с буржуазной точкой зрения. Они умели ценить положительную работу мысли. На их примере надо учиться отношению к сочинениям буржуазных ученых. Не заражаясь идеализмом последних и их эклектическим методом, надо учиться брать от них: все положительное, что они в состоянии дать. Игнорировать буржуазных ученых нельзя, надо стать действительно выше их в теоретическом отношении. Чтобы победить врага, надо его основательно знать".

В чем же основная ошибка всех авторов, представленных в хрестоматии Зомбарта, несмотря на чрезвычайную ценность отдельных положений и богатейший научный материал, который читатель может найти в отрывках из Спенсера, Шеффле, Тарда, Вундта, Зиммеля, Шпанна и др.?

Эта ошибка заключается в том, что всем буржуазным социологам чужд диалектический метод; его главными особенностями являются: рассмотрение всех явлений в движении, в развитии, изучение их во всей полноте, вскрывание таящейся в них борьбы противоположностей. С этой точки зрения нельзя смотреть на общество как на нечто раз навсегда данное, подчиненное одним и тем же законам, неизменным, как законы природы, нахождение которых является последней задачей ученого. Нет, задача социологии заключается в исследовании исторических форм общественного устройства, видоизменяющихся в зависимости от экономической структуры общества. Нет и не может быть абстрактных законов развития всякого общества, будь то первобытное, базирующееся на натуральном хозяйстве, без разделения труда и классового расслоения, или современное капиталистическое, построенное на колоссальном развитии производительных сил и связанное с чрезвычайным разделением труда и резким разграничением между различными классами.

Еще в одной из ранних своих работ, критикуя народническую социологию, В.И.Ленин писал: "На место различия важного и неважного было поставлено (теорией Маркса. И.М.) различие между экономической структурой общества, как содержанием, и политической и идейной формой: самое понятие экономической структуры было точно разъяснено опровержением взгляда прежних экономистов, видевших законы природы там, где есть место только законам особой исторически определенной системы производственных отношений. На место рассуждений субъективистов об "обществе" вообще, рассуждений бессодержательных и не шедших дальше мещанских утопий... было поставлено исследование определенных форм устройства общества" (Вл.Ильин) (Н.Ленин). "За 12 лет". Петр. 1919, стр.57).

Таким образом, социология, с марксистской точки зрения, совпадает с историей культуры. Всякая история, а тем более история культуры, стремится установить законы развития человечества. Но в отличие от абстрактной социологии, игнорирующей главные требования диалектического метода – изучение явлений во всей их полноте и обнаружение таящихся в них противоположностей-марксистская история культуры, или социология, устанавливая законы развития человечества, учитывает не одни лишь биологические или психологические факторы, но и в первую голову экономические, т.е. развитие производительных сил.

В "Очерке истории русской культуры" М.Н.Покровский говорит: "Мы не видим никакой разницы между культурной историей и социологией: и та и другая отыскивают законы развития человечества, как создателя культуры... Социология была бы отлична от истории культуры для того ученого, который видел бы в "обществе" особого рода организм (школа Спенсера); но эта точка зрения имеет ныне так мало сторонников, что едва ли стоит ее опровергать" (М.Н.Покровский, ч. I, 1923 г., стр.17–18).

При таком диалектическом подходе подготовленный русский читатель извлечет для себя много пользы из составленной Зомбартом хрестоматии. Многие произведения, представленные в его книге, не были переведены на русский язык и, таким образом, появляются впервые (Брейзиг, Теннис, Шпанн, Вебер). Некоторые частные вопросы получили у талантливых авторов блестящее освещение.

Приходится высказать сожаление, что занятая повседневной революционной борьбой марксистская мысль лишена физической возможности разрабатывать отдельные социологические вопросы, внося в них оздоровляющий дух диалектического материализма. Если предлагаемая книжка даст толчок к отдельным самостоятельным исследованиям, снабженным острым оружием марксистского анализа, то ее издание будет с избытком оправдано.

И.Маркусон

Об авторах
top
Зомбарт Вернер
Известный немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры. Представитель немецкой исторической школы в экономической теории, классик немецкой социологии. Родился в городе Эрмслебене, в семье землевладельца и промышленника, ставшего депутатом германского рейхстага. В 1882–1885 гг. изучал юриспруденцию, экономику и историю в Пизанском, Берлинском и Римском университетах. Написал диссертацию под руководством известных экономистов Г. Шмоллера и А. Вагнера; в 1888 г. получил докторскую степень в Берлинском университете. После двух лет службы в Бременской торговой палате в 1890 г. стал профессором университета Бреслау. С 1906 г. — профессор в Высшей торговой школе Берлина. С 1918 г. — профессор Берлинского университета. С 1909 г. вместе с социологами М. Вебером, Г. Зиммелем и Ф. Теннисом участвовал в организации и деятельности Немецкого социологического общества.

Основные работы Вернера Зомбарта были посвящены экономической истории Западной Европы, в особенности возникновению капитализма (он собрал при этом огромный фактический материал), проблемам социализма и социальных движений. Развитие капитализма он связывал с раскрытием «духа капитализма» (стремление к обогащению, которое он считал свойственным человеку). Испытав в молодости влияние работ К. Маркса, В. Зомбарт выделялся среди немецких экономистов того времени своими радикальными взглядами на социально-политические вопросы. Одна из первых его работ «К критике экономической системы Карла Маркса» была высоко оценена Ф. Энгельсом, но в дальнейшем ее автор отошел от идей марксизма. Он также получил известность благодаря своей полемике с М. Вебером относительно происхождения и развития капитализма на Западе. В начале XX века В. Зомбарт считался одним из ведущих обществоведов в мире; только в дореволюционной России вышли более 20 его книг в переводе на русский язык.

photoКонт Огюст
Французский философ и социолог, основатель философской школы позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной научной дисциплины, методолог и популяризатор науки. Родился в г. Монпелье. Первоначальное образование получил в лицее родного города, после чего продолжил обучение в Политехнической школе в Париже. С 1817 по 1824 гг. работал секретарем у знаменитого французского мыслителя А. де Сен-Симона. В апреле 1826 г. в своей квартире открыл курс позитивной философии перед учеными слушателями, в числе которых были такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Луи Пуансо, Бруссэ. В 1832–1844 гг. работал ассистентом в Политехнической школе, в 1833–1845 гг. преподавал в Парижском политехникуме. Его позитивистские идеи получили широкую популярность среди естествоиспытателей XIX в., главным образом благодаря их изложению в сочинениях Э. Литтре (Франция) и английских позитивистов Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера.
photoСпенсер Герберт
Выдающийся английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Родился в Дерби (графство Дербишир), в семье учителя. Отказавшись от предложения получить образование в Кембридже, Г. Спенсер был помощником учителя, работал инженером на железной дороге, затем сотрудничал в журнале «Экономист» (1848–1853). Позже он получил небольшое наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

Герберт Спенсер — автор многих известных работ в области различных разделов философии — теории познания, методологии науки, этики, эстетики и др., а также психологии и этнографии. Его философские идеи получили большую популярность, оказав значительное влияние на более поздние течения, в том числе эмпириокритицизм и неопозитивизм. Большую научную ценность представляют также его исследования по социологии, где он является основоположником так называемой органической школы, представители которой сравнивали общество с живым организмом.

Штаммлер Рудольф
Выдающийся немецкий юрист, теоретик права, виднейший представитель школы «возрожденного естественного права». Неокантианец, социальные взгляды которого близки к катедер-социализму. Профессор университетов в Марбурге (с 1882), Гисене (с 1884), Галле (с 1885), Берлине (1916–1923). С позиций так называемого юридического мировоззрения Р. Штаммлер пытался критиковать марксизм, отождествлявшийся им с экономическим детерминизмом. Он утверждал, что право первично по отношению к экономике и государству, если не во временном и причинном, то во всяком случае в логическом плане. По мнению Штаммлера, общественная жизнь во всех ее проявлениях — это упорядоченная совместная жизнь людей, важнейшей формой которой выступает право; экономическое и политическое развитие должно поэтому идти путем частичных изменений права, критерием которых является создаваемое человеческим разумом «правильное право». Взгляды Штаммлера подвергались критике в работах В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и других марксистов.
photoТард Габриэль
Известный французский социолог и криминалист, один из основоположников социальной психологии и психологического направления в социологии. Занимал должность судьи в провинции, затем был главой отдела криминальной статистики в Министерстве юстиции, профессором в Свободном колледже социальных наук и в Коллеж де Франс.

Г. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. Он поставил своей целью создать науку — социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об обществе. С этой точки зрения Тард исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заряжения и внушения. При жизни идеи Тарда не получили широкого одобрения со стороны научного сообщества, но в наши дни он считается одним из родоначальников социальной психологии, внесшим значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах.

photoВундт Вильгельм
Выдающийся немецкий психолог, физиолог, философ, «отец научной психологии», создатель первой в мире психологической лаборатории.

Изучал медицину в Тюбингене, затем в Гейдельбергском университете, где провел свое первое экспериментальное исследование. В 1858 г. стал ассистентом Германа Гельмгольца, преподавал физиологию, а к 1867 г. разработал курс «Физиологической психологии». В 1874 г. стал профессором Цюрихского университета. С 1875 г. — профессор философии в Лейпциге, там же основал психологическую лабораторию, превращенную в 1879 г. в институт, где Вундт много и плодотворно работал до своей отставки в 1917 г.

Создатель ряда первых экспериментально-психологических методов, в основу которых положено организованное самонаблюдение. Автор экспериментальных работ в области психологии сознания, внимания, восприятия, простейших чувств, а также теоретических исследований высших психических процессов.

photoЗиммель Георг
Выдающийся немецкий философ и социолог, создатель теории анализа социального взаимодействия, один из основоположников конфликтологии. Родился в Берлине, в многодетной семье коммерсанта. Изучал философию и историю в Берлинском университете; его преподавателями были известные историки И. Дройзен и Т. Моммзен, а также основатели «психологии народов» М. Лацарус и Г. Штейнталь. В 1881 г. получил докторскую степень, защитив диссертацию по физической монадологии И. Канта. В 1885 г. получил должность приват-доцента Берлинского университета; почетный профессор с 1901 г. С 1914 г. — профессор Страсбургского университета. Основатель (вместе с М. Вебером и Ф. Теннисом) Немецкого общества социологов.

В философии Г. Зиммель был одним из наиболее значительных представителей «философии жизни»; жизнь понималась им как процесс творческого становления, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый только во внутреннем переживании, интуитивно. В социологии он выступил основоположником так называемой формальной социологии, изучающей относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Круг его социологических интересов весьма широк: власть и насилие; социальная дифференциация; отчуждение; взаимоотношения общества и индивида; социология культуры, города, семьи и пола; социология конфликта; социология религии и т. д. В число важнейших работ Г. Зиммеля вошли: «Социальная дифференциация» (1890), «Проблемы философии истории» (1892), «Философия денег» (1900), «Социология. Исследование форм обобществления» (1908), «Конфликт современной культуры» (1918) и другие.