|
|
Предисловiе |
ГЛАВА I. Определенiе звуковыхъ отношенiй (физико-математическое) |
| § 1. Пифагорова система (системачистыхъ квинтъ) |
| § 2. Введенiе терцiи какъ 4: 5 въ звуковое определенiе (Дидимъ) |
| § 3. Логарифмическсе определенiе разностей высоты звуковъ |
| § 4. Неравномерныя темперацiи |
| § 5. Избирательная система (частично верный строй) |
| § 6. Равномерныя темперацiи, 12-ти и 53-хъ ступенная |
ГЛАВА II |
| § 7. Соизмеримыя формы колебанiй |
| § 8. Унтертоны |
| § 9. Комбинацiонные тоны |
| § 10. Бiенiя и низшiе тоны |
| § 11. О локализации звука |
| § 12. Звуковая окраска (тембръ) |
ГЛАВА III |
| § 13. Сродство тоновъ |
| § 14. Созвучность |
| § 15. Консонансъ и диссонанса |
| § 16. Тональность |
Приложенiе. Общая таблица важнейшихъ звуковыхъ определенiй |
Риман Карл Вильгельм Юлиус Гуго Известный немецкий музыковед, создатель функциональной теории лада. Родился в общине Гроссмельра, в графстве Шварцбург-Зондерсгаузен, в семье помещика, композитора-любителя Р. Римана, у которого и начал учиться музыке. В 1871 г. поступил в Лейпцигскую консерваторию. В 1873 г. предложил к защите в Лейпцигском университете диссертацию "О музыкальном слухе", однако она была отклонена (позднее защитил ее в Геттингене). С 1874 г. преподавал в Билефельде, дирижировал местным оркестром. В 1878 г. защитил в Лейпциге вторую диссертацию, посвященную истории нотной записи. В 1881–1890 гг. профессор фортепиано и теории музыки в Гамбургской консерватории. В 1901 г. стал экстраординарным, а в 1905 г. ординарным профессором Лейпцигского университета. В 1908 г. возглавил Collegium musicum (с 1914 г. Саксонский государственный научно-исследовательский институт музыковедения).
Гуго Риман — автор большого числа музыковедческих работ теоретического, научно-популярного и дидактического характера. Среди них выделяется серия изданий с общим словом "катехизис" в названии, впервые опубликованная в 1888–1891 гг. ("Катехизис истории музыки", "Катехизис музыкальных инструментов", "Катехизис фортепианной игры" и т. д.). Отдельные работы он посвятил струнным квартетам и фортепианным сонатам Бетховена и теоретическим воззрениям Брамса. Но наибольшую известность он получил как автор-составитель "Музыкального словаря" — одного из самых распространенных во всем мире словарей музыкальных терминов, впервые вышедшего в 1882 г. в Лейпциге и многократно переиздававшегося и перерабатывавшегося (12-е издание в 5 томах вышло в 1959–1975 гг.). Музыкальная теория Римана оказала огромное влияние на различные области музыкознания в XX–XXI вв., вначале на родине ученого и в Европе (в том числе в России), а с конца XX в. и в США.
|
|
|
|