Эта книга, какъ я надеюсь, сделается источникомъ, откуда учитель будетъ черпать сведенiя. Цель ея – представить сущность всего того, что современная психологiя можетъ дать школе. Но это – все же только одна сторона ея задачи. Много признаковъ указьiваютъ, что близокъ поворотъ въ пути педагогическаго прогресса. Важныя перемены кажутся неизбежными. Возникла педагогическая тревога. Наступило время, когда основные принципы и методы должны обсуждаться съ основательностью и безъ предвзятости. И потому нельзя удовлетворяться простою передачей психологическихъ фактовъ, но более важнымъ деломъ будетъ тщательно изследовать связи между психологiей и воспитанiемъ. Недостатокъ ясности въ этомъ отношенiи былъ однимъ изъ наиболее вредныхъ источниковъ путаницы за последнiе годы. Такого рода изследованiе быстро приводитъ къ более глубокимъ проблемамъ. Мы должны выяснить цели обученiя, имея при этомъ въ виду жизненные идеалы. Такимъ образомъ, назначенiе настоящей книги – быть чемъ-то гораздо большимъ, нежели руководство, дающее спецiальныя знанiя. Это – книга, проповедующая идеализмъ и преобразованiе, стремящаяся создать лучшую школу и более высокую оценку призванiя учителя. Настоящая книга о психологiи и воспитанiи является до известной степени продолженiемъ моихъ, недавно вышедшихъ, сочиненiй "О положенiи свидетелей" и "Психотерапiя", изъ которыхъ въ одномъ разсматривается отношенiе психологiи къ закону, въ другомъ – отношенiе психологiи къ медицине. Все три книги трактуютъ о практической ценности современной экспериментальной психологiи для повседневной жизни. Они представляютъ собою не одну, а три важнейшихъ стороны прикладной психологiи. Найдутся люди, которые съ радостью откроютъ, что настоящая книга находится въ противоречiе съ ранее высказывавшимися мною взглядами. Они будутъ съ торжествомъ указывать на некоторыя мои статьи, вызывавшiя много споровъ, где я серьезно предостерегалъ противъ пользованiя психологiей въ школе. Но такiе друзья впадаютъ въ недоразуменiе. Более десяти летъ тому назадъ я предостерегалъ противъ поспешнаго примененiя психологiи, когда психологи еще не были готовы доставлять матерiалъ, отвечающiй потребностямъ учителя. Я требовалъ спецiальныхъ психологическихъ изследованiй и экспериментовъ по вопросамъ воспитанiя. Именно это требованiе счастливымъ образомъ было осуществлено въ теченiе последняго десятилетiя, и потому мне кажется, что настало время для более теснаго соприкосновенiя между лабораторiей и школою. Кроме того, даже тогда, когда я настаивалъ на осторожности, я вполне сознавалъ, какую важную службу психологiя можетъ служить учителю. Въ своей книге о методахъ психологiи, за несколько летъ до этихъ предостерегающихъ статей, я писалъ, что въ будущемъ всякiи учитель долженъ будетъ строить свою работу на психологiи. Такимъ образомъ, я никогда не изменялъ своего мненiя, и у меня не было никакого перехода изъ одной педагогической веры въ другую. Но я надеюсь, что прежнiя мои выраженiя колебанiя могутъ вызвать у учителей известное доверiе къ характеру моего обсужденiя. Съ вопросами о школе необходимо обращаться консервативно. Разсужденiя въ первой части книги неизбежно принимаютъ местами философскiй оборотъ. Не мало есть учителей, которые питаютъ неизлечимую антипатiю къ такого рода отвлеченнымъ вопросамъ. Они могутъ пропустить главы IV–VIII. Съ другой стороны, темъ читателямъ, которые чувствуютъ жизненную важность этихъ основныхъ вопросовъ, и которые хотели бы продолжить свое ознакомленiе съ ними, я осмеливаюсь рекомендовать спокойное изученiе моего более обширнаго сочиненiя "Вечныя ценности". Кто пожелалъ бы подробнее ознакомиться съ эмпирическимъ психологическимъ матерiаломъ, тому придется обратиться къ книгамъ Стэнли Холла, Джедда, Болдуина, Джэмса, Селли, Торндайка, Хорна, Уиппла и другихъ, но главнымъ образомъ – къ очень разбросанвымъ сообщенiямъ психологическихъ лабораторiй. Владеющiе немецкимъ языкомъ найдутъ обильный матерiалъ и темы для размышленiй въ экспериментальныхъ изследованiяхъ Лая, Меймана, Штерна, Крэпелина, Цигена, Брана и другихъ, а также въ различныхъ журналахъ, посвященныхъ педагогической психологiи. Гарвардскiй университетъ. 1 сентября 1909 г. Гуго Мюнстербергъ
Гуго МЮНСТЕРБЕРГ (1863–1916) Выдающийся немецкий психолог и философ-идеалист. Родился в Данциге (ныне Гданьск). Ученик крупнейшего немецкого психолога и философа В.Вундта. В 1885 г. получил степень доктора философии в Лейпцигском университете, а в 1887 г. – степень доктора медицины в Гейдельбергском университете. Будучи преподавателем Фрейбургского университета (1887–1891), начал заниматься экспериментальной психологией. В 1892 г. по приглашению знаменитого американского психолога У.Джемса переехал в США, где получил должность профессора в Гарвардском университете и возглавил психологическую лабораторию. В области философии Гуго Мюнстерберг под влиянием идей И.Г.Фихте развивал учение о ценностях. Но наиболее выдающихся результатов он добился в психологии, где стал основателем психотехники – науки, предметом которой является приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека. Он изучал проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения и др., был автором первых работ по определению профессиональной пригодности. Также Г.Мюнстерберг занимался вопросами гипноза, психологии свидетельских показаний, использования психологических закономерностей в школьной практике. На последнюю тему им написана книга "Психология и учитель", вышедшая в 1909 г. и неоднократно переиздававшаяся на многих языках, в том числе и на русском. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |