URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Болдачев А.В. Темпоральность и философия абсолютного релятивизма Обложка Болдачев А.В. Темпоральность и философия абсолютного релятивизма
Id: 249734
368 р.

ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ и философия абсолютного релятивизма Изд. стереотип.

Темпоральность и философия абсолютного релятивизма 2019. 224 с. ISBN 978-5-9710-6489-3.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей книге с позиции философского релятивизма и нового темпорального взгляда на мироздание предлагаются оригинальные решения главных философских проблем: отношения материального и идеального, восходящей и нисходящей причинности, сущности эволюции и творчества, жизни и разума. Основной целью книги является демонстрация единства Мира во всех его проявлениях: единства бытия и мышления, жизни и духовного роста, единства всех форм познания... (Подробнее)


Содержание
top
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ 1 . АБСОЛЮТНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ
ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ
 Предмет философии
 Рациональность философии
 Критерий истинности в философии
 Единая философская система
 Смысл философского познания
 Первый вывод
РЕЛЯТИВИЗМ
 Совмещение картинок
 О сущности релятивизма
 Начало релятивизма
 Релятивизм и объективное познание
 Релятивизм и научное мировоззрение
 Релятивизм и рациональность
 Субъективная "объективность"
 Объективный антропоцентризм и релятивный антиантропоцентризм
 Подвижное Я
 Сложная психо-логическая задачка
 Решение познавательной задачки
 Назойливый релятивизм
 Релятивизм и субъективность
 Релятивизм и этика
 Релятивизм и плюрализм
 Разновидности релятивизма
ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ
 Начало отсчета
 Субъект и объект в философии
 Субъекты и их объектные действительности
 Субъект и сознание
 Объект и кантовская вещь-в-себе
 Познание объекта
 Пустотность объекта и субъекта
 Объект и предмет в философии
УРОВНЕВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
 Тавтологичность выражения "объективная реальность"
 Пустотность реальности
 Реальное место реальности
 Уровни реальности
 Платонова пещера
 Множественность и относительность реальностей
К ОСНОВНОМУ ВОПРОСУ ФИЛОСОФИИ
 Постановка вопроса
 Бытие и сознание
 Идеальное и материальное
 Ноумены и феномены
 Относительность ноуменального и феноменального
 Основные выводы и постановка проблемы
ЧАСТЬ I I. ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ
ТЕМПОРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
 Размеры во времени
 Хрональность и темпоральность
 Темпоральность и характерное время процесса
 Пространственные объекты
 Темпоральные объекты
 Темпорально-пространственные объекты
 Объектность кристалла и мелодии
 Темпоральность и хрональность
 Темпоральность и хрональные границы
 Темпоральная структурность
 Темпоральные системы
 Мелодия как темпоральная система
 Биологический организм
 как пространственно-темпоральная система
 Неполнота "плоского" описания
 Исключительная темпоральность темпоральных систем
 Относительность темпоральных и пространственных систем
ОПИСАНИЕ ЧЕРЕЗ СОСТОЯНИЕ
 Детерминистская логика состояний и темпоральность
 Описание биологического организма через состояния
 Проблемы описания темпоральных объектов через состояние
 Состояние мелодии
 Вариант строгого введения понятия "темпоральный объект"
 Детерминизм и описание через состояния
ИЕРАРХИЯ ТЕМПОРАЛЬНЫХ СИСТЕМ
 Темпоральный мир
 Матрешечная пространственная иерархия
 Переход
 Процесс
 Формальность темпоральной иерархии
 Темпоральная система-действие
 Результат как системообразующий фактор системы-действия
 Особенность события-результата
 Вариативность реализации действия
 Система-действие и теория функциональных систем Анохина
 Деятельность
 Пространственное отображение деятельности
 Творящая система
 К иерархической логике
ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ И ПРИЧИННОСТЬ
 Постановка проблемы причинности
 Система и причинные отношения
 Причинность в темпоральной системе
 Время и причинные отношения
 Системообразующий фактор как причина
 Причинность в системе-действии
 Причина позже следствия
 Классическая причинность как хрональная последовательность
 Дурная бесконечность причинно-следственных цепочек
 Вариативность действия
 Кошмар случайности первопричины
 Одноуровневость линейного детерминизма
 Иерархия темпоральных систем и детерминизм
 Философское обобщение
ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
 Постановка проблемы эволюционных новаций
 Новации и классический детерминизм
 Внутренняя логика новационной цепочки
 Цепочка новаций и причинность
 Новации и случайность
 Эмерджентность и прочие номогенезы
 Скрытая сложность
 Распределенные во времени системы
 Преобразование темпоральной сложности в пространственную
 Идея и творчество
 Появление биологической клетки как преобразование
 темпоральной сложности в пространственную
 От темпоральной сложности клетки к многоклеточным организмам
 От кустаря к фабрике
 Традиционные преобразования сложности и новация
 Темпоральность и информация
 Инволюция и трансреальные философские концепции
 Инволюция и обеднение темпорального содержания
 Формирование темпоральной сложности
 Непрогрессивность новаций
 Инволюция и революция радиотехники
ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И РАЗУМА
 Проблема фиксации понятий "жизнь" и "разум"
 Темпоральность жизни и разума
 Нежизненность живого организма и неразумность разумного
 Начальная локализация жизни и разума
 Жизнь есть целенаправленная деятельность
 Разум творящий
ТЕМПОРАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
 От натурфилософии к онтологии
 Проблема начала онтологии
 Релятивизм и начала онтологии
 Начало онтологии и начало Мира
 Исходные моменты темпоральной онтологии
 Пространственная и темпоральная сложность
 Универсум событий (1)
 Универсум событий (2)
 Начала темпоральной онтологии
 Логика первого различения
 Деление действительности на феноменальную и ноуменальную
 Время и пространство
 Пространство-время элементарного и абсолютного субъектов
 Неточечность сейчас
 Темпоральная онтология и релятивизм
 Пространство-время и реальность
 Множественность реальностей
 Сложный субъект
 Субъектная действительность и уровни реальности
 Уровень субъекта и различение тел
 Событийное единство Мира
 Событийное единство ноуменов и феноменов
ТЕМПОРАЛЬНАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ
 Мир идей и вещь-в-себе
 Темпоральность познания
 Формы познания
 Творение
 Темпоральная философия
 Трансреальная онтология
ЧАСТЬ I II. ТРАНСРЕАЛЬНОЕ
МИР
 Эволюция и абсолют
 Эманация
 Сознание
 Пространство мыслей
 Объективная реальность
 Первичность и финальность Сознания
 Идеальность
 Единство мира в сознании
 Время
 Ощущение времени
 Жизнь и цель
 Инволюция силы
 Внутри времени
ПОТОК ЖИЗНИ
 Событие
 Уровни событий
 Все случается
 Реальность
 Случайность человека
 Изменять мир
 Поток времени
 Сознательность, определенность
 Счастье и страдание
 Бороться или работать
 Сейчас
 Любовь
 Страх перед будущим
 Страх из прошлого
 Теория
 Осознание связанности
 Мир и человек
 Творить будущее
 Цель жизни
 Переселение душ
 Деятельный процесс
 Сознательность
 Закон
 Социум человеков
 Человек социума
 Я
 Два момента Я
 Случайная ноша
 Настоящее
 Я и одиночество
 Душа
 Темпоральное Я
 Музыка
 Жизнь после смерти
 Надежность
 Несвобода от прошлого и будущего
 Память
 Свобода
 Индивидуальность
 Абсолютное рабство
 Свобода – это не...
 Любовь
ПОЗНАНИЕ
 Мышление
 Знание
 Молчание
 Медитация
 Феномен – субъект – ноумен
 Ум
 Индивидуальный разум
 Поиск смысла
 Мировой разум
 Мышление и смерть
 Мысль не признак
 Немысль
 Рассудочное мышление
 Истина
 Инволюция Истины
 Пустота
 Истина и действие
 Знание
 Абсолют, знание, понимание
 Понимание
 Понимание события
 Субъект и смысл
 Новые мысли
 Познание Единого методом тождества
 Относительность реальностей
 Конечное число личностей
ТВОРЧЕСТВО
 Человек и события
 От производства к творчеству
 Гениальный взгляд
 Творение
 Творчество – это инволюция
 В своем уме
 Гениальность
 Духовность и творчество
ТЕМПОРАЛЬНЫИ ЧЕЛОВЕК
 Отрицательная определенность
 Астральное тело
 Медитация
 Йога
 Отказ от реальности
 Религия
 Этапы роста
 Надсоциумный уровень
 Восхождение и уровень реальности
 Изменение
 Духовность
 Уровень человека
 Свобода
 Человек и время
 Просветление и эволюция
 Взгляд снизу
 Путь

Предисловие
top

Посвящается Марии Куренной

Книга состоит из трех частей: объемного философского введения, основной части и философско-художественного заключения.

Философское введение представляет круг идей, где стало возможным зарождение темпоральной концепции, подводит читателя к необходимости формулирования новой релятивистской-иерархической логики, без которой нельзя понять главные концепты темпоральной философии, такие, как относительность темпоральности и пространственности, иерархия темпоральных систем, нисходящая причинность, инволюционная сущность эволюции и др.

Философско-художественное заключение составлено из коротких текстов, возникавших по ходу работы над теорией темпоральности, при обдумывании ее связи с древними этико-философскими, мировоззренческими системами. Оказалось, что релятивистско-темпоральный взгляд на Мир, на так называемую "объективную реальность" во многом совпадает с представлениями буддизма, суфизма, Веданты, Каббалы и других философских концепций, которые я предложил называть трансреальными (чтобы не смущать читателей словом "эзотерика").

Основную же часть книги составляет изложение и развитие темпоральной концепции, предложенной в предыдущей моей книге "Новации". Правда, там термин "темпоральность" еще не использовался, а обсуждался формализм распределенных во времени систем. Понятие "темпоральность", понимаемое как распределенность, протяженность во времени, необходимо всплыло в "Новациях" при анализе главной проблемы эволюции – проблемы спонтанного возникновения новой сложности. Из понимания, что решение этой проблемы невозможно на уровне линейной, одноуровневой логики, детерминистского мышления, появилось представление о некой "скрытой переменной", о наличии у всех объектов и Мира в целом дополнительного измерения, которое я и поименовал темпоральностью.

Часто приходилось отвечать на вопрос, а возможно ли и надо ли в наше время вообще вводить новые понятия, множить сущности – с намеком на бритву Оккама. В науке этот принцип обладает некоторой осмысленностью, целесообразностью – ведь наука, по своей сути, требует сведения исходных принципов к минимуму. В философии ситуация похожая. Но только в рамках отдельной теории, концепции, направления. А не глобально. Физиком следует считать любого, кто может, используя имеющиеся концепты, сущности, описать нечто новое. Философом (настоящим) будет считаться лишь тот, кто ввел новый концепт, новую сущность. Кому нужны переписчики Платона, Гегеля? Или мы должны были указать Канту на недостаточные основания для введения понятия вещь-в-себе, а Хайдеггеру – для введения понятия дазайн? Философия интересна только тогда, когда чье-то мышление переходит на другой уровень, когда открывается новая точка зрения, новый способ помыслить Мир. И только наличие этого нового дает нам право называть человека философом, а не преподавателем философии. В отличие от естественных наук, в философии основной целью является как раз "внедрение новых сущностей". Движение философии в целом идет в сторону расширения понимания, увеличения числа точек зрения и уровней мышления, а никак не в сторону его унификации и урезания.

Хотя, с другой стороны, концепция темпоральности и не вводит принципиально новых сущностей. Ее можно рассматривать как закономерное развитие, обобщение и формализацию множества философских направлений, пытавшихся для объяснения эволюции, творчества ввести понятия "нисходящая причинность", "эмерджентность", "энтелехия" и пр. Более того, представление о нелокальности объектов во времени хорошо вписывается в представления как современной физики, так и многих трансреальных философских концепций.

Хочу выразить благодарность всем, кто участвовал в многочисленных интернетовских дискуссиях на тему темпоральности, а также в обсуждении моего доклада на Российском междисциплинарном семинаре по темпорологии под руководством А.П.Левича.


Об авторе
top
dop Александр Владимирович БОЛДАЧЕВ

Петербургский философ, автор книги "Новации, суждения в русле эволюционной парадигмы".