Fritjof Capra, Pier Luigi Luisi. THE SYSTEMS VIEW OF LIFE. A Unifying Vision
ЭТА КНИГА НЕОБХОДИМА, ЧТОБЫ ВСТРЕТИТЬ БУДУЩЕЕ С ШИРОКО ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ.
Роб Колл, основатель сайта OpEdNews.com
Это и прекрасный обзор новых захватывающих исследований в системной биологии, полезный для студентов-биологов или естественников, и смелая программа того, как мы можем обеспечить наше будущее на Земле.
Журнал "New Scientist"
Глубокое исследование научных основ комплексного взгляда на мир в его целостности, что проглядели поколения однобоких редукционистов... Авторы блестяще справились с задачей!
Дэвид Орр, Оберлинский колледж
...Впечатляющий синтез лучших научных идей, теории взаимосвязи всего живого, динамики возникновения и самоорганизации в концепции Франсиско Варелы. Настоящая книга закладывает основы глубокого понимания нашего места на планете, хорошо это или плохо. Если мы воспримем мудрые советы Капры и Луизи, это будет нам во благо... ОНА АДРЕСОВАНА ВСЕМ, КОГО ВОЛНУЕТ ЖИЗНЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ, И ОБЯЗАТЕЛЬНА К ПРОЧТЕНИЮ СОВРЕМЕННЫМ МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ, ЗАВТРАШНИМ ЛИДЕРАМ.
Дэниел Гоулман, автор книги "Эмоциональный интеллект"
От редакции | 13 |
Предисловие к русскому изданию | 15 |
Предисловие к изданию 2014 г. | 17 |
Благодарности | 19 |
Введение: парадигмы в науке и обществе | 21 |
| Научный метод | 21 |
| Научные и социальные парадигмы | 22 |
| Между механицизмом и холизмом: с древности до наших дней | 24 |
| Механицизм и холизм в современной биологии | 28 |
| Глубокая экология | 31 |
I МЕХАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ | 35 |
1. | Мировой механизм Ньютона | 37 |
| 1.1. | Научная революция | 37 |
| | 1.1.1. | Галилей: математическое описание природы | 38 |
| | 1.1.2. | Бэкон: подчинение природы | 38 |
| | 1.1.3. | Декарт: механистический взгляд на мир | 39 |
| | 1.1.4. | Синтез Ньютона | 42 |
| 1.2. | Физика Ньютона | 44 |
| | 1.2.1. | Успех ньютоновской механики | 45 |
| | 1.2.2. | Ограниченность модели Ньютона | 46 |
| 1.3. | Заключительные замечания | 48 |
2. | Механистический взгляд на жизнь | 50 |
| 2.1. | Ранние механистические модели живых организмов | 50 |
| | 2.1.1. | Редукционизм Декарта | 51 |
| 2.2. | От клеток к молекулам | 51 |
| | 2.2.1. | Клеточная теория | 51 |
| | 2.2.2. | Микробиология | 52 |
| | 2.2.3. | Дарвин и Мендель | 52 |
| 2.3. | Век генетики | 53 |
| | 2.3.1. | Гены и ферменты | 54 |
| | 2.3.2. | "Что такое жизнь?" Шредингера | 54 |
| | 2.3.3. | Структура ДНК | 55 |
| | 2.3.4. | Расшифровка генетического кода | 55 |
| | 2.3.5. | Генетический детерминизм | 55 |
| 2.4. | Механистическая медицина | 56 |
| 2.5. | Заключительные замечания | 57 |
3. | Механистический взгляд на общество | 58 |
| 3.1. | Возникновение наук об обществе | 58 |
| | 3.1.1. | Эпоха Просвещения | 58 |
| | 3.1.2. | Смирительная рубашка позитивизма | 59 |
| | 3.1.3. | "Твердые" и "мягкие" науки | 59 |
| | 3.1.4. | Появление экономики | 59 |
| 3.2. | Классическая политическая экономия | 61 |
| | 3.2.1. | Адам Смит: Богатство народов | 61 |
| | 3.2.2. | Невидимая рука рынка | 62 |
| | 3.2.3. | Экономические модели | 63 |
| 3.3. | Критика классической экономики | 63 |
| | 3.3.1. | Джон Стюарт Милль | 63 |
| | 3.3.2. | Карл Маркс | 64 |
| 3.4. | Экономическая модель Кейнса | 66 |
| | 3.4.1. | Неоклассические модели и великая депрессия | 66 |
| | 3.4.2. | Джон Мейнард Кейнс: экономика как политика | 66 |
| 3.5. | Тупик картезианской экономики | 67 |
| | 3.5.1. | Ограниченные концепции и фрагментарные модели | 67 |
| | 3.5.2. | Иллюзия неограниченного экономического роста | 68 |
| | 3.5.3. | Кризис экономики | 68 |
| 3.6. | Управленческая машина | 69 |
| | 3.6.1. | Механистический взгляд на общественные организации | 69 |
| | 3.6.2. | Классические теории управления | 70 |
| | 3.6.3. | "Машинное" мировоззрение наших дней | 70 |
| 3.7. | Заключительные замечания | 71 |
II. РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА | 73 |
1. | От частей к целому | 75 |
| 1.1. | Возникновение системного мышления | 75 |
| | 1.1.1. | Спор между механицизмом и витализмом | 75 |
| | 1.1.2. | Организменная биология (органицизм) | 76 |
| | 1.1.3. | Новый способ мышления | 77 |
| | 1.1.4. | Гештальт-психология | 77 |
| | 1.1.5. | Экология | 78 |
| 1.2. | Новая физика | 79 |
| | 1.2.1. | Странная реальность атомных явлений | 79 |
| | 1.2.2. | Физики и мистики | 81 |
| | 1.2.3. | Принцип неопределенности | 82 |
| | 1.2.4. | Вероятностные модели | 83 |
| | 1.2.5. | Новое понятие причинности | 84 |
| | 1.2.6. | Наблюдатель в роли участника | 84 |
| | 1.2.7. | Неутомимая материя | 85 |
| | 1.2.8. | Пространство, время и энергия | 86 |
| | 1.2.9. | Гравитация и искривленное пространство-время | 88 |
| | 1.2.10. | Объединение физики | 89 |
| | 1.2.11. | Системное мышление и новая физика | 89 |
| 1.3. | Заключительные замечания | 90 |
2. | Классические теории систем | 94 |
| 2.1. | Тектология | 94 |
| 2.2. | Общая теория систем | 95 |
| 2.3. | Кибернетика | 96 |
| | 2.3.1. | Основоположники кибернетики | 97 |
| | 2.3.2. | Обратная связь | 99 |
| | 2.3.3. | Теория информации | 102 |
| | 2.3.4. | Кибернетика мозга | 102 |
| | 2.3.5. | Самоорганизация | 103 |
| 2.4. | Заключительные замечания | 105 |
3. | Теория сложности | 107 |
| 3.1. | Математика классической науки | 108 |
| | 3.1.1. | Геометрия и алгебра | 108 |
| | 3.1.2. | Дифференциальные уравнения | 109 |
| | 3.1.3. | Сложность в термодинамике | 110 |
| 3.2. | Лицом к лицу с нелинейностью | 112 |
| | 3.2.1. | Исследования нелинейных систем | 113 |
| | 3.2.2. | Обратная связь и итерации | 114 |
| | 3.2.3. | Пуанкаре и отпечатки следов хаоса | 115 |
| 3.3. | Принципы нелинейной динамики | 116 |
| | 3.3.1. | Траектории в абстрактных пространствах | 116 |
| | 3.3.2. | "Эффект бабочки" | 120 |
| | 3.3.3. | От количества к качеству | 121 |
| 3.4. | Фрактальная геометрия | 123 |
| | 3.4.1. | "Язык, на котором говорят об облаках" | 123 |
| | 3.4.2. | Самоподобие | 123 |
| | 3.4.3. | Фрактальные размерности | 124 |
| | 3.4.4. | Модели фрактальных форм | 124 |
| | 3.4.5. | Многоуровневые структуры: комплексные числа | 125 |
| 3.5. | Заключительные замечания | 131 |
III. НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ | 133 |
1. | Что такое жизнь? | 135 |
| 1.1. | Как определить живое | 135 |
| 1.2. | Системный подход к жизни | 135 |
| | 1.2.1. | Самоподдержание | 137 |
| | 1.2.2. | Нелокальность | 138 |
| | 1.2.3. | Эмерджентные свойства | 138 |
| | 1.2.4. | Взаимодействие с окружающей средой | 139 |
| 1.3. | Основы теории аутопоэза | 139 |
| 1.4. | Взаимодействие с окружающей средой | 140 |
| | 1.4.1. | Структурное сопряжение | 140 |
| | 1.4.2. | Структурный детерминизм | 141 |
| 1.5. | Социальный аутопоэз | 141 |
| 1.6. | Критерии аутопоэза, критерии жизни | 142 |
| 1.7. | Что такое смерть? | 143 |
| 1.8. | Аутопоэз и познание | 145 |
| 1.9. | Заключительные замечания | 147 |
2. | Порядок и сложность в живом мире | 148 |
| 2.1. | Самоорганизация | 148 |
| | 2.1.1. | Введение в тему | 148 |
| | 2.1.2. | Примеры самоорганизации молекул | 149 |
| | 2.1.3. | Самоорганизация в биологических системах | 153 |
| | 2.1.4. | Самоорганизация и автокатализ | 154 |
| | 2.1.5. | Самоорганизация в сложных биологических системах | 154 |
| 2.2. | Эмерджентность и эмерджентные свойства | 157 |
| | 2.2.1. | Введение в проблематику | 157 |
| | 2.2.2. | Некоторые примеры | 158 |
| | 2.2.3. | Нисходящая причинность | 160 |
| 2.3. | Самоорганизация и эмерджентность в динамических системах | 161 |
| | 2.3.1. | Основы теории и история вопроса | 161 |
| | 2.3.2. | Ячейки Бенара и брюсселяторы | 163 |
| | 2.3.3. | Теория Геи: самоорганизующаяся планета | 165 |
| 2.4. | Математические модели в живом мире | 171 |
| | 2.4.1. | Хиральность – асимметрия природы | 171 |
| | 2.4.2. | Биоматематика: новые горизонты математической науки | 173 |
| | 2.4.3. | Симметрия в физике и в биологии | 174 |
| | 2.4.4. | Нумерология роста растений | 175 |
| | 2.4.5. | Спирали в природе | 178 |
| | 2.4.6. | Хиральность и нарушение симметрии | 180 |
| 2.5. | Заключительные замечания | 181 |
3. | Дарвин и биологическая эволюция | 183 |
| 3.1. | Представление Дарвина о биологических видах, связанных сетью родства | 183 |
| 3.2. | Дарвин, Мендель, Ламарк и Уоллес: многогранная взаимосвязь | 185 |
| 3.3. | Современная теория эволюционного синтеза | 187 |
| | 3.3.1. | Генетический код | 188 |
| | 3.3.2. | Нейтральные мутации и случайный дрейф генов | 189 |
| | 3.3.3. | "Центральная догма" | 193 |
| | 3.3.4. | Три домена жизни | 193 |
| | 3.3.5. | Пути эволюции | 193 |
| 3.4. | Прикладная генетика | 195 |
| 3.5. | Проект "Геном человека" | 195 |
| 3.6. | Концептуальная революция в генетике | 196 |
| | 3.6.1. | Проблемы центральной догмы | 196 |
| | 3.6.2. | Эпигенетика | 197 |
| | 3.6.3. | Эволюция – это также симбиоз, симбиогенез, кооперация и альтруизм | 203 |
| | 3.6.4. | Мы – это не наши гены! | 206 |
| 3.7. | Дарвинизм и креационизм | 208 |
| 3.8. | Случайность, контингентность и эволюция | 211 |
| 3.9. | Дарвинизм сегодня | 213 |
| 3.10. | Заключительные замечания | 215 |
4. | Тайна возникновения жизни на Земле | 217 |
| 4.1. | Молекулярная эволюция Опарина | 217 |
| 4.2. | Контингентность и детерминизм в вопросе о происхождении жизни | 217 |
| | 4.2.1. | Антропный принцип | 219 |
| | 4.2.2. | Гипотеза параллельных Вселенных | 220 |
| 4.3. | Пребиотическая химия | 220 |
| | 4.3.1. | Макромолекулярная загадка | 224 |
| | 4.3.2. | Ошибочность модели "мира из РНК" | 225 |
| | 4.3.3. | Восходящий сценарий: самоорганизация и эмерджентные свойства | 227 |
| 4.4. | Методы искусственного синтеза минимально живого | 228 |
| 4.5. | Синтетическая биология и вопрос о происхождении жизни | 230 |
| | 4.5.1. | Синтез минимальных клеток | 231 |
| | 4.5.2. | О происхождении клеточного метаболизма | 234 |
| | 4.5.3. | Несуществующие белки | 236 |
| 4.6. | Заключительные замечания | 238 |
5. | Экспедиция в мир человека | 240 |
| 5.1. | Три возраста жизни | 240 |
| 5.2. | Эпоха людей | 241 |
| 5.3. | Детерминанты человеческой личности | 244 |
| | 5.3.1. | Инстинкт "убить обезьяну" | 246 |
| | 5.3.2. | Любовь и альтруизм | 247 |
| | 5.3.3. | Сознание и духовность | 248 |
| | 5.3.4. | Любопытство и жажда знаний | 249 |
| | 5.3.5. | Стремление к красоте и гармонии | 249 |
| 5.4. | Заключительные замечания | 250 |
6. | Разум и сознание | 252 |
| 6.1. | Мышление – это процесс! | 252 |
| | 6.1.1. | "Мыслительный процесс" Бейтсона | 252 |
| | 6.1.2. | Познание как процесс жизни | 253 |
| 6.2. | Теория познания Сантьяго | 255 |
| | 6.2.1. | Структурное сопряжение | 255 |
| | 6.2.2. | Порождение мира | 255 |
| | 6.2.3. | Познание и душа | 256 |
| | 6.2.4. | Мозг и разум | 256 |
| 6.3. | Познание и сознание | 257 |
| | 6.3.1. | "Легкая" и "трудная" проблемы сознания | 257 |
| | 6.3.2. | Научное исследование сознания | 258 |
| | 6.3.3. | Два типа сознания | 259 |
| | 6.3.4. | Природа сознательного опыта | 260 |
| | 6.3.5. | Изучение сознания: различные школы | 261 |
| | 6.3.6. | Взгляд изнутри | 262 |
| | 6.3.7. | Разум без жизни? | 263 |
| | 6.3.8. | Появление сознательного опыта | 264 |
| | 6.3.9. | Рефлексивное сознание | 268 |
| 6.4. | Когнитивная лингвистика | 270 |
| | 6.4.1. | Концепция воплощенного разума | 270 |
| | 6.4.2. | Метафоры | 271 |
| 6.5. | Заключительные замечания | 272 |
7. | Наука и духовность | 274 |
| 7.1. | Наука и духовность: диалектическая взаимосвязь | 274 |
| 7.2. | Духовность и религия | 275 |
| | 7.2.1. | Дух и духовность | 275 |
| | 7.2.2. | Природа религии | 278 |
| | 7.2.3. | Теология (богословие) | 278 |
| | 7.2.4. | Этика, богослужение и священные символы | 279 |
| 7.3. | Наука и религия: "диалог двух глухих"? | 280 |
| 7.4. | Параллели между наукой и мистицизмом | 283 |
| | 7.4.1. | Институт разума и жизни: наука и буддизм | 285 |
| 7.5. | Духовные практики сегодня | 287 |
| | 7.5.1. | Распространение буддизма на Западе | 287 |
| | 7.5.2. | Буддийская философия и наука | 287 |
| 7.6. | Духовность, экология и образование | 288 |
| | 7.6.1. | Глубокая экология и духовность | 288 |
| | 7.6.2. | Духовный компонент образования | 289 |
| | 7.6.3. | Экспериментальная летняя школа "Неделя в Кортоне" | 290 |
| | 7.6.4. | Колледж Шумахера: уникальный опыт обучения | 291 |
| 7.7. | Заключительные замечания | 293 |
8. | Жизнь, разум и общество | 294 |
| 8.1. | Эволюционная связь между сознанием и социальными явлениями | 294 |
| 8.2. | Социология и социальные науки | 294 |
| | 8.2.1. | Социальная теория в XX веке | 294 |
| | 8.2.2. | Структурализм и функционализм | 295 |
| | 8.2.3. | Гидденс и Хабермас: две интегративные теории | 296 |
| 8.3. | Расширение системного подхода | 298 |
| | 8.3.1. | Три грани жизни | 298 |
| | 8.3.2. | Четвертая грань: смысл | 300 |
| | 8.3.3. | Живые сети | 301 |
| | 8.3.4. | Аутопоэз в социальной сфере | 303 |
| 8.4. | Коммуникационные сети | 304 |
| | 8.4.1. | Смысл, цели и свобода личности | 304 |
| | 8.4.2. | Динамика культуры | 305 |
| | 8.4.3. | Происхождение власти | 307 |
| | 8.4.4. | Структура в биологических и социальных системах | 309 |
| | 8.4.5. | Технология и культура | 309 |
| 8.5. | Жизнь и лидерство в организациях | 310 |
| | 8.5.1. | Сложность и необходимость изменений | 310 |
| | 8.5.2. | Практические сообщества | 312 |
| | 8.5.3. | Живая организация | 312 |
| | 8.5.4. | Естественное возникновение и искусственное проектирование | 314 |
| 8.6. | Заключительные замечания | 316 |
9. | Системный подход к здоровью | 318 |
| 9.1. | Кризис в здравоохранении | 319 |
| | 9.1.1. | Биомедицинская модель | 319 |
| | 9.1.2. | Гены и заболевания | 319 |
| | 9.1.3. | Генная терапия? | 320 |
| 9.2. | Что такое здоровье? | 322 |
| | 9.2.1. | Системная концепция здоровья | 323 |
| | 9.2.2. | Болезнь как нарушение равновесия | 327 |
| | 9.2.3. | Природа исцеления | 328 |
| 9.3. | Системный подход к здравоохранению | 328 |
| | 9.3.1. | Индивидуальное и социальное здравоохранение | 329 |
| | 9.3.2. | Интегративная терапия | 333 |
| 9.4. | Заключительные замечания | 334 |
IV. ПОДДЕРЖИВАЯ СЕТЬ ЖИЗНИ | 337 |
1. | Экологический аспект жизни | 339 |
| 1.1. | Экология как наука | 339 |
| | 1.1.1. | Развитие основных концепций экологии | 340 |
| | 1.1.2. | Разделы экологии | 342 |
| 1.2. | Системная экология | 343 |
| | 1.2.1. | Экосистемы как диссипативные структуры | 343 |
| | 1.2.2. | Являются ли экосистемы аутопоэзными? | 344 |
| | 1.2.3. | Аутопоэз и теория Геи | 346 |
| 1.3. | Экологическая устойчивость | 349 |
| | 1.3.1. | Определение устойчивости | 349 |
| | 1.3.2. | Экологическая грамотность | 350 |
| | 1.3.3. | Образование в интересах устойчивого развития | 353 |
| 1.4. | Заключительные замечания | 359 |
2. | Составляя картину целиком: системный подход и положение в мире | 360 |
| 2.1. | Взаимосвязь мировых проблем | 360 |
| 2.2. | Иллюзия бесконечного роста | 364 |
| | 2.2.1. | От количественного роста к качественному | 366 |
| | 2.2.2. | Рост и развитие | 367 |
| | 2.2.3. | Экономический рост: переход от количества к качеству | 369 |
| | 2.2.4. | От потребительства к общению | 370 |
| 2.3. | Сети глобального капитализма | 372 |
| | 2.3.1. | Понятие глобализации | 373 |
| | 2.3.2. | Информационная революция и рождение глобального капитализма | 374 |
| | 2.3.3. | Мировое финансовое казино | 375 |
| | 2.3.4. | Социальные последствия экономической глобализации | 379 |
| | 2.3.5. | Воздействие на окружающую среду | 382 |
| 2.4. | Глобальное гражданское общество | 387 |
| | 2.4.1. | Главные ценности: человеческое достоинство и экологическая устойчивость | 388 |
| | 2.4.2. | Битва в Сиэтле | 388 |
| | 2.4.3. | "Другой мир возможен!" | 389 |
| 2.5. | Заключительные замечания | 390 |
3. | Системные решения | 392 |
| 3.1. | Меняя правила игры | 392 |
| | 3.1.1. | Видоизменяя процессы глобализации | 394 |
| | 3.1.2. | Реформирование корпораций | 396 |
| | 3.1.3. | Изменение модели собственности | 398 |
| 3.2. | Энергия и изменение климата | 403 |
| | 3.2.1. | Энергетика – системная категория | 405 |
| | 3.2.2. | Ложные решения: "чистый уголь" | 406 |
| | 3.2.3. | Борьба с иллюзиями по поводу изменения климата | 410 |
| | 3.2.4. | "План Б" | 414 |
| | 3.2.5. | "Снова изобретая огонь" | 420 |
| | 3.2.6. | Третья промышленная революция | 428 |
| 3.3. | Агроэкология – лучший способ накормить мир | 432 |
| | 3.3.1. | Неустойчивый характер промышленного сельского хозяйства | 432 |
| | 3.3.2. | Биотехнологии в сельском хозяйстве | 433 |
| | 3.3.3. | Агроэкология: устойчивая альтернатива | 438 |
| 3.4. | Дизайн для жизни | 443 |
| | 3.4.1. | Революция экодизайна | 444 |
| | 3.4.2. | Биомиметика: природа как модель и учитель | 449 |
| 3.5. | Заключительные замечания | 452 |
Библиография | 454 |
Предметно-именной указатель | 470 |
Издательство URSS продолжает серию книг "Синергетика: от прошлого
к будущему".
Синергетика, или теория самоорганизации, сегодня представляется
одним из наиболее популярных и перспективных междисциплинарных подходов. Термин
"синергетика" в переводе с греческого означает "совместное действие". Вводя
его, Герман Хакен вкладывал в него два смысла. Первый – теория возникновения
новых свойств у целого, состоящего из взаимодействующих объектов. Второй –
подход, требующий для своей разработки сотрудничества специалистов из разных
областей.
И это привело к замечательному эффекту – синергетика начала
оказывать все большее влияние на разные сферы деятельности и вызывать все
больший интерес. Сейчас этим подходом интересуются очень многие –
от студентов до политиков, от менеджеров до активно работающих исследователей.
Синергетика прошла большой путь. Тридцать лет назад на нее
смотрели как на забаву физиков-теоретиков, увидевших сходство в описании многих
нелинейных явлений. Двадцать лет назад благодаря ее концепциям, методам,
представлениям были экспериментально обнаружены многие замечательные явления
в физике, химии, биологии, гидродинамике. Сейчас этот междисциплинарный подход
все шире используется в стратегическом планировании, при анализе исторических
альтернатив, в поиске путей решения глобальных проблем, вставших перед
человечеством.
Название серии "Синергетика: от прошлого к будущему" тоже содержательно. Как
говорил один из создателей квантовой механики, при рождении каждая область
обычно богаче идеями, чем в период зрелости. Видимо, не является исключением
и синергетика. Поэтому мы предполагаем переиздать часть "синергетической
классики", сделав акцент на тех возможностях и подходах, которые пока
используются не в полной мере. При этом мы надеемся познакомить читателя
и с рядом интересных работ, ранее не издававшихся на русском языке.
"Настоящее" – как важнейший элемент серии – тоже понятно.
В эпоху информационного шума и перманентного написания то заявок на гранты, то
отчетов по ним даже классики синергетики очень немного знают о последних
работах коллег и новых приложениях. Мы постараемся восполнить этот пробел,
представив в серии исследования, которые проводятся в ведущих научных центрах
страны.
"Будущее..." – это самое важное. От того,
насколько ясно мы его
представляем, зависят наши сегодняшние усилия и научная стратегия. Прогнозы –
дело неблагодарное, хотя и совершенно необходимое. Поэтому ряд книг серии
мы надеемся посвятить и им.
В редакционную коллегию нашей серии любезно согласились войти многие ведущие
специалисты в области синергетики и нелинейной динамики. В них не следует
видеть "свадебных генералов". В их задачу входит анализ развития нелинейной
динамики в целом и ее отдельных областей, определение приоритетов нашей серии
и подготовка предложений по изданию конкретных работ. Поэтому мы указываем
в книгах серии не только организации, в которых работают эти исследователи,
но и важнейшие области их научных интересов.
И конечно, мы надеемся на диалог с читателями. При создании
междисциплинарных подходов он особенно важен. Итак, вперед – в будущее.
В нашей серии вышло уже более ста книг.
Книги серии издаются нами также и на испанском языке. И мы уверены, что еще множество самых глубоких проблем
синергетики и самых интересных книг серии впереди.
Редакционная коллегия серии
"Синергетика: от прошлого к будущему"
Предисловие к русскому изданию
Мы рады видеть русское издание нашей книги, в которой мы представляем новую
интегрированную концепцию жизни, возникшую на передних рубежах науки
последних десятилетий. Мы называем эту концепцию "системным взглядом на жизнь",
так как она подразумевает новый способ
мышления в терминах взаимных отношений, структур и окружающего контекста.
В науке такое мышление принято называть "системным".
Системный подход основан на утверждении о том, что в мире не существует
систем, части которых были бы независимы друг от друга. Ни одна часть
сложной системы не имеет смысла, если рассматривать ее отдельно, не учитывая
взаимодействия со всеми остальными частями. Можно сказать, что
взаимодействие между частями системы как раз и является ее основной компонентой, ее
сутью. Именно это взаимодействие, эта модель взаимоотношений и придает целой системе смысл.
В более общем, философском плане системный подход опирается на представление
о том, что все явления природы связаны друг с другом, следовательно, в природе,
в мире, во Вселенной существует некоторое основополагающее единство. Эта концепция
единства лежит в основе целого ряда восточных традиций, насчитывающих несколько тысяч
лет, в частности, индийской ведической традиции и буддизма.
Основной смысл этой концепции весьма
прозрачен. Посмотрим, например, на бабочку
и задумаемся, как и почему разные части этого существа – крылья,
усики, туловище, глаза – "знают", что принадлежат одному и тому же
единому организму? Очевидно, части ее тела должны каким-то образом
взаимодействовать между собой, причем именно этот процесс самоорганизации
и приводит к нераздельному единству целого. Разумеется, можно изучать части
насекомого по отдельности, однако, анализируя только его прекрасные крылья,
нам никогда не понять главного – как оно летает и почему живет.
Если характерным свойством живого организма, такого как бабочка, является
единство всех его частей, возникающее в результате их взаимодействия, то
неизбежно возникает вопрос: чем же тогда живое отличается от машины? Ведь
детали наручных часов или автомобиля тоже составляют единое целое благодаря
механическому взаимодействию между собой. Данный вопрос подводит нас к другому,
еще более сложному: что такое жизнь? Поиск ответа на этот важнейший вопрос
и есть главная цель нашего исследования, которое мы проводим с четырех
различных, но тесно связанных между собой точек зрения: биологической,
когнитивной, социальной и экологической.
На протяжении долгой истории западной науки ученые и философы по большей части
увлекались поиском первичных элементов реальности, тогда как изучение
взаимоотношений и принципов организации оставалось в тени, хотя и никогда
не прекращалось. Традиции системного мышления были заложены в древней Греции
школой Пифагора, их продолжали алхимики, они воплощались в работах Леонардо
да Винчи, в произведениях немецких поэтов эпохи романтизма, их разделяли
многие другие интеллектуальные течения.
Что касается России, то и здесь системное мышление имеет давнюю традицию.
В нашей книге мы отдаем дань новаторским идеям некоторых российских ученых,
сторонников системного подхода. Среди них – автор классического труда
"Биосфера", геохимик Владимир Вернадский, который первым предложил
рассматривать нашу планету как живую систему; врач-исследователь и философ Александр
Богданов, создавший первую систематическую теорию живых и неживых систем,
известную под названием "тектология"; химик Александр Опарин, который
выдвинул радикальную идею "пребиотической" эволюции молекул.
В 1960-х и 1970-х годах системный подход вышел на новый уровень благодаря
развитию теории сложности, известной также под названием "нелинейной
динамики". Одним из первых, кто применил этот новый математический аппарат
к изучению живых систем, был ученый российского происхождения – лауреат
Нобелевской премии Илья Пригожин, автор теории "диссипативных структур",
которая составляет важную часть нашего интегрированного системного подхода
к жизни. Теория Пригожина во многом опиралась на экспериментальные работы
двух других советских ученых – химика Бориса Белоусова и биохимика Анатолия
Жаботинского.
Мы надеемся, что наша книга вдохновит российских читателей, особенно
представителей молодого поколения, на продолжение научной традиции
системного мышления в России. Особенно хочется в это верить, поскольку
(как сказано в самом начале книги) системное мышление приобретает сейчас решающее
значение для противодействия глобальным проблемам современности.
Одна из главных особенностей нашей книги в том, что мы затрагиваем
широкий спектр предметов и дисциплин, синтезируя знания из области биологии,
когнитивных наук, философии и мудрость духовных традиций, так как все они апеллируют
к единству явления жизни. Таким образом, системное мышление – это, с одной
стороны, новый способ восприятия многогранной реальности, который по праву
можно считать новой парадигмой познания, а с другой, – самый старый
и естественный способ существования человека и человечества. Возможно, именно
в этом переплетении старого и нового и заключается сила и красота системного
подхода к жизни.
Фритьоф Капра, Беркли
Пьер Луиджи Луизи, Рим
Предисловие к изданию 2014 г.
С наступлением XXI века становится все более очевидным, что основные
проблемы нашего времени – растущее энергопотребление, деградация окружающей
среды, изменение климата, продовольственные кризисы, финансовая
нестабильность – не решаются по отдельности. Все эти проблемы – системные,
а значит, они взаимосвязаны и взаимозависимы. В конечном счете
их следует рассматривать как разные грани одного общего кризиса, который
можно назвать кризисом мышления. Причина его возникновения – устаревшее
мировоззрение, которое навязывается людям большей частью современного
общества и особенно крупными социальными институтами. В результате наше
восприятие реальности оказывается непригодным для жизни в нынешнем
перенаселенном и глобально взаимосвязанном мире.
Решения основных проблем современности существуют; некоторые из них
даже не слишком сложны. Однако они требуют радикальных изменений в нашем
восприятии мира и в мышлении, а также пересмотра шкалы общественных
ценностей. В настоящее время коренным образом начинает меняться как научное,
так и общественное мировоззрение; мы стоим на пороге смены парадигм,
не менее радикальной, чем революция, которую произвели идеи Коперника.
К сожалению, этот факт пока не осознан большинством политических лидеров,
которые не могут, фигурально выражаясь, "увидеть лес за деревьями". Они не замечают,
что все современные проблемы взаимосвязаны. Более того, они не задумываются
о том, как их сиюминутные решения повлияют на жизнь будущих поколений.
С точки зрения системного подхода право на существование имеют только те
решения, которые обеспечивают устойчивое развитие. Как будет показано далее
в этой книге, общество устойчивого развития должно быть устроено так, чтобы
никакие аспекты его деятельности, включая бизнес, экономику, производство
и технологии, не влияли бы на способность природы поддерживать жизнь.
В последние три десятилетия стало ясно, что для решения назревших в обществе
проблем требуется не что иное, как радикально новая концепция жизни. И такая
концепция действительно возникает. Современная наука больше не рассматривает
Вселенную как машину, состоящую из элементарных строительных блоков. Мы
обнаружили, что материальный мир фактически представляет собой
сеть, сотканную из неразрывных связей, и что вся наша планета является живой,
саморегулирующейся системой. Уходит в прошлое представление о человеке как
о совокупности физического тела-механизма и некоторой отдельной от него
сущности – разума; на смену ему приходит понимание того, что не только
мозг, но и иммунная система, все ткани организма и даже каждая клетка
являются живыми, когнитивными системами. Эволюция больше не рассматривается
как конкурентная борьба за существование, а скорее как согласованный танец,
движущими силами которого служат творчество и непрерывное появление
качественно нового. Особое значение приобретают теория сложности, концепции
сетей и модели организации, на основе чего постепенно возникает новая наука
о качествах.
Новая концепция жизни предполагает новый вид мышления, которое должно
оперировать преимущественно терминами отношений, моделей и рассматривать
явления именно в этом контексте. В науке такой способ мышления известен как
"системное мышление" или "системный подход", отсюда и название данной
книги: системный взгляд на жизнь.
Новое научное понимание жизни включает
в себя множество разнообразных теорий
и идей, над которыми работают научные коллективы во всем мире. Предлагаемая
читателю книга представляет собой междисциплинарное исследование, которое
объединяет многие из этих идей, моделей и теорий в единую согласованную
структуру. Мы постарались создать целостную картину, которая включает в себя
биологические, когнитивные, социальные и экологические аспекты жизни; мы
обсудим также выводы, к которым приводит нас применение системного подхода
в области философии, духовной и политической жизни.
Мы считаем, что именно такой комплексный взгляд необходим сегодня для того,
чтобы найти способ преодолеть глобальный экологический кризис и обеспечить
условия для продолжения и процветания жизни на Земле. Поэтому так важно,
чтобы нынешние и будущие поколения молодых исследователей восприняли
системный подход к жизни и умели его применять в самых различных областях – от экономики, менеджмента и политики до медицины, психологии и права.
Книга будет также полезна студентам, получающим образование в области наук
о жизни и гуманитарных наук.
Последующие главы содержат основательное исследование принципов системного
подхода как в исторической перспективе, так и в широком спектре современных
научных дисциплин. Исторический экскурс начинается с эпохи Возрождения
и научной революции, охватывает весь период развития картезианства (с XVII
по XX век), описывает зарождение системного подхода и развитие теории
сложности. Далее мы делаем обзор последних достижений в области биологии
и прослеживаем, как на рубеже нынешнего столетия формировалась новая концепция
жизни, а затем рассматриваем следствия ее применения в экономической,
экологической, политической и духовной сферах.
Как нетрудно заметить, помимо многочисленных ссылок на первоисточники, текст
книги содержит и множество перекрестных ссылок на главы и разделы, чему есть
достаточно веская причина. Дело в том, что важнейшей характеристикой
системного взгляда на жизнь является нелинейность: все живые системы
представляют собой сложные, т.е. сильно нелинейные сети, где существует
бесчисленное множество взаимосвязей между биологическими, когнитивными,
социальными и экологическими аспектами жизни. Таким образом, концептуальная
основа, которая объединяет все эти измерения, неизбежно должна нести на себе
отпечаток этой нелинейности. В стремлении описать столь сложную сеть понятий
и идей линейными средствами языка, мы использовали сеть перекрестных ссылок
для создания взаимосвязанной структуры текста. Надеемся, что получившаяся
в результате книга, как и сеть жизни, представляет собой нечто большее, чем
просто сумма ее частей.
Фритьоф Капра, Беркли
Пьер Луиджи Луизи, Рим
Работа над синтезом концепций и идей,
в результате которой появилась эта
книга, продолжалась в течение трех десятилетий. За это время нам удалось
обсудить бОльшую часть основополагающих моделей и теорий с их авторами
и с другими учеными, работающими в соответствующих областях, а также друг
с другом. В ходе этих дискуссий возникали и развивались многие наши
представления и идеи.
Мы особенно благодарны:
- Умберто Матуране, за многочисленные вдохновляющие на поиск беседы
об аутопоэзе, познании и сознании;
- покойному Франсиско Вареле,
за приносившие радость понимания дискуссии по широкому кругу вопросов в области
когнитивных наук и плодотворное сотрудничество в течение двух десятилетий;
- покойной Линн Маргулис, за вдохновляющие диалоги о микробиологии,
симбиогенезе и теории Геи;
- Гельмуту Мильцу, за многочисленные разъяснения, вносившие ясность
в вопросы, связанные с медициной и системным подходом к здоровью;
а также
- брату Дэвиду Стайндл-Расту, за его беседы о духовности, искусстве, религии
и этике, которые освещали наш путь в течение трех десятилетий.
Фритьоф Капра также выражает благодарность
- покойному Илье Пригожину, за вдохновляющие беседы о его теории
диссипативных структур;
- покойному Брайану Гудвину, в течение многих лет ставившему перед нами
новые вопросы и задачи, за обсуждение теории сложности, клеточной биологии
и эволюции;
- Мануэлю Кастельсу, за регулярные встречи
и обсуждение ключевых понятий
социальной теории, технологии и культуры, а также ряда сложных вопросов
глобализации, побуждавшие нас к дальнейшей работе; кроме того,
за критические замечания, сделанные после прочтения некоторых разделов
рукописи;
- Маргарет Уитли, за вдохновлявшие нас
в течение нескольких лет диалоги о возникновении
разных уровней сложности и самоорганизации в живых системах
и в объединениях людей;
- Хейзел Хендерсон и Джерри Мандеру,
за критическое обсуждение вопросов устойчивости, технологий и мировой
экономики, продолжавшееся с 1970-х годов;
- Мигелю Альтьери за полезные советы в области теории и практики
агроэкологии и органического земледелия; а также Вандане Шиве
за многочисленные вдохновляющие беседы о науке, философии, экологии, обществе
и восточной модели глобализации;
- Терри Ирвину, Эмори Ловинсу и Гюнтеру Паули за множество информативных
бесед об экодизайне;
- покойному Эрнсту Калленбаху за многочисленные критические замечания,
сделанные после прочтения ряда разделов рукописи.
Кроме того, Пьер Луиджи Луизи хотел бы выразить свою благодарность,
в частности:
- Мишелю Битболу, доктору наук в области квантовой физики, профессору
философии, работавшему вместе с Франсиско Варелой в парижском Центре
исследований в области прикладной эпистемологии (CRÉA);
Матьe Рикару, тибетскому монаху, одному из первых лиц в окружении Далай-ламы,
который когда-то занимался молекулярной биологией и до сих пор является
большим поклонником науки, а также Франко Бертоссе (директору центра ASIA
в Болонье) за вдохновлявшие нас на работу дискуссии о жизни и сознании;
- Полу Дэвису, Стюарту Кауфману, Денису Ноблю и Паоло Сарачено
за широкомасштабные дискуссии по темам, затронутым в их книгах;
- и (последним по порядку, но не по значимости) своим ученикам и младшим
сотрудникам за их постоянные вопросы, которые заставляли меня заниматься
самообразованием и находить неожиданные ответы.
Отдельно Пьер Луиджи Луизи хотел бы поблагодарить Маттео Аллегретти, Луизу Дамиано,
Рэйчел Файеллу, Франческу Ферри, Микеле Лукантони и Паскуале Стано, а также
многих других.
Мы оба очень благодарны Анджело Меранте за создание большого количества
иллюстраций к тексту и Джулии Понсонби за три прекрасных рисунка в главах 2, ч. II,
2, ч. III и 1, ч. IV.
И последнее, но не менее важное: мы благодарны нашему редактору Кэтрин
Холлидей из издательства Cambridge University
Press за ее энтузиазм и поддержку во время
написания этой книги, а также Иларию Тассистро за чтение рукописи в процессе
публикации.
Prof Fritjof Capra
Доктор наук (Ph. D.), физик и системный теоретик, директор-учредитель Центра экологического образования в Беркли (Center for Ecoliteracy Berkeley), целью которого является продвижение экологического и системного мышления в образовательных программах начальной и средней школ. Ф. Капра — участник образовательной программы Amana-Key в Сан-Паулу (Бразилия), сотрудник Колледжа Шумахера, международного центра экологических наук в Великобритании, представитель Earth Charter International, образовательного центра по программе устойчивого экологического развития. Автор нескольких мировых бестселлеров: «Дао физики» (The Tao of Physics, 1975), «Паутина жизни» (The Web of Life, 1996), «Скрытые связи» (The Hidden Connectins, 2002) и «Наука Леонардо» (The Science of Leonardo, 2007).
Prof Pier Luigi Luisi
После окончания Высшей нормальной школы в Пизе начал работу в 1971 г. в Швейцарской высшей технической школе в Цюрихе (ETHZ), где в 1980 г. стал профессором химии на факультете материаловедения. В 2003 г. вернулся в Италию, был профессором биохимии в Университете Рим-3, где работал до 2012 г. Его исследования сосредоточены на биополимерах, а также на сферических мицеллах и липосомах, формируемых поверхностно-активными веществами, их важности для происхождения жизни, а также на биологии синтеза простейших живых клеток. Автор около 600 реферированных работ и полутора десятка книг, среди которых «Обратные мицеллы» (Reverse Micelles), «Возникновение жизни» (The Emergence of Life), «Сознание и жизнь» (Mind and Life); главная идея этих работ — взаимосвязь между наукой, философией науки и духовностью.
С 1985 г. проводит междисциплинарную летнюю школу «Неделя в Кортоне», где собираются, в основном, выпускники вузов и молодые менеджеры для взаимодействия с художниками, психологами, религиозными лидерами под руководством опытных наставников с целью расширения интеллектуального горизонта и воспитания нового поколения мировых лидеров, обладающих системным, более сбалансированным и этическим мировоззрением.
С самого основания Института разума и жизни, созданного Франсиско Варелой и Далай-ламой в 1987 г. и посвященного диалогу между современной наукой и буддизмом, является его постоянным членом.