URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Топчий И.В. Дополнительное архитектурное образование в России и за рубежом Обложка Топчий И.В. Дополнительное архитектурное образование в России и за рубежом
Id: 246686
1599 р.

Дополнительное АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в России и за рубежом

Дополнительное архитектурное образование в России и за рубежом URSS. 2019. 458 с. ISBN 978-5-9710-6122-9. Цветная вставка.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Монография И.В.Топчий является первым в отечественной научной литературе всесторонним исследованием моделей дополнительного архитектурного образования (ДАО). Автор анализирует исторические условия возникновения и развития системы ДАО в России и за рубежом, использует обширную теоретическую и практическую базу, всесторонне изучает ценность этого феномена для архитектуры, архитекторов и различных социальных групп общества. В книге даются... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава 1.История формирования системы дополнительного архитектурно-художественного образования в России
 1.1.Социальные, экономические и научно-технические условия трансформации дополнительного архитектурно-художественного образования в России (нач. XVIII в. – 1990-е гг.)
  1.1.1.Предпосылки появления феномена дополнительного архитектурного образования и его влияние на русскую архитектуру нач. XVIII – сер. XVIII вв. 
  1.1.2.Дополнительное профессиональное образование ведущих российских архитекторов в начальный период становления методов профессионального образования (сер. XVIII – нач. XIX вв.)
  1.1.3.Усиление роли художественной подготовки в архитектурном образовании в России в нач. XIX – сер. XIX вв. 
  1.1.4.Трансформация системы российского профессионального ДАХО в Москве, Санкт-Петербурге и других городах Российской империи (вторая половина XIX – нач. XX вв.)
  1.1.5.Появление новых стилей и знаний в советской архитектуре и искусстве в постреволюционный период и их распространение с помощью ДАХО (1917–1930 гг.)
  1.1.6.Дополнительное образование в системе непрерывного образования архитекторов СССР (1930–1992 гг.)
  1.1.7.Современные модели российского дополнительного архитектурно-художественного образования
 1.2.Дополнительное художественное образование детей и подростков в России – будущих архитекторов и дизайнеров
  1.2.1.Роль дополнительного образования детей в системе архитектурно-художественного образования в России (сер. XVIII – конец XIX вв.)
  1.2.2.Расширение системы дополнительного художественного образования будущих архитекторов, дизайнеров и ремесленников во второй пол. XIX – начале XX вв. 
  1.2.3.Диверсификация форм, методов и содержания дополнительного архитектурно-художественного образования детей в новых экономических условиях (1990-е гг. – начало XXI века)
 1.3.Формирование дополнительного архитектурно-художественного образования законодательными средствами
  1.3.1.Административно-правовое регулирование дополнительного архитектурно-художественного образования в России
  1.3.2.Правовая поддержка дополнительного архитектурного и архитектурно-художественного образования с начала XVIII в. – до начала XXI в. 
 Итоги первой главы
Глава 2.История и современное состояние дополнительного архитектурного образования за рубежом
 2.1.Типы и формы дополнительного образования архитекторов за рубежом
  2.1.1.Типы организаций дополнительного архитектурного образования за рубежом
  2.1.2.Методы оценки качества подготовки архитекторов в зарубежных университетах и школах архитектуры
  2.1.3.Участие отделов ДАО/ДАХО в реализации концепций перспективного развития зарубежных школ архитектуры и дизайна
 2.2.Этапы создания системы дополнительного архитектурно-художественного образования за рубежом
  2.2.1.Исторические предпосылки и этапы создания глобальной системы дополнительного архитектурного образования
  2.2.2.Создание глобальной системы дополнительного архитектурного образования
  2.2.3.Пространственно-структурные связи отделов дополнительного образования зарубежных университетов
 2.3.Многообразие функций дополнительного архитектурного образования за рубежом
  2.3.1.Общественные, профессиональные, корпоративные и личные интересы в существовании феномена ДАО
  2.3.2.Социальные группы дополнительного архитектурного образования
 2.4.Ресурсы дополнительного архитектурного и дополнительного архитектурно- художественного образования
  2.4.1.Ценность интеллектуальных ресурсов в развитии ДАО и повышении уровня профессионального мастерства архитектора
  2.4.2.Потенциал административных ресурсов в развитии ДАО, создании и распространении новых знаний в архитектуре и градостроительстве
  2.4.3.Использование материально-технических ресурсов для создания новых знаний в архитектуре и строительстве
  2.4.4.Универсальные качества финансовых ресурсов в создании, обмене и распространении новых архитектурно-строительных знаний с помощью ДАО
  2.4.5.Роль социально-коммуникационных ресурсов в создании и распространении новых знаний в области архитектуры и строительства
  2.4.6.Ценность внутренних и внешних культурно-рекреационных ресурсов для создания новых программ дополнительного архитектурного и архитектурно-художественного образования
 Итоги второй главы
Глава 3. Теоретико-методологические основания и принципы формирования комплексной модели ДАО/ДАХО
 3.1.Смысловые детерминанты и этапы дополнительного архитектурного образования в жизни архитектора
 3.2.Совокупность междисциплинарных знаний, лежащих в основании феномена ДАО
 3.3.Создание общественных, междисциплинарных и профессиональных коммуникаций с помощью дополнительного архитектурного и архитектурно-художественного образования
 3.4.Педагогическое функциональное моделирование феномена дополнительного архитектурно-художественного образования
 3.5.Социально-психологические теории как основания вертикальной структуры комплексной модели ДАО
 3.6.Ценность макроэкономических теорий и связанных с ними явлений в архитектуре и градостроительстве при моделировании профессионального ДАО
 3.7.Интерпретация современных теорий управления в комплексной модели ДАО
 Итоги третьей главы
Глава 4.Комплексная модель ДАО/ДАХО
 4.1.Детерминация новой модели ДАО/ДАХО
 4.2.Обеспечение полноты и достоверности комплексной модели ДАО/ДАХО
 4.3.Декомпозиция. Выделение уровней ДАО/ДАХО во взаимосвязи с жизненными процессами и профессиональной карьерой архитектора
 4.4.Мотивация социальных групп в получении ДАО/ДАХО на разных уровнях и их роль в архитектурно-градостроительной деятельности
  4.4.1.Дополнительное архитектурно-художественное образование детей (уровень 1)
  4.4.2.Дополнительное и дополнительное архитектурное образование студентов профессиональных школ (уровни 2–3)
  4.4.3.Совершенствование мастерства архитекторов и других субъектов архитектурно-градостроительной деятельности в процессе ДАО
  4.4.4.Ценность для архитектуры развития публичных направлений ДАХО. Модель публичного ДАО и ДАХО (пятый и шестой уровни)
  4.4.5.Агрегирование комплексной модели ДАО/ДАХО
 4.5.Рекомендации по практическому использованию комплексной модели ДАО/ДАХО
 Итоги четвертой главы
Заключение и общие выводы
Список литературы
Приложения
Приложение 1.1. Словарь терминов и сокращений
Приложение 1.2. Роль дополнительного архитектурно-художественного образования архитекторов в России в становлении профессионального мастерства и карьеры выдающихся российских и советских архитекторов
Приложение 1.3. Роль попечителей в управлении Императорской Академией художеств
Приложение 1.4. Репетиторские занятия студентов Института гражданских инженеров (ИГИ) в конце XIX века
Приложение 1.5. Консолидация общественно-научных сил и создание научных обществ в середине – второй половине XIX века
Приложение 1.6. Установление градостроительного законодательства в России в конце XIX века
Приложение 1.7. Методическое руководство художественным образованием в Императорской Академии художеств (Петербург) в конце XIX века
Приложение 1.8. Основное и дополнительное образование в профессиональной карьере инженера-архитектора Р. И. Каплана-Ингеля
Приложение 1.9. Некоторые особенности архитектурно-строительного законодательства в Советской России, повлиявшие на организацию дополнительного архитектурно-художественного образования в СССР
Приложение 1.10. Дополнительное образование будущих архитекторов на рабфаках ИЗО
Приложение 1.11. Роль довузовского архитектурно-художественного образования в создании системы архитектурного образования СССР
Приложение 1.12. Международные стажировки российских архитекторов в 1990-х годах
Приложение 1.13. Краткие творческие биографии выпускников ИГИ конца XIX – начала XX века (академиков архитектуры А. С. Никольского, И. А. Фомина, архитекторов А. Ф. Бубыря и Н. В. Васильева)
Приложение 1.14. Краткая история создания Механической лаборатории в УЖВЗ (1898–1899 гг.)
Приложение 1.15. Некоторые факты из истории Рисовальной школы при ИАХ
Приложение 1.16. Художественное образование детей в дворянских усадьбах в конце XIX века (усадьбы С. Мамонтова, кн. М. Тенишевой, В. Поленова)
Приложение 1.17. Основное и дополнительное образование архитекторов – преподавателей ВХУТЕМАСа
Приложение 1.18. Фокусы роста архитектурных знаний в 1920–1930 гг. в Европе
Приложение 1.19. Краткие творческие биографии советских архитекторов 1920–1950 годов
Приложение 1.20. Образовательная политика советской страны в послереволюционные годы
Приложение 1.21. Краткие творческие биографии советских архитекторов 1940–1980-х годов
Приложение 2.1. Формы дополнительного и дополнительного архитектурно-художественного образования в ведущих школах архитектуры за рубежом
Приложение 2.2. Типы и виды дополнительного архитектурно-художественного образования в ведущих зарубежных университетах и школах архитектуры
Приложение 2.3. Этапы развития дополнительного архитектурно-художественного образования за рубежом
Приложение 2.4. Краткая история старейших университетов Великобритании Оксфорда и Кембриджа
Приложение 2.5. Взаимосвязь идей и целевых аудиторий дополнительного и дополнительного архитектурно-художественного образования в университетах, колледжах искусств, научно-производственных и образовательных объединениях за рубежом
Приложение 2.6. Использование методов общественного взаимодействия для снижения рисков социальных конфликтов в проектировании и реконструкции антропогенной среды
Приложение 2.7. Ценность соучаствующего и партисипаторного проектирования в обеспечении устойчивости антропогенной среды
Приложение 2.8. Формальное, неформальное и информальное образование архитекторов в Европе, Северной Америке и Азии. Примеры лучших практик
Приложение 2.9. Целевые аудитории дополнительного и дополнительного архитектурно-художественного образования
Приложение 2.10. Интеллектуальное взаимодействие субъектов архитектурно-градостроительной деятельности, поддержанное составом и содержанием услуг в области архитектуры, установленных в Генеральном соглашении по торговле услугами (GATS) между странами – членами ВТО (Всемирной торговой организации)
Приложение 3.1. Роль дополнительного архитектурного образования в апробации и внедрении новых идей в архитектуре, градостроительстве и дизайне
Приложение 3.2. Сопоставление стадий развития личности (по Э. Эриксону) с публичными и профессиональными направлениями комплексной модели ДАО/ДАХО
Приложение 3.3. Соответствие категорий международных стандартов классификации образования (МСКО) и уровней дополнительного архитектурно-художественного образования (ДАХО)
Приложение 4.1. Реализация ожиданий работников от получения дополнительного профессионального образования
Приложение 4.2. Факторы, определяющие потребность работников в получении дополнительного профессионального образования
Приложение 4.3. Оценка важности дополнительного образования для развития профессиональной карьеры
Приложение 4.4. Методические подходы к практическому внедрению комплексной модели ДАО/ДАХО
Приложение 4.5. Методика проведения расширенного SWOT-анализа организаций дополнительного архитектурно-художественного образования
Приложение 4.6. Матрица первичного анализа ресурсов, используемых для создания стратегий развития отделов дополнительного архитектурно-художественного образования (ДАХО)
Приложение 4.7. Оценки экспертов первичного анализа ресурсов, используемых для создания стратегий развития отделов ДАХО государственных вузов РФ
Приложение 4.8. Экспертная оценка положительной синергии сильных сторон и возможностей отделов ДАХО государственных вузов
Приложение 4.9. Экспертная оценка отрицательной синергии слабых сторон и угроз отделов ДАХО государственных вузов
Приложение 4.10. Использование архитектурных знаний при смене направлений развития профессиональной карьеры
Приложение 5. Таблицы


Об авторе
top
photoТопчий Ирина Владимировна
Кандидат архитектуры, член Московского союза архитекторов, профессор Международной академии архитектуры (Московское отделение). Член подкомитета по формированию и развитию кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью Комитета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ.

Окончила с отличием Московский архитектурный институт. Работала архитектором в ЦНИИЭП «Граждансельстрой»; в настоящее время работает в МАРХИ в должности директора подготовительных курсов. Преподает рисунок на подготовительных курсах МАРХИ, занимается научной и публицистической деятельностью. Опубликовала более 70 статей в журналах «Архитектура и строительство Подмосковья», «Архитектурный вестник», «Архитектура и строительство России», электронном журнале АМIT, сборниках научных трудов МАРХИ, ЦНИИ градостроительства, ЦНИИОМТП и других изданиях на темы информатизации архитектурного образования, развития социальных аспектов архитектурного образования и архитектурной деятельности, дополнительного архитектурного образования.

Редактор серии учебных пособий для довузовской подготовки архитекторов и автор мультимедийных пособий «Рисунок», «Черчение», «Макетирование». Организатор международных и региональных конкурсов для молодежи, выставок МАРХИ и подготовительных курсов МАРХИ в Экспоцентре (2009, 2011 гг., Москва), конкурса для студентов архитектурных школ и колледжей Москвы «Плетение. Образ и ирония», выставки в Центральном доме архитектора (2012 г.), молодежных творческих конкурсов "наследники В. Шухова" (2013-2015 гг.).

Автор серии книг «Дополнительное архитектурно-художественное образование в контексте развития университетов мира» (М.: URSS; в трех томах рассмотрены соответственно случаи Великобритании; Европы; США и Канады). Участник международных научных конференций ICOMOS (2009, 2011 гг.) во Флоренции, консорциума OSW (2012 г., Кембридж, Великобритания), Балканской архитектурной биеннале (2015 г., Белград, Сербия). Стажировалась в Великобритании в 2010 г., в США в 2011 г. Автор системы дистанционного обучения ASSA (www.distant-marhi.ru) и сайта Открытых образовательных курсов по архитектуре (www.open-marhi.ru).