URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гартман Э. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного. Часть I: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ЯВЛЕНИЯХ ТЕЛЕСНОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Пер. с нем. Обложка Гартман Э. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного. Часть I: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ЯВЛЕНИЯХ ТЕЛЕСНОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Пер. с нем.
Id: 249951
Предварительный заказ!  699 р.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ЯВЛЕНИЯХ ТЕЛЕСНОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.
Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного. Пер. с нем. Ч.I. Изд. стереотип.

Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного. Часть I: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ЯВЛЕНИЯХ ТЕЛЕСНОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Пер. с нем.
Eduard von Hartmann. Philosophie des Unbewußten
URSS. 2019. 322 с. ISBN 978-5-9710-6515-9. Уценка. Состояние: 5-.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается классический труд выдающегося немецкого философа Э.Гартмана (1842–1906), принесший ему мировое признание. Книга целиком посвящена проблеме бессознательного, которое, по мнению автора, выступает как неотъемлемый элемент человеческой психики, источник жизни и ее движущая сила. Автор отталкивается от эмпирических фактов и выводит из них свою основную гипотезу, от которой через ряд выводов и соображений приходит к метафизической... (Подробнее)


Оглавленiе
top
Предисловiе
Введенiе
 БЕЗСОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЪ ЯВЛЕНIЯХЪ ТЕЛЕСНОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
ЧАСТЬ I.БЕСОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЪ ОБЛАСТИ ТЕЛЕСНОЙ

Глава I.Понятiя о безсознательной воле и безсознательномъ представленiи. Связь воли съ представленiемъ и относительная характеристика ихъ
Глава II.Безсознательное въ инстинкте и въ рефлективныхъ движенiяхъ
Глава III.Безсознательное въ целительной силе природы. Косвенное влiянiе сознательной душевной деятельности на органическiя отправленiя
Глава IV.Безсознательное въ органическомъ образованiи

ЧАСТЬ II.БЕЗСОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЪ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМЪ ДУХЪ

Глава V.Инстинктъ въ человеческомъ духе, Безсознательное въ половой любви
Глава VI.Безсознательное въ чувстве, характере и нравственности
Глава VII.Безсознательное въ эстетическомъ сужденiи и въ художественномъ творчестве
Глава VIII.Безсознательное въ происхожденiи языка
Глава IX.Безсознательное въ мышленiи
Глава X.Безсознательное въ происхожденiи чувственнаго воспрiятiя
Глава XI.Безсознательное въ мистике
Глава XII.Безсознательное въ исторiи

Предисловiе
top

Книгу эту могу я рекомендовать преимущественно темъ изъ читателей, которыхъ интересуютъ метафизическiе вопросы.

Но кто либо спроситъ, что я разумею подъ метафизическими вопросами.

Для меня лично не существуетъ существеннаго различiя между метафизическимъ и научнымь знанiемъ: этого различiя не существовало до последняго времени ни для простыхъ смертныхъ, ни для великихъ мыслителей. Только въ нашемъ столетiи хотятъ разграничить резкою чертою знанiе метафизическое и научное, но, по моему, безуспешно. Люди, которые наиболее кричатъ противъ метафизики, особенно отечественные мыслящiе реалисты сами по крепче другихъ стоятъ на ея почве, Да иначе и быть не можетъ. Отрицать метафизику можно, только стоя на самой крайней точке скептицизма, а именно, утверждая, что решительно ничего не знаешь. Но съ такимъ отрицательнымъ положенiемъ теряешь всякую почву, висишь на воздухе, наконецъ даже теряешь право на мышленiе и разговоръ. Но реалисты, такъ завидно самоуверенны въ своемъ знанiи, что едва ли уступятъ въ этомъ отношенiи собаке, которая несомненно знаетъ, что кость можно сглодать, а что палкой ее бьютъ, или корове, которая также ни минуты не сомневается, что сено вкуснее соломы. Вообще говоря, всякое знанiе въ конце концовъ опирается на метафизическую почву, а знанiе, претендующее на знанiе par ехсеllеnсе, есть ео iрsо наиболее метафизическое. Въ последствiи будутъ приведены достаточныя основанiя для высказанныхъ положенiй, а пока пусть читатель считаетъ ихъ за чисто субъективное мненiе. Однако съ точки зренiя принимаемаго вообще различiя между вопросами метафизическими и научными, я къ первымъ причислю, напр., подобные: "существуетъ ли мiръ по ту сторону чувствъ, т.е., кроме мiра явленiй мiръ сущностей; если существуетъ, то можно ли познать его, или нельзя; имеетъ ли какой либо смыслъ мiровой процессъ, т.е., безконечный рядъ наблюдаемыхъ нами переменъ въ пространстве и времени, иначе говоря, имеетъ ли этотъ процессъ какую либо цель; если имеетъ, то какъ познать ее, если не имеетъ, то можемъ ли мы поставитъ ему свою цель; имеетъ ли этотъ процессъ причину и можно ли знать ее; наконецъ имеетъ ли какой смыслъ въ этомъ процессе наше человеческое существованiе, наше сознанiе, наши радости и страданiя." Что касается до основанiя, по которому я эти вопросы называю метафизическими, то оно заключается въ томъ, что всякое разрешенiе этихъ вопросовъ представляется только въ виде соображенiй и гипотезъ, выведенныхъ путемъ дедуктивнымъ и не подлежащихъ проверке путемъ метода наукъ опытныхъ, индуктивныхъ. Правда, опытныя науки могутъ давать матерiалъ для этихъ соображенiй и гипотезъ, но все таки последнiя дедукцiи изъ этого матерiала съ одной стороны до того далеко отстоятъ отъ него, что какъ бы теряютъ опытную почву, съ другой не подлежатъ, какъ сказано, опытной поверке изъ мiра явленiй: потому что въ конце дедукцiи всегда оказывается предполагаемая та или другая метафизическая сущность, т.е. недоступная опыту вещь сама въ себе.

Исторiя философiи показываетъ, что вышепоставленные вопросы и подобные имъ постоянно находили свое разрешенiе въ науке, которая называлась безразлично философiей или же метафизикой.

"Но кто же, спроситъ иной, кроме зверя и идiота не интересуется этими вопросами?" Есть значительное количество людей, отвечаю, которые, обладая всеми человеческими отличительными свойствами, имеютъ, пожалуй, въ некоторомъ отношенiи завидную способность никогда не безпокоиться этими вопросами. Одни сознательно устраняютъ для себя и другихъ даже всякiй поводъ къ нимъ, другiе безсознательно живутъ, размножаются и умираютъ, не задаваясь ничемъ, кроме текущихъ заботъ и радостей дня.

Для нихъ книга не писана; да и сами они читать ее, вероятно, не станутъ.

Остается сравнительно съ этою категорiею гораздо, впрочемъ, обширнейшая категорiя людей, хотя изредко, но все-таки интересующихся выше упомянутыми вопросами...

А.К.

Об авторе
top
photoГартман Эдуард фон
Выдающийся немецкий философ. Родился в Берлине, в семье прусского генерала. По окончании гимназии поступил на военную службу, но вскоре вышел в отставку по болезни. После безуспешных занятий художественной литературой сосредоточился на изучении философии. Получив докторскую степень, издал в 1869 г. свое главное произведение «Философия бессознательного», которое сразу доставило ему известность, выдержав много изданий (10-е вышло в 1890 г.). Помимо философских работ, Э. фон Гартман писал о спиритизме, о еврейском вопросе, о немецкой политике и т. д. Полное собрание его сочинений насчитывает около 40 томов. Посмертно была издана его «Система философии» в 8 томах (1907–1909).

На формирование философских взглядов Гартмана существенное влияние оказали идеи Шопенгауэра и Шеллинга, которые он намеревался соединить с концепцией Гегеля. Однако если Шеллинг и Гегель при построении философских систем придавали второстепенное значение научным данным, то Гартман стремился достичь согласованности умозрительно полученных данных с научными знаниями, добытыми индуктивным путем. Как и Шопенгауэр, основой бытия он считал бессознательное духовное начало, идея которого пронизывает всю его этику. Кроме «Философии бессознательного», в число его важнейших философских работ вошли: «Неокантианство, шопенгауэрианство, гегельянство» (1877), «Феноменология нравственного сознания» (1878), «Религиозное сознание человечества в его последовательном развитии» (1881), «Религия духа» (1882), «Эстетика» (1886–1887; в 2 т.), «Основная проблема теории познания» (1890), «История метафизики» (1899–1900; в 2 т.), «Современная психология» (1901), «Мировоззрение современной физики» (1902), «Проблема жизни» (1906) и другие.