Показать ещё...
Книгу Ю.В.Пухначева трудно отнести к какому-либо привычному жанру. В ней очень много необычного – и то, что автор пытается рассмотреть с некоторой единой точки зрения искусство кино, поэзию, живопись, музыку, и то, что эта точка зрения порождена физико-математическим образованием автора и потому отличается нетрадиционностью. Оригинальность подхода привела и к своеобразному выбору представителей указанных искусств (Эйзенштейн, Цветаева, Домье, Стравинский), на творчестве которых сосредоточивает свое внимание автор книги. В процессе ее чтения постигается разумность такого выбора: он не случаен и обусловлен тем, что у перечисленных деятелей искусства наиболее четко проявляются те особенности соотношений пространства и времени, которым посвящает свои размышления Ю.В.Пухначев. Нельзя утверждать, что книга весьма легка для чтения. Она требует известной подготовки читателя. Однако это не означает, что читатель должен разбираться в физике и математике или быть знакомым с работами по эстетике. Скорее, здесь надо говорить о заинтересованности читателя вопросами искусствознания в широком смысле этого слова, о его способности воспринимать новые и иногда необычные мысли по поводу, казалось бы, привычных и очевидных вещей. Книга написана образно и будет одинаково интересна как математику или инженеру, интересующемуся проблемами искусства, так и художнику или искусствоведу, склонному познакомиться с нетрадиционными взглядами на предмет своих занятий. Здесь следовало бы остановиться на различиях в мышлении представителей точных наук и искусствоведческих дисциплин. Для первых характерна приверженность к строгим законам формальной логики, они мыслят цепочками взаимосвязанных логических ходов, для них естественно шествовать по ступенькам силлогизмов от некоторого исходного положения "А" до некоторого конечного утверждения "Я". Это становится возможным, если дать строгие определения всем понятиям, используемым в ходе рассуждения, четко договориться о правилах оперирования этими понятиями и т.п. Для представителей наук об искусстве характерны совсем иные тенденции. Они не стремятся к длинным цепочкам логически неопровержимых рассуждений, а предпочитают им множественность точек зрения на один и тот же предмет, пытаясь выявить многообразие его качеств. Они не пользуются строгими определениями вводимых понятий, оставляя их более или менее расплывчатыми и считая вполне естественными и допустимыми различные оттенки восприятия написанного ими у разных читателей. Это связано с тем, что категории эстетики, с которыми имеют дело искусствоведы, не очерчены точно определяемыми границами и не могут быть измерены численно. Различие в типичных методах исследования приводит к тому, что представители естественнонаучных и искусствоведческих дисциплин привыкают к различным способам мышления. В результате чисто искусствоведческая работа, написанная человеком точного знания, даже если он и не пользуется математическим аппаратом, оказывается "трудной" для большинства искусствоведов. Наоборот, книга на ту же тему, написанная искусствоведом, воспринимается людьми точного знания как сочинение, заполненное какими-то тавтологическими, малоубедительными и не слишком содержательными рассуждениями. Между тем та и другая работы могут быть одинаково глубокими и интересными, и лишь взаимное непонимание причиной тому, что представители одного стиля мышления недооценивают написанное представителями другого стиля. Чтобы преодолеть такое непонимание, надо приветствовать "перекрестное опыление" двух разных подходов к проблемам искусствознания, способное привести к новым и интересным выводам. Книга Ю.В.Пухначева с этой точки зрения представляет несомненный интерес. В ней нет явного использования математического аппарата, нет явного числа, но мысль автора, воспитанная на числах, придает всему изложению специфические черты, о которых говорилось выше. В книге нет каких-либо окончательных выводов или утверждений, она не вступает в спор с принятыми положениями эстетики, в ней не видно стремления "закрыть" какой-либо вопрос. Скорее она устремлена в будущее; ее задача – возбудить новые мысли путем неожиданных, но убедительных сопоставлений. Проблема, рассматриваемая Ю.В.Пухначевым, четко ограничена – это проблема пространства и времени в искусстве. Она отнюдь не охватывает всего того, чем занимается современное искусствознание, однако в последнее время она привлекает большое внимание как любителей искусства, так и специалистов, и потому каждая новая плодотворная точка зрения, каждый новый содержательный подход в этой области, безусловно, интересны. Б.В.Раушенбах,
член-корреспондент АН СССР Пухначев Юрий Васильевич Кандидат физико-математических наук, доцент (1979), заведующий отделом журнала «Наука и жизнь» (1970–1989), научный консультант журнала «Наука и жизнь» (с 1989 г.), член Союза журналистов (с 1974 г.). Неоднократно награждался дипломами общества «Знание» (1978, 1980, 1988). Основатель и первый президент Ассоциации колокольного искусства России (1989), заслуженный работник культуры Российской Федерации (2003). Автор книг «Загадки звучащего металла» (М.: URSS), «Математика без формул» (М.: URSS; совм. с Ю. П. Поповым), «Семь семинаров по математическому анализу» (М.: URSS). С 1988 г. вел на телеканале «Российские университеты» циклы телепередач «Диалог с компьютером», «Терминал», «Открытый мир», «Рубежи будущего».
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 21.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |