Определение перечня изучаемых университетов США и Канады Интерес к изучению моделей профессионального образования архитекторов в Северной Америке объясняется международным признанием эффективности методов подготовки в американских школах архитектуры. Их притягательность для студентов многих стран мира обусловлена успешной деятельностью выпускников и преподавателей, их участием и победами в международных проектных конкурсах, активной научно-исследовательской деятельностью, в том числе участием в международных научных конференциях, научными публикациями в СМИ и выступлениями с общественными инициативами. Страны Северной Америки имеют многолетний опыт работы в условиях рыночной экономики и выработали результативные формы взаимодействия между "основным", академическим образованием и "дополнительным". Внешнеполитическая конфронтация между США и СССР, существовавшая на протяжении большей части XX в. в период холодной войны, ограничивала профессиональное общение и затрудняла обмен опытом. К факторам, ограничивающим коммуникации, следует отнести территориальную удаленность, наличие языковых барьеров, различия в уровнях социального и экономического развития, определяющих приоритетные направления в профессиональном образовании и научных исследованиях. Глобальные мировые процессы, произошедшие в первой половине XXI в., способствовали расширению профессиональных контактов между архитекторами, учеными и специалистами в области профессионального архитектурного образования. При этом комплексного изучения моделей архитектурного образования в США и Канаде проведено не было. В США насчитывается около двухсот архитектурных школ, в Канаде это число на порядок меньше. Изучение моделей архитектурного образования всех школ не представляется целесообразным, поскольку потребует приложения больших интеллектуальных усилий и временных затрат, при этом возможности практического использования результатов будут ограничены. Методика исследования предполагает следующий алгоритм действий: – выделение перечня наиболее популярных и успешных североамериканских школ архитектуры, включение в него различных институционных форм высших учебных заведений, в состав которых входят архитектурные школы; – изучение каждой из выделенных архитектурных школ с целью построения модели дополнительного архитектурного образования; – построение модели дополнительного архитектурного образования на основании изучения образовательной концепции университета, истории его развития и современного положения, законодательства США и Канады в области образования; основной целью построения модели является изучение содержания дополнительного архитектурного образования в контексте его влияния на развитие социальных и социально-функциональных аспектов архитектуры. Выделение перечня наиболее изучаемых архитектурных школ США и Канады происходит с помощью рейтингов, составляемых средствами массовой информации, университетами, центрами архитектурной социологии и при участии экспертов – российских ученых. <...> На протяжении нескольких десятилетний перечень университетов, входящих в верхнюю двадцатку лучших университетов мира по версии The Times, меняется незначительно. В их число входят англоязычные многопрофильные университеты США: Гарвард, Массачусетский технологический институт, Йель, Колумбийский университет, университет Пенсильвании и ряд других. В состав большинства университетов входят школы архитектуры. Устойчивая репутация университетов в целом свидетельствует об эффективной системе управления, которая гарантирует получение высококачественного и востребованного на мировом рынке труда профессионального образования во всех школах, входящих в его состав. При составлении моделей дополнительного архитектурного образования следует учитывать, что деятельность архитектурной школы в многопрофильных университетах подчинятся общей концепции университета и имеет самостоятельное лицо, определяемое ее местом в архитектурном образовании и архитектурной профессии. <...> Наиболее распространенным способом получения профессионального образования в США и Канаде является обучение по двухступенчатой системе профессиональной подготовки: "бакалавр – магистр" (схема). Дальнейший профессиональный рост предполагает участие в научно-исследовательской работе и обучение в аспирантуре и докторантуре. Все программы обучения высших учебных заведений подлежат аккредитации. Отличительным подходом к получению высшего образования в США и Канаде является гибкость и вариативность в формировании программы (содержания) обучения. Основная специальность (major) может быть дополнена дополнительными специальностями (minor), для получения дипломов профессионального образования необходимо набрать определенное количество зачетных единиц – "кредитов", выбор которых в ряде случаев остается за студентом [6]. Ирина Владимировна ТОПЧИЙ Кандидат архитектуры, член Московского союза архитекторов, член-корреспондент Академии профессионального образования, профессор Международной академии архитектуры (Московское отделение), член подкомитета по формированию и развитию кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью Комитета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ. Окончила с отличием Московский архитектурный институт, работала архитектором в ЦНИИЭП "Граждансельстрой"; в настоящее время – директор подготовительных курсов МАРХИ, преподает рисунок на подготовительных курсах, а также занимается научной и публицистической деятельностью. И. В. Топчий – автор около 60 статей на темы информатизации архитектурного образования,
развития социальных аспектов архитектурного образования и архитектурной деятельности,
дополнительного архитектурного образования, опубликованных в журналах "Архитектура
и строительство Подмосковья", "Архитектурный вестник", "Архитектура и строительство
России", электронном журнале "АМIT", в различных сборниках научных трудов. Редактор
серии учебных пособий для довузовской подготовки будущих архитекторов, автор мультимедийных
пособий "Рисунок", "Черчение" и "Макетирование". Организатор международных и региональных
конкурсов для молодежи, выставок МАРХИ и подготовительных курсов МАРХИ в "Экспоцентре"
в Москве (2009, 2011 гг.), конкурса для студентов архитектурных школ и колледжей Москвы
"Плетение. Образ и ирония" и выставки в Центральном доме архитектора (2012 г.). Участник
международных научных конференций ICOMOS во Флоренции (2009, 2011 гг.), консорциума OSW
(2012 г.; Кембридж, Великобритания). Стажировалась в Великобритании и США. Автор системы
дистанционного обучения ASSA (www.distant-marhi.ru) и сайта Открытых образовательных
курсов по архитектуре (www.open-marhi.ru).
|