Благодарности | 8
|
Ошибка великого Тьюринга Предисловие научного редактора (В. А. Конявский) | 9
|
Введение | 14
|
Часть 1. Электронное правительство в мире и в России | 24
|
Введение | 24
|
Глава 1. Концепция электронного правительства | 26
|
1.1. Основные понятия | 26
|
1.2. Автоматизация и реформирование государственного управления | 36
|
1.3. Эволюция моделей электронного правительства | 41
|
1.4. Уровень развития электронного правительства | 54
|
Глава 2. Анализ зарубежных подходов к формированию электронного правительства | 66
|
2.1. Американский стратегический подход | 66
|
2.2. Европейский трансграничный подход | 74
|
2.3. Азиатский технологический подход | 83
|
Глава 3. Российский интеграционный подход | 99
|
3.1. Информатизация ОГВ и переход к созданию э-правительства | 99
|
3.2. Государственные автоматизированные и информационные системы | 107
|
3.3. Сеть многофункциональных центров | 113
|
3.4. Инфраструктура э-правительства России | 116
|
3.5. Интеграционный подход и международный опыт | 122
|
Резюме | 129
|
Нормативные документы | 131
|
Список литературы | 136
|
Часть 2. Электронное правительство как объект системной инженерии | 144
|
Введение | 144
|
Глава 4. Системная инженерия электронного правительства | 147
|
4.1. Системы систем: особенности применения системной инженерии | 147
|
4.2. Методы обеспечения интероперабельности | 163
|
4.3. Интеграция систем ЭП и проблемы интероперабельности | 174
|
4.4. Применение методологии архитектуры предприятия | 179
|
Глава 5. Описание архитектуры систем электронного правительства | 190
|
5.1. Основные понятия архитектуры системы | 190
|
5.2. Модели представлений | 195
|
5.2.1. Модель Захмана | 195
|
5.2.2. Архитектурная модель представлений «4 + 1» | 202
|
5.2.3. Модель представлений RM-ODP | 203
|
5.2.4. Номинальный набор представлений | 206
|
5.2.5. Рамочная архитектура Минобороны США | 208
|
Глава 6. Эталонные модели | 212
|
6.1. Основные концепции | 212
|
6.2. Справочные модели TOGAF 9.1 | 217
|
6.3. Справочные модели FEAF-II | 226
|
6.4. Эталонная модель ЭП | 235
|
Глава 7. Методики построения архитектуры | 239
|
7.1. Метод разработки архитектуры TOGAF 9.1 | 239
|
7.2. Методология коллаборативного планирования FEAF-II | 243
|
7.3. Методология DoDAF 2.0 | 246
|
7.4. Рекомендации по использованию методов построения архитектуры | 249
|
Резюме | 254
|
Нормативные документы | 257
|
Список литературы | 259
|
Часть 3. Формирование единого информационного пространства ЭП | 264
|
Введение | 264
|
Глава 8. Унификация и стандартизация информационного пространства | 267
|
8.1. Эволюция моделей и стандартов обмена данными | 267
|
8.2. Объектно-ориентированное моделирование и гармонизация данных | 276
|
8.3. Моделирование и интеграция данных на основе стандартов Semantic Web | 287
|
Глава 9. Межведомственный обмен информацией в пределах одной страны (США) | 296
|
9.1. Стратегия реализации межведомственного обмена информацией | 296
|
9.2. Домены и сообщества NIEM | 301
|
9.3. Как работает NIEM. Критерии конструирования | 308
|
9.4. Структура модели данных | 313
|
9.4.1. Основные понятия | 313
|
9.4.2. Типы и свойства | 314
|
9.4.3. Моделирование простых типов | 316
|
9.4.4. Моделирование сложных типов | 317
|
9.4.5. Моделирование свойств | 319
|
9.5. Использование модели данных | 320
|
9.5.1. Жизненный цикл пакета обмена | 320
|
9.5.2. Планирование сценария и анализ требований | 322
|
9.5.3. Сопоставление и моделирование | 323
|
9.5.4. Построение и проверка IEPD | 325
|
9.5.5. Сборка IEPD и документирование | 328
|
9.5.6. Публикация и внедрение | 331
|
Глава 10. Межведомственный обмен информацией на наднациональном уровне, трансграничные услуги (ЕС) | 333
|
10.1. Нормативное обеспечение | 333
|
10.2. Снижение конфликтов семантической интероперабельности. Состав базовых словарей | 338
|
10.3. Основные семантические модели | 343
|
10.3.1. Схемы метаданных для описания информационных активов | 343
|
10.3.2. Базовые словари | 350
|
10.4. Использование Базовых словарей | 360
|
10.4.1. Кастомизация концептуальной модели данных | 362
|
10.4.2. Порядок проектирования моделей данных с использованием Базовых словарей | 364
|
Глава 11. Особенности и эволюция моделей данных ЭП | 372
|
11.1. Семантические особенности моделей данных | 372
|
11.2. Перспективы интеграции семантических моделей данных | 379
|
Резюме | 389
|
Нормативные документы | 392
|
Список литературы | 393
|
Часть 4. Теория и практика проектирования государственных и муниципальных услуг | 403
|
Введение | 403
|
Глава 12. Методы разработки и предоставления государственных услуг | 406
|
12.1. Общие подходы к проектированию и модернизации государственных услуг | 406
|
12.2. Модели описания и каталогизация государственных услуг | 415
|
12.3. Разработка государственных услуг | 429
|
Глава 13. Практика предоставления государственных услуг в электронном виде в России | 440
|
13.1. Анализ концепции развития механизмов предоставления услуг | 440
|
13.2. Анализ концепции и методов оптимизации межведомственного взаимодействия | 454
|
13.3. Оценка текущего и целевого состояния российского ЭП | 467
|
Глава 14. Предложения по развитию Российского интеграционного подхода | 476
|
14.1. Платформа семантической интеграции | 476
|
14.2. Обеспечение жизненного цикла государственных услуг | 483
|
14.3. Комплекс мероприятий по развитию российского ЭП | 495
|
Резюме | 503
|
Нормативные документы | 506
|
Список литературы | 508
|
Часть 5. Перспективы развития ЭП и цифровая трансформация | 517
|
Введение | 517
|
Глава 15. Перспективы развития цифровых правительств | 520
|
15.1. Цифровая трансформация ЭП | 520
|
15.2. Уровень зрелости цифровых правительств | 533
|
15.3. Пути и перспективы цифровизации разных стран | 542
|
Глава 16. Перспективы развития ЭП в Европейском союзе | 552
|
16.1. Цифровые инициативы Европейского союза | 552
|
16.2. Стратегия и концепция европейской интероперабельности | 563
|
16.3. Развитие и внедрение эталонной архитектуры интероперабельности ЕС | 573
|
16.4. Модель зрелости интероперабельности | 580
|
Глава 17. Перспективы технологического обновления ЭП | 586
|
17.1. Этапы технологического развития ЭП | 586
|
17.2. Когнитивные вычисления и задачи э-правительства | 596
|
Резюме | 609
|
Список литературы | 612
|
Заключение | 619
|
Приложение 1. Сокращения и наименования по межведомственному взаимодействию в электронном правительстве России | 641
|
Приложение 2. Реестр федеральных государственных информационных систем (на 28 ноября 2015 г.) | 648
|
Приложение 3. Важнейшие государственные ИТ-проекты 2015–2016 гг. | 681
|
Приложение 4. Архитектурные точки зрения и представления DoDAF 2.0 | 693
|
Приложение 5. Стандарты и модели данных для обмена информацией (описание примеров) | 700
|
Приложение 6. Домены NIEM, для которых разработаны словари | 714
|
Приложение 7. ТКМВ: Общие сведения об услуге и ее оптимизации | 718
|
Приложение 8. ТКМВ: Сведения о запросах и ответах | 721
|