URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кокорина Ю.Г., Лихтер Ю.А. Морфология декора Обложка Кокорина Ю.Г., Лихтер Ю.А. Морфология декора
Id: 246868
540 р.

Морфология декора Изд. стереотип.

URSS. 2019. 200 с. ISBN 978-5-397-06701-0.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Настоящая книга посвящена созданию нормированного описания декора на вещественных памятниках архаических и традиционных обществ. Авторы --- специалист по скифскому искусству Ю. Г. Кокорина и специалист по системному описанию археологических предметов Ю. А. Лихтер --- рассматривают декор на древних вещах как единую систему, состоящую из нескольких подсистем. При этом в данном исследовании речь идет лишь о морфологии декора; материал, технология... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава 1.Основные проблемы изучения декора
Глава 2.Логическая система изучения декора
Глава 3.Позиции описания декора
 Предварительные замечания
 Знак
 Организация знаков (композиция)
 Характер знаков
 Локализация композиции
Рисунки к главе 3
Глава 4.Нормированное описание орнамента в терминах теории симметрии
Рисунки к главе 4
Глава 5.Структура базы данных для описания декора
Глава 6.Заключение
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.Структура описания декора
2.Правила описания декора
3.Справочники-классификаторы
 Знаки
 Код знака
 Вид знаков
 Целостность знака
 Ориентация знака
 Сочетание знаков
 Композиция (организация знаков)
 Тип композиции
 Вид композиции
 Ориентация композиции
 Сочетание композиций
 Характер знака
 Профиль знака
 Проработка знака
 Локализация композиции
4.Примеры описаний
 Пример 1.Мельгуновский меч
 Пример 2.Щит Афины (деталь росписи краснофигурной вазы)
 Пример 3.Ойнохойя из Пантикапея
 Пример 4.Чаша из кургана Иссык
 Пример 5.Муравленый изразец (Москва)
 Пример 6.Красный изразец (Москва)
 Пример 7.Кубок из Ранжевого
5.Словарь используемых терминов
6.Литература
7.Список сокращений
8.Список рисунков
9.Источники рисунков

Введение
top

Необходимость создания упорядоченных описаний разнообразных предметов, отражающих человеческую деятельность, с особой остротой возникла во второй половине 80-х годов XX века с приходом в гуманитарные исследования вычислительной техники. Одним из важных направлений применения компьютера стала работа по созданию различных коллекций машиночитаемых данных с использованием для этой цели специальных программных средств – систем управления базами данных (СУБД).

Создание коллекций машиночитаемых данных потребовало стандартизации описания этих данных. "Информационные стандарты данных лежат в основе успешного обмена информацией, ее коллективного использования".

При создании информационных стандартов данных возможны различные подходы. В одном случае составляются более или менее упорядоченные списки признаков, в другом случае этой работе предшествует анализ информации, содержащейся в этих признаках, и анализ взаимосвязи признаков. По мнению Ю.Л.Щаповой, "полноту информации можно обеспечить, если признаки предварительно изучены, упорядочены и классифицированы".

Методику создания нормированного описания много лет разрабатывают участники семинара "Морфология древностей" с 1989 г. работающего под руководством профессора Ю.Л.Щаповой на кафедре археологии исторического факультета МГУ. В рамках серии "Морфология древностей" уже вышли выпуски, посвященные описанию украшений, сосудов, проникающих орудий и оружия. Кроме того, подготовлено к печати исправленное и дополненное описание украшений. По аналогичной методике выполнено системное описание кожаной обуви, вышедшее в серии "Камеральная обработка археологических материалов".

Прежде чем приступать к составлению списка признаков, описывающих декор, необходимо уточнить понятие "декор" и определить его структуру.

Мы рассматриваем декор на древних вещах как единую систему, состоящую в свою очередь из нескольких подсистем. Мы не просто выделяем подсистемы, но и объясняем, почему выделены именно они и каков их смысл. При этом речь идет лишь о морфологии декора. Предметом нашего рассмотрения не являются, в данном случае материал, технология изготовления и цвет декора. По нашему мнению, они должны рассматриваться как части соответствующих подсистем. Так, материал декора имеет смысл изучать в рамках изучения материала самого предмета, технологию – в рамках изучения технологии изготовления вещи, цвет – при рассмотрении ее цветовых характеристик.

Изучение декора как системы мы начали с краткого и выборочного рассмотрения работ археологов и этнологов, посвященных изучению декора. Изучение декора ведется с разных сторон, не всегда связанных между собой и изученных не в одинаковой степени. Наиболее изучен ритмически организованный узор – орнамент. Такой анализ дал возможность выделить основные позиции описания декора – место размещения декора, его элементы, организацию и характер (гл.1).

Эти позиции можно рассматривать как подсистемы описания декора, связанные между собой, и в то же время развивающиеся самостоятельно. Декор как целое, по нашему мнению, можно определить как систему знаков, нанесенных на вещь (гл.2).

Глава 3 посвящена анализу выбранных подсистем и выделению признаков, которые их описывают. Мы исходим из того, что сознание архаических и традиционных обществ не допускает безграничной свободы в выборе изображений и их сочетаний. Изображения несут определенный смысл и могут быть названы знаками. Поэтому основным элементом декора мы считаем знак, как минимальную смысловую единицу. Основными характеристиками декора являются: знак – то, что нанесено на вещь; композиция – то, как организованы знаки; локализация – место, на котором расположены знаки и, наконец, характер знаков – то, как нанесены знаки (рис.6). Последняя подсистема тесно связана с техникой нанесения знаков и представляет собой ее морфологическое выражение.

Существенным понятием при описании знаков является код, то есть система выражения понятий, при которой они отождествляются с определенными системами знаков. Полный список кодов включает в себя геометрический, зооморфный, растительный, астральный, антропоморфный, ландшафтный, архитектурный, предметный, шрифтовой коды.

На вещь может быть нанесен один знак (единичный элемент) или несколько. Они могут быть разными или повторяющимися. Они могут быть расположены хаотично (рис.64) или как-то организованы, что определяет тип композиции. Сочетание отдельных знаков, образующих единое целое, создает композицию. Способ организации знаков (композиция) может быть ритмическим, перспективным или смысловым. Он представляет собой устойчивый элемент культуры.

Список вариантов композиций (справочник-классификатор "вид композиции") включает герб, надпись, натюрморт, орнамент, пейзаж, персону, пиктограмму, псевдоорнамент, рамку, сюжет.

Единственный вид композиции, поддающийся формализации – орнамент. Его описанию в терминах теории симметрии посвящена глава 4. В обыденном сознании под симметрией понимают только зеркальную симметрию или отражение, когда правая часть является зеркальным отражением левой. Теория симметрии говорит и о других видах, таких как вращение и перенос.

В главе 5 предложена структура реляционной Базы данных, позволяющая свести до минимума нулевые значения полей в записях, и в то же время обеспечить доступ ко всему массиву информации, содержащейся в источнике.

В заключении подведены итоги и перечислены возможности такого рода изучения декора, а также трудности, с которыми может столкнуться исследователь.

Помочь ориентироваться в непростой системе, которую представляет собой декор, могут приложения.

В первом разделе приложения дана общая структура описания декора. Во втором разделе даны правила описания декора в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Признаки, описывающие все подсистемы декора, сведены в справочники-классификаторы (раздел 3). Справочник-классификатор "код знака" содержит список выявленных вариантов кода. В справочнике-классификаторе "вид знака", приведены классификации геометрических, растительных и зооморфных знаков. Остальные знаки поддаются формализации в меньшей степени. В справочнике-классификаторе "композиция" на первом уровне дан список выявленных вариантов композиции. На следующем уровне должно быть представлено более детальное описание каждого из них. Однако, единственный вид композиции, поддающийся формализации – орнамент. Поэтому на втором и третьем уровнях описания дано детализированное описание лишь орнамента, представленное в терминах теории симметрии.

Чтобы читателю было легче ориентироваться в не всегда привычной терминологии, мы даем словарь используемых терминов (раздел 5). Мы надеемся также, что приведенные примеры описаний (раздел 4) помогут читателю применить предлагаемую систему на практике. Неотъемлемой частью работы являются рисунки, призванные проиллюстрировать рассуждения авторов. Книга снабжена также списком литературы и списком источников рисунков.


Об авторах
top
dop Юлия Георгиевна Кокорина

Закончила исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (кафедра археологии). Ю.Г.Кокорина посвятила себя изучению декора на скифском парадном оружии, что и стало темой ее кандидатской диссертации.


dop Юлия Абрамовна Лихтер

Закончила исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (кафедра археологии). Много лет занимается проблемами формализации описания древних вещей, базами данных и историей древнего стеклоделия. Все это послужило предметом ее кандидатской диссертации, посвященной изделиям из стекла, найденным на территории черняховской культуры.