Налаживание всестороннего взаимовыгодного сотрудничества стран, входящих в евроазиатское пространство, приобретает возрастающее значение. Развитие экономических связей между Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной вполне может стать важным шагом на пути к более эффективным формам взаимодействия государств бывшего Советского Союза. Интеграция – единственный сценарий развития для Беларуси, Казахстана, России и Украины, который позволяет унифицировать экономическую, оборонную и природоохранную политику, снижает общую конфликтность в этом стратегически важном регионе. Главный смысл объединения стран "евроазиатской четверки" в установлении свободных торговых отношений между участниками Соглашения о Едином экономическом пространстве: свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы без оговорок и особых статусов. У наших государств исторические корни, наши экономики строились не как конкурентные, а как взаимодополняемые. Мы можем выиграть на порядок больше, если эти возможности, созданные историей, сможем использовать и после распада СССР. Вместе с тем приходится отмечать, что потенциал сотрудничества в регионе остается во многом не реализованным. Межстрановых объединений на просторах бывшего СССР множество, но, в то же время, ни одну из этих организаций нельзя назвать успешно работающей. Причина проста: любые интеграционные проекты в СНГ рушатся в силу недостаточной проработанности механизмов регулирования, основанных на единых принципах экономик. Задачей наших стран является гармонизация прав каждой из них в целях эффективного использования единого экономического пространства для последующих поколений. Создание единых юридических норм необходимо и для наращивания эффективного регионального торговоэкономического сотрудничества. Однако наличия даже самой высокой заинтересованности в интеграции и готовности к сотрудничеству недостаточно. Необходима политическая воля сторон, выражаемая в их действиях на основе глубоко продуманного, взвешенного и прагматичного подхода к поэтапному и последовательному достижению структурной перестройки в экономике на базовых национальных и общемировых приоритетах с сочетанием принципов учета национальных интересов, справедливости и разумного компромисса. Данное положение весьма актуально и в подходах к возможному формированию единого бюджетного пространства. Исследование бюджетных отношений государств на предмет их сходства и различия, изучение темы унификации бюджетного законодательства и сбалансирования бюджетных систем, существующих в четырех странах, крайне актуально. Оно очень хорошо характеризует современную стадию развития этих государств, а также подсказывает, что еще необходимо предпринять в этом объединяющем нас направлении. Такое исследование создает еще больший импульс для интеграционных процессов. Свежий взгляд на современное состояние бюджетных систем Беларуси, Казахстана, России и Украине предлагается в рамках настоящей книги. Министр промышленности и энергетики
Российской Федерации, представитель Российской Федерации в Группе высокого уровня по созданию Единого экономического пространства России, Украины, Казахстана и Белоруссии, доктор экономических наук В.Б.Христенко Настоящее издание представляет собой результаты исследования, проведенного Институтом реформирования общественных финансов совместно с Центром корпоративной конкурентоспособности Кендалла-Расселла при Институте Восток-Запад, по проблемам интеграции бюджетных систем Российской Федерации, Беларуси, Украины и Казахстана как основы формирования единого экономического пространства этих государств. Основной целью работы была оценка возможности создания единого бюджетного пространства как основы экономической интеграции путем выявления степени схожести и различия бюджетных систем Российской Федерации, Беларуси, Украины и Казахстана. Действия, направленные на разработку принципов интеграции этих четырех государств активно реализуются с начала 2003 г. В ходе встреч на высшем уровне было принято решение о необходимости разработки к сентябрю 2003 г. четырехстороннего соглашения о создании единого экономического пространства. Такое соглашение было подписано 19 сентября 2003 г. руководителями четырех стран в г.Ялте (Украина). Особенность интеграционных процессов, в которых участвуют Российская Федерация, Беларусь, Украина и Казахстан, заключается в том, что до 1991 г. эти страны, как и другие ныне независимые государства, расположенные на постсоветском пространстве, были частью единой экономической системы. Экономика СССР объединяла экономики всех союзных республик в народно-хозяйственный комплекс, развивавшийся как единое целое и формировавшийся путем специализации экономик союзных республик и их кооперирования. В силу этого экономики существовавших до распада СССР союзных республик характеризовались устойчивыми и разносторонними связями между собой. Единство экономической системы естественно предполагало и единство бюджетной системы. До 1991 г. бюджетная система СССР представляла собой совокупность всех бюджетов страны, объединенных в государственном бюджете СССР. Последний состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов союзных республик и бюджета государственного социального страхования. Государственные бюджеты союзных республик, в свою очередь, состояли из республиканского бюджета союзной республики, государственных бюджетов автономных республик, входящих в состав союзной республики и местных бюджетов. Существование новых государств в условиях политической независимости привело к формированию собственных финансово-экономических институтов и к дивергенции бюджетных систем. Это обстоятельство необходимо учитывать при оценке возможности формирования единого экономического пространства как основного условия интеграции новых независимых государств. В целом, в истории постсоветских отношений бывших союзных республик можно отметить различные тенденции, одной из которых является стремление установить более тесное сотрудничество между несколькими государствами, имеющими для этого реальные экономические и политические интересы, а также объективные предпосылки для успешной реализации интеграционного процесса. Анализ наличия таких предпосылок, а также неблагоприятных факторов, является важным этапом интеграции, позволяющим избежать серьезных ошибок и принятия решений, невыполнимых на практике. Высокая степень взаимозависимости экономик России, Беларуси, Украины и Казахстана, возможность эффективного использования экономического потенциала каждой из стран только в условиях совместной слаженной работы, технологическая общность производств, базирующихся на тесных кооперационных связях многих предприятий, общие либо связанные транспортные коммуникации, стремление сохранить и расширить присутствие каждой из названных стран на рынках друг друга определяют необходимость и возможность создания единого экономического пространства "евроазиатской четверкой". Подготовка этого процесса требует глубокого и всестороннего анализа целого ряда характеристик современных экономических систем России, Беларуси, Украины и Казахстана, в том числе, такой важной сферы, как бюджетные системы этих стран, поскольку именно бюджетное устройство имеет особую значимость, с одной стороны являясь отражением принципов государственного устройства и выражением экономической функции государства, а с другой стороны на практике способствуя или препятствуя межгосударственному экономическому сотрудничеству. Всем этим вопросам и было посвящено исследование, проведенное Институтом реформирования общественных финансов совместно с Центром корпоративной конкурентоспособности Кендалла–Расселла при Институте Восток–Запад. Для выполнения задач исследования были осуществлены следующие действия: выявление и анализ политических, экономических и других факторов, влияющих на возможность формирования единого бюджетного пространства; проведение обзора действующих на территории бывшего Советского Союза основных региональных объединений (как организационно оформленных, так и действующих без использования общих институтов) и организаций; проведение сквозного анализа бюджетных систем Российской Федерации, Беларуси, Украины и Казахстана по следующим направлениям: - становление самостоятельных бюджетных систем после распада Советского Союза; - бюджетное устройство (включая анализ нормативной правовой базы); - основные показатели бюджетной системы (макроэкономические показатели, доля доходов и расходов бюджета в ВВП, инфляция, динамика курса национальной валюты, денежной массы и др.); - налоговая политика, принципы формирования доходной части бюджета; - политика в отношении расходов бюджета; - принципы разграничения доходов и расходов бюджета; - межбюджетные отношения и принципы формирования бюджетов субнациональных органов власти; - проблема дефицита бюджета и долговая политика (объем дефицита, формирование бюджетной политики в соответствии с принципом сбалансированности бюджета, объемы внешнего и внутреннего долга, влияние политических решений на приоритеты долговой политики); - бюджетный процесс (процедура и схема принятия решений, роль казначейства в бюджетном процессе, проблема перехода на международные стандарты бухгалтерского учета); - бюджетная классификация с точки зрения возможностей унификации для всех четырех стран; анализ опыта формирования и исполнения единого бюджета Союзного государства Россия и Беларусь; выработка направлений совершенствования нормативной и организационной базы двустороннего и многостороннего сотрудничества. Информационной базой исследования являлись данные статистических органов Российской Федерации, Беларуси, Украины и Казахстана, данные бюджетной отчетности этих стран, материалы, разработанные в результате реализации международных проектов, исследования аналитических агентств и центров, консультационных компаний, а также публикации в средствах массовой информации. Авторский коллектив объединил экспертов из различных организаций и учреждений, занимающихся как теоретическими вопросами развития бюджетных систем и экономической интеграции, так и специалистов-практиков. Предварительные результаты исследования по отдельным направлениям, подготовленные членами авторского коллектива индивидуально, обсуждались экспертами всех четырех стран на двух круглых столах, состоявшихся в октябре и декабре 2003 г. в гг. Москве и Астане. Основная часть включенной в данное издание информации актуализирована на начало 2004 г. Авторы выражают благодарность специалистам и экспертам России, Беларуси, Казахстана и Украины, оказавшим содействие в проведении исследования, всем принимавшим участие в круглых столах, организованных в конце 2003 года в Москве (Россия) и Астане (Казахстан).
|