Обложка Богородицкий В.А. Лекции по общему языковедению
Id: 250047
339 руб.

Лекции по общему языковедению. Изд. стереотип.

URSS. 2019. 312 с. ISBN 978-5-354-01638-9.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания).
Аннотация

Вниманию читателей предлагается классический курс лекций по общему языковедению, написанный выдающимся отечественным филологом, представителем Казанской лингвистической школы В. А. Богородицким (1857--1941). В книге излагаются основные вопросы, касающиеся предмета языковедения и природы языка, его происхождения и развития, изучения и преподавания языков, истории письма и др.

Автор, стараясь сохранить необходимую научную строгость рассуждений,...(Подробнее) в то же время стремился к наиболее доступной форме изложения. Поэтому книга может быть рекомендована не только специалистам по общему и сравнительному языкознанию, но и студентам-филологам, а также всем, кто интересуется наукой о языке и ее историей.


Оглавленiе
 Предисловiе
 Лекцiя 1-ая. Наука о языке и ея положенiе въ кругу историко-культурныхъ наукъ; общая характеристика природы языка; вопросы чистаго и прикладного языковеденiя
 Лекцiя 2-ая. Физiологiя звуковъ речи: главныя части говорильнаго аппарата и функцiя ихъ; акустика звуковъ
 Лекцiя 3-ья. Классификацiя гласныхъ звуковъ. Классификацiя согласныхъ
 Лекцiя 4-ая. Физiологiя произношенiя звукосочетанiй, словъ и фразъ. Экспериментальная фонетика
 Лекцiя 5-ая. Физiологiя произношенiя языковъ французскаго, англiйскаго и немецкаго сравнительно съ русскимъ
 Лекцiя 6-ая. Измененiя звуковъ въ исторiи языковъ: главнейшiя категорiи этихъ измененiй
 Лекцiя 7-ая. Объ основныхъ факторахъ звуковыхъ переменъ и о звуковыхъ законахъ
 Лекцiя 8-ая. Главнейшiя звуковыя соответствiя въ арiо-европейскихъ языкахъ
 Лекцiя 9-ая. Развитiе детской речи. Замечанiя о происхождеиiи человеческаго языка
 Лекцiя 10-ая. Психофизiологiя речи
 Лекцiя 11-ая. Морфологическiй анализъ словъ въ психологическомъ освещенiи
 Лекцiя 12-ая. Основные факторы морфологическаго развитiя языка. Замечанiя по семазiологiи
 Лекцiя 13-ая. Введенiе въ синтаксическое изученiе языка
 Лекцiя 14-ая. Психо-физiологическое изученiе индивидуалъныхъ явленiй речи
 Лекцiя 15-ая. Объ изученiи и преподаванiи родного языка и иностранныхъ
 Лекцiя 16-ая. Дiалектическое развитiе языка. Обзоръ языковъ арiо-европейскаго семейства
 Лекцiя 17-ая. Возсозданiе первобытной арiо-европейской культуры и последующаго ея развитiя
 Лекцiя 18-ая. О возникновенiи и развитiи письменъ; письмо живописное или идеографическое, живописно-фигурное и фонетическое; научно-фонетическая транскрипцiя

Предисловiе

Выпуская второе изданiе своей книги, я должень сказать, что въ немъ значительно переработанъ отделъ ученiя о звукахъ, такъ какъ именно эта область по моимъ наблюденiямъ труднее всего усваивается учащимися, и я въ виду этого старался придать ей большую отчетливость; ученiе же о звуковыхъ измененiяхъ (стр.78--106) разработано за-ново и дополнено изложенiемъ вопроса о факторахъ этихъ измененiй (стр.107--119); далее, я расширилъ въ книге отделъ библiографiи и, наконецъ, присоединилъ новую лекцiю о письменахъ, где старался въ наиболее крупныхъ штрихахъ очертить ихъ типы и дать общую картину эволюцiи письма. Для изучающихъ по моей книге предметъ общаго языковеденiя считаю долгомъ пояснить, что лекцiя 14-ая, посвященная изследованiю индивидуальныхъ явленiй речи и носящая характеръ монографiи, предназначается лишь для общаго ознакомленiя съ вопросомъ; равнымъ образомъ и отделъ объ акустическихъ заменахъ звуковъ (стр.97--106), изобилующiй примерами, требуетъ лишь уясненiя направленiй въ этихъ заменахъ, при чемъ представляется самому изучающему выбрать изъ ряда однородныхъ примеровъ те, которые покажутся ему более подходящими. Что касается изложенiя, то, какъ и въ первомъ изданiи, я стремился къ наиболее доступной форме, стараясь въ то же время сохранить необходимую научность. Особенностью настоящаго изданiя являются также два указателя -- предметный и указатель словъ, имеющiе целью дать читателю возможность пользоваться моею книгой также и для справокъ. Не смотря на увеличившiйся размеръ книги, я нашелъ возможнымъ сохранить прежнюю цену. Въ заключенiе позволяю себе выразить глубокую благодарность за помощь по обработке настоящаго изданiя лаборанту Экспериментально-фонетическаго кабинета при Казанскомъ университете М.И.Бергъ.

Авторъ.

Об авторе
Богородицкий Василий Алексеевич
Выдающийся языковед, методист (русский и татарский языки), член-корреспондент АН СССР. Родился в 1857 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете Казанского университета в 1880 г. Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ, один из представителей Казанской лингвистической школы. Состоял профессором сравнительного языковедения в Казанском университете, при котором в 1880-х гг. создал первую в России экспериментально-фонетическую лабораторию. Разработал методическую систему преподавания русского языка в татарской школе, модель обучения правописанию.

В. А. Богородицкий добился блестящих успехов в области общего языкознания, фонетики, сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков и русского языка, тюркского языкознания. Среди его трудов известны следующие: «Курс сравнительной грамматики индоевропейских языков» (1890), «Из чтений по сравнительной грамматике ариоевропейских языков» (1895–1908), «Общий курс русской грамматики» (1911; переизд. в URSS), «Лекции по общему языковедению» (1911–1912; переизд. в URSS).