Введение |
Глава 1. | История формирования системы дополнительного архитектурно-художественного образования в России |
| 1.1. | Социальные, экономические и научно-технические условия трансформации дополнительного архитектурно-художественного образования в России (нач. XVIII в. – 1990-е гг.) |
| | 1.1.1. | Предпосылки появления феномена дополнительного архитектурного образования и его влияние на русскую архитектуру нач. XVIII – сер. XVIII вв. |
| | 1.1.2. | Дополнительное профессиональное образование ведущих российских архитекторов в начальный период становления методов профессионального образования (сер. XVIII – нач. XIX вв.) |
| | 1.1.3. | Усиление роли художественной подготовки в архитектурном образовании в России в нач. XIX – сер. XIX вв. |
| | 1.1.4. | Трансформация системы российского профессионального ДАХО в Москве, Санкт-Петербурге и других городах Российской империи (вторая половина XIX – нач. XX вв.) |
| | 1.1.5. | Появление новых стилей и знаний в советской архитектуре и искусстве в постреволюционный период и их распространение с помощью ДАХО (1917–1930 гг.) |
| | 1.1.6. | Дополнительное образование в системе непрерывного образования архитекторов СССР (1930–1992 гг.) |
| | 1.1.7. | Современные модели российского дополнительного архитектурно-художественного образования |
| 1.2. | Дополнительное художественное образование детей и подростков в России – будущих архитекторов и дизайнеров |
| | 1.2.1. | Роль дополнительного образования детей в системе архитектурно-художественного образования в России (сер. XVIII – конец XIX вв.) |
| | 1.2.2. | Расширение системы дополнительного художественного образования будущих архитекторов, дизайнеров и ремесленников во второй пол. XIX – начале XX вв. |
| | 1.2.3. | Диверсификация форм, методов и содержания дополнительного архитектурно-художественного образования детей в новых экономических условиях (1990-е гг. – начало XXI века) |
| 1.3. | Формирование дополнительного архитектурно-художественного образования законодательными средствами |
| | 1.3.1. | Административно-правовое регулирование дополнительного архитектурно-художественного образования в России |
| | 1.3.2. | Правовая поддержка дополнительного архитектурного и архитектурно-художественного образования с начала XVIII в. – до начала XXI в. |
| Итоги первой главы |
Глава 2. | История и современное состояние дополнительного архитектурного образования за рубежом |
| 2.1. | Типы и формы дополнительного образования архитекторов за рубежом |
| | 2.1.1. | Типы организаций дополнительного архитектурного образования за рубежом |
| | 2.1.2. | Методы оценки качества подготовки архитекторов в зарубежных университетах и школах архитектуры |
| | 2.1.3. | Участие отделов ДАО/ДАХО в реализации концепций перспективного развития зарубежных школ архитектуры и дизайна |
| 2.2. | Этапы создания системы дополнительного архитектурно-художественного образования за рубежом |
| | 2.2.1. | Исторические предпосылки и этапы создания глобальной системы дополнительного архитектурного образования |
| | 2.2.2. | Создание глобальной системы дополнительного архитектурного образования |
| | 2.2.3. | Пространственно-структурные связи отделов дополнительного образования зарубежных университетов |
| 2.3. | Многообразие функций дополнительного архитектурного образования за рубежом |
| | 2.3.1. | Общественные, профессиональные, корпоративные и личные интересы в существовании феномена ДАО |
| | 2.3.2. | Социальные группы дополнительного архитектурного образования |
| 2.4. | Ресурсы дополнительного архитектурного и дополнительного архитектурно- художественного образования |
| | 2.4.1. | Ценность интеллектуальных ресурсов в развитии ДАО и повышении уровня профессионального мастерства архитектора |
| | 2.4.2. | Потенциал административных ресурсов в развитии ДАО, создании и распространении новых знаний в архитектуре и градостроительстве |
| | 2.4.3. | Использование материально-технических ресурсов для создания новых знаний в архитектуре и строительстве |
| | 2.4.4. | Универсальные качества финансовых ресурсов в создании, обмене и распространении новых архитектурно-строительных знаний с помощью ДАО |
| | 2.4.5. | Роль социально-коммуникационных ресурсов в создании и распространении новых знаний в области архитектуры и строительства |
| | 2.4.6. | Ценность внутренних и внешних культурно-рекреационных ресурсов для создания новых программ дополнительного архитектурного и архитектурно-художественного образования |
| Итоги второй главы |
Глава 3. Теоретико-методологические основания и принципы формирования комплексной модели ДАО/ДАХО |
| 3.1. | Смысловые детерминанты и этапы дополнительного архитектурного образования в жизни архитектора |
| 3.2. | Совокупность междисциплинарных знаний, лежащих в основании феномена ДАО |
| 3.3. | Создание общественных, междисциплинарных и профессиональных коммуникаций с помощью дополнительного архитектурного и архитектурно-художественного образования |
| 3.4. | Педагогическое функциональное моделирование феномена дополнительного архитектурно-художественного образования |
| 3.5. | Социально-психологические теории как основания вертикальной структуры комплексной модели ДАО |
| 3.6. | Ценность макроэкономических теорий и связанных с ними явлений в архитектуре и градостроительстве при моделировании профессионального ДАО |
| 3.7. | Интерпретация современных теорий управления в комплексной модели ДАО |
| Итоги третьей главы |
Глава 4. | Комплексная модель ДАО/ДАХО |
| 4.1. | Детерминация новой модели ДАО/ДАХО |
| 4.2. | Обеспечение полноты и достоверности комплексной модели ДАО/ДАХО |
| 4.3. | Декомпозиция. Выделение уровней ДАО/ДАХО во взаимосвязи с жизненными процессами и профессиональной карьерой архитектора |
| 4.4. | Мотивация социальных групп в получении ДАО/ДАХО на разных уровнях и их роль в архитектурно-градостроительной деятельности |
| | 4.4.1. | Дополнительное архитектурно-художественное образование детей (уровень 1) |
| | 4.4.2. | Дополнительное и дополнительное архитектурное образование студентов профессиональных школ (уровни 2–3) |
| | 4.4.3. | Совершенствование мастерства архитекторов и других субъектов архитектурно-градостроительной деятельности в процессе ДАО |
| | 4.4.4. | Ценность для архитектуры развития публичных направлений ДАХО. Модель публичного ДАО и ДАХО (пятый и шестой уровни) |
| | 4.4.5. | Агрегирование комплексной модели ДАО/ДАХО |
| 4.5. | Рекомендации по практическому использованию комплексной модели ДАО/ДАХО |
| Итоги четвертой главы |
Заключение и общие выводы |
Список литературы |
Приложения |
Приложение 1.1. Словарь терминов и сокращений |
Приложение 1.2. Роль дополнительного архитектурно-художественного образования архитекторов в России в становлении профессионального мастерства и карьеры выдающихся российских и советских архитекторов |
Приложение 1.3. Роль попечителей в управлении Императорской Академией художеств |
Приложение 1.4. Репетиторские занятия студентов Института гражданских инженеров (ИГИ) в конце XIX века |
Приложение 1.5. Консолидация общественно-научных сил и создание научных обществ в середине – второй половине XIX века |
Приложение 1.6. Установление градостроительного законодательства в России в конце XIX века |
Приложение 1.7. Методическое руководство художественным образованием в Императорской Академии художеств (Петербург) в конце XIX века |
Приложение 1.8. Основное и дополнительное образование в профессиональной карьере инженера-архитектора Р. И. Каплана-Ингеля |
Приложение 1.9. Некоторые особенности архитектурно-строительного законодательства в Советской России, повлиявшие на организацию дополнительного архитектурно-художественного образования в СССР |
Приложение 1.10. Дополнительное образование будущих архитекторов на рабфаках ИЗО |
Приложение 1.11. Роль довузовского архитектурно-художественного образования в создании системы архитектурного образования СССР |
Приложение 1.12. Международные стажировки российских архитекторов в 1990-х годах |
Приложение 1.13. Краткие творческие биографии выпускников ИГИ конца XIX – начала XX века (академиков архитектуры А. С. Никольского, И. А. Фомина, архитекторов А. Ф. Бубыря и Н. В. Васильева) |
Приложение 1.14. Краткая история создания Механической лаборатории в УЖВЗ (1898–1899 гг.) |
Приложение 1.15. Некоторые факты из истории Рисовальной школы при ИАХ |
Приложение 1.16. Художественное образование детей в дворянских усадьбах в конце XIX века (усадьбы С. Мамонтова, кн. М. Тенишевой, В. Поленова) |
Приложение 1.17. Основное и дополнительное образование архитекторов – преподавателей ВХУТЕМАСа |
Приложение 1.18. Фокусы роста архитектурных знаний в 1920–1930 гг. в Европе |
Приложение 1.19. Краткие творческие биографии советских архитекторов 1920–1950 годов |
Приложение 1.20. Образовательная политика советской страны в послереволюционные годы |
Приложение 1.21. Краткие творческие биографии советских архитекторов 1940–1980-х годов |
Приложение 2.1. Формы дополнительного и дополнительного архитектурно-художественного образования в ведущих школах архитектуры за рубежом |
Приложение 2.2. Типы и виды дополнительного архитектурно-художественного образования в ведущих зарубежных университетах и школах архитектуры |
Приложение 2.3. Этапы развития дополнительного архитектурно-художественного образования за рубежом |
Приложение 2.4. Краткая история старейших университетов Великобритании Оксфорда и Кембриджа |
Приложение 2.5. Взаимосвязь идей и целевых аудиторий дополнительного и дополнительного архитектурно-художественного образования в университетах, колледжах искусств, научно-производственных и образовательных объединениях за рубежом |
Приложение 2.6. Использование методов общественного взаимодействия для снижения рисков социальных конфликтов в проектировании и реконструкции антропогенной среды |
Приложение 2.7. Ценность соучаствующего и партисипаторного проектирования в обеспечении устойчивости антропогенной среды |
Приложение 2.8. Формальное, неформальное и информальное образование архитекторов в Европе, Северной Америке и Азии. Примеры лучших практик |
Приложение 2.9. Целевые аудитории дополнительного и дополнительного архитектурно-художественного образования |
Приложение 2.10. Интеллектуальное взаимодействие субъектов архитектурно-градостроительной деятельности, поддержанное составом и содержанием услуг в области архитектуры, установленных в Генеральном соглашении по торговле услугами (GATS) между странами – членами ВТО (Всемирной торговой организации) |
Приложение 3.1. Роль дополнительного архитектурного образования в апробации и внедрении новых идей в архитектуре, градостроительстве и дизайне |
Приложение 3.2. Сопоставление стадий развития личности (по Э. Эриксону) с публичными и профессиональными направлениями комплексной модели ДАО/ДАХО |
Приложение 3.3. Соответствие категорий международных стандартов классификации образования (МСКО) и уровней дополнительного архитектурно-художественного образования (ДАХО) |
Приложение 4.1. Реализация ожиданий работников от получения дополнительного профессионального образования |
Приложение 4.2. Факторы, определяющие потребность работников в получении дополнительного профессионального образования |
Приложение 4.3. Оценка важности дополнительного образования для развития профессиональной карьеры |
Приложение 4.4. Методические подходы к практическому внедрению комплексной модели ДАО/ДАХО |
Приложение 4.5. Методика проведения расширенного SWOT-анализа организаций дополнительного архитектурно-художественного образования |
Приложение 4.6. Матрица первичного анализа ресурсов, используемых для создания стратегий развития отделов дополнительного архитектурно-художественного образования (ДАХО) |
Приложение 4.7. Оценки экспертов первичного анализа ресурсов, используемых для создания стратегий развития отделов ДАХО государственных вузов РФ |
Приложение 4.8. Экспертная оценка положительной синергии сильных сторон и возможностей отделов ДАХО государственных вузов |
Приложение 4.9. Экспертная оценка отрицательной синергии слабых сторон и угроз отделов ДАХО государственных вузов |
Приложение 4.10. Использование архитектурных знаний при смене направлений развития профессиональной карьеры |
Приложение 5. Таблицы |