URSS.ru Магазин научной книги
Перейти на канал URSS
Обложка Раевская М.М. Испанский язык Золотого века: Языковая идеология XVI—XVII вв. Обложка Раевская М.М. Испанский язык Золотого века: Языковая идеология XVI—XVII вв.
Id: 245685
13.9 EUR

Испанский язык Золотого века:
Языковая идеология XVI—XVII вв. Изд. 3, стереотип.

URSS. 2019. 304 с. ISBN 978-5-484-01474-3.
Белая офсетная бумага
Белая офсетная бумага.

Аннотация

Монография представляет собой научное исследование, написанное в рамках более глобального, активно разрабатываемого в последнее время на материале самых разных языков тематического направления «Язык и языковое сознание». Отсутствие в отечественной лингвистике работ обобщающего и системного характера по данной тематике определило новизну и необходимость данного исследования, проведенного автором в диахроническом аспекте. Рассматривая ...(Подробнее)язык Золотого века в общекультурном контексте как выражение национальной духовной сущности, меняющейся от эпохи к эпохе, автор увязывает историю языка, литературы и лингвистической мысли Испании с национальной спецификой языкового сознания испанского социума XVI–XVII вв.

Для филологов — научных работников, преподавателей, студентов.

Подробная информация:
Оглавление Введение Об авторе

Оглавление
top
Введение
Глава 1.Умонастроение испанского языкового сообщества и зарождение языкового самосознания в Испании XVI-XVII вв.
Глава 2.Испанские авторы XVI-XVII вв. о своем языке (профессиональное языковое сознание)
Глава 3.Морфология частей речи испанского языка XVI-XVII вв. в современном научном освещении
Глава 4.Кастильский синтаксис в трудах грамматистов XVI-XVII вв.
Глава 5.Стилистические тенденции в испанском языке XVI-XVII вв.
Глава 6.Синтаксические структуры испанского языка XVI-XVII вв. в современном научном освещении
Глава 7.Грамматические категории испанского языка и способы их выражения в XVI-XVII вв.
Заключение
Литература

Введение
top

XVI и XVII столетия, примерно обозначенные между 1492 и 1726 гг., знаменуют собой поворотный период в истории испанского языка, который получил однозначную и общепризнанную оценку как эпоха "золотого испанского" ("el espanol aureo") в работах всех испанистов. Однако это не значит, что язык на всем ее протяжении бытовал как некая однородная сущность. С лингвистической точки зрения он представляет собой переходное явление от средневекового состояния к современному; при этом данные хронологические рамки не одинаково применимы к различным языковым явлениям и никоим образом не ограничивают их развитие.

Специалисты в области испанской филологии скорее склоняются к выделению трех субпериодов внутри вышеобозначенного временного промежутка: первый датируется примерно 1492 и 1556 гг. и отмечен такими событиями в истории языка, как выход в свет первой кастильской Грамматики Антонио Небрихи, Грамматик Вильялона и анонимных авторов 1555 и 1559 гг., а также написанием таких литературных произведений, как Celestina и Lazarillo; второй охватывает период примерно с 1556 по 1648 гг. и совпадает с Золотым веком в испанской литературе, когда был написан основной корпус грамматических трудов по кастильскому языку и лучшие произведения, принесшие испанским авторам мировую славу; третий (1648–1726) обозначен выходом в свет Грамматики Хуана Вильяра (1651) и учреждением Испанской королевской академии (1713), а также литературной деятельностью Кальдерона, поэтов и прозаиков направления барокко до Падре Бенито Херонимо Фейхоо (1676–1764). Такое хронологическое представление является, естественно, несколько искусственным, поскольку языковые изменения не имеют четких временных границ, однако в целом оно отражает движение лингвистической и литературной мысли испанского лингвокультурного сообщества, а также эволюцию испанского языкового сознания в сторону нормирования и стандартизации.

Естественно, что многие языковые процессы берут лишь начало, но не завершаются в указанные временные рамки; однако сам факт их фиксации свидетельствует об определенном настроении коллективного лингвистического менталитета, демонстрирующего собственную предпочтительность в выражении мысли на своем родном языке. Языковое состояние является как бы внешним отражением языкового сознания сообщества, которое имеет свою эволюцию и историю, а также во многом определяет пути развития своего родного языка. В данной работе под языковым сознанием понимается соотнесенная с особенностями национальной культуры и национальной психологии "совокупность структур сознания, в формировании которых были использованы социальные знания, связанные с языковыми знаками" (Русское слово, 2004, с.40). Однако данная краткая дефиниция не дает исчерпывающую характеристику этого неоднозначного термина, подразумевающего также и оценочное отношение говорящих к своему языку, знаменующее определенный этап развития социума, уже способного охарактеризовать вверенное ему языковое достояние.

В специальной литературе различаются три разновидности языкового сознания: усвоенное на подсознательном уровне общепринятое лингвистическое сознание среднестатистического носителя языка, не отдающего себе отчета в причине существования в языке тех или иных форм; профессиональное лингвистическое сознание, подвергающее научному анализу любое языковое явление; литературное лингвистическое сознание, руководствующееся исключительно стилистической модой времени и использующее в соответствии с ней те или иные средства из арсенала своего языка. Все три разновидности языкового сознания объединяет одно – то, что их носители являются пользователями языка на бессознательном уровне, объединенными в однородное лингвистическое пространство благодаря единому лингвистическому менталитету, в одинаковой степени усвоенному каждым представителем конкретного лингвокультурного сообщества.

В соответствии с вышеприведенными дефинициями цель данной работы заключается в исследовании способов выражения морфологических категорий частей речи испанского языка, а также его синтаксических конструкций, наиболее четко отражающих структурирование испанского языкового сознания конкретной эпохи согласно национально-специфическим преференциям языкового коллектива, способного дать профессиональную оценку своей языковой практики. Сформулированная цель предполагает следующие конкретные задачи:

  • описание умонастроения испаноязычного сообщества в конкретную историческую эпоху как общего фона зарождения языкового самосознания социума;
  • исследование описания частей речи кастильского языка в грамматиках XVI–XVII вв., отражающих профессиональный взгляд на языковую реальность того времени;
  • анализ способов выражения морфологических категорий частей речи испанского языка с позиций современной лингвистической науки;
  • рассмотрение принципов синтаксической сочетаемости слов в предложении, изложенных в грамматических трактатах XVI–XVII вв.;
  • анализ стилистических тенденций в литературной практике Золотого века;
  • исследование синтаксиса испанского словосочетания и предложения конкретного периода в современном научном освещении;
  • выявление грамматических категорий испанского языка, обнаруживающих национально-специфические способы своего выражения.

    Функционирование языка вообще неотделимо от его носителей и от их коллективного лингвистического менталитета; все, что "происходит" в языке (сдвиги, изменения), зависит исключительно от коллективного лингвистического мнения, отдающего предпочтение той или иной форме в зависимости от своих собственных, имеющих наибольшую важность преференций. В данном случае в основе всех сдвигов и изменений лежат требования адекватного отражения развивающейся объективной реальности и человеческой деятельности (например, необходимость конкретизации действия или именования новых объектов), а вот форма их отображения в языке (конкретизация действия в испанском при помощи перифраз и составных временных форм) есть результат творчества данного языкового коллектива, подобравшего именно ее согласно семантико-структурным особенностям своего языка, часто называемым его "внутренней формой". Отображая в языке высшие сущности объективного бытия, количество которых строго определено (имеются в виду десять категорий Аристотеля), коллективное лингвистическое сознание не может выйти за пределы данного очерченного круга, ибо он охватывает все возможные бытийные реализации (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание/состояние, действие, претерпевание). Простор для языкового творчества открывается там, где речь идет о способах и формах отображения данных высших сущностей, чья совокупность являет конкретную индивидуальность каждого языка. Набор данных форм строго индивидуален, все они также однозначно согласованы со способами категоризации, принятыми каждым конкретным языковым коллективом в соответствии с только ему одному ведомыми мыслительными предпочтениями, определяющими ход (в какой-то степени стиль) коллективной лингвистической мысли. Таким образом, в творческом моделировании морфосинтаксических схем выражения смысла коллективное лингвистическое сознание руководствуется как требованиями объективной реальности (при использовании новых словообразовательных моделей, например), так и индивидуальным развитием коллективной мысли на конкретном языке (появление составных временных форм, многочисленных перифрастических конструкций). Кроме того, на определенном этапе языкового развития к этому процессу могут примешиваться и сиюминутные веяния быстротечной стилистической моды, детерминирующие выбор той или иной формы (как, например, выбор латинизированной или собственно кастильской словоформы), и свидетельствующие о высокой степени развитости языка, уже способного предоставить своим носителям свободу


    Об авторе
    top
    photoРаевская Марина Михайловна
    Доктор филологических наук, заведующая кафедрой испанского языка факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова. Является известным и признанным специалистом в области испанской филологии, лингвистики и межкультурной коммуникации как в России, так и за рубежом. Специальность — романо-германская филология (филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова), аспирантура при кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания (филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова). Кандидат филологических наук (1988) по специальности 10.02.19 — теория языка; доктор филологических наук (2007) по специальности 10.02.05 — романские языки.

    Автор более 100 научных работ по теории испанского языка, социолингвистическим и дискурсивным исследованиям на материале испанского языка. Автор и соавтор ряда учебников, учебных пособий и методических материалов по испанскому языку для студентов языковых вузов и широкой пользовательской аудитории. Автор более 70 программ по учебным курсам, прочитанным в МГУ имени М. В. Ломоносова в период с 1989 г. по настоящее время.

    Направления исследований: испанский язык и языковая идеология, испанское языковое сознание Золотого века, социолингвистика, дискурсивный анализ, национальная идентичность, испанский язык и культуры Испании и Латинской Америки.

    Licenciada en Filología Hispánica, Facultad de Filología, Universidad Estatal M.V. Lomonósov de Moscú (MGU). Estudios de Doctorado en Lingüística General, Facultad de Filología, Universidad Estatal M.V. Lomonósov de Moscú (MGU), Doctora en Filología Románica (1989, 2007). Directora del Departamento de la Lengua Española, Facultad de Lenguas Extranjeras y Estudios Regionales, Universidad Estatal M.V. Lomonósov de Moscú (MGU) (desde 2001 hasta el presente). Miembro del Comité Editorial de la Revista “Boletín de la Universidad de Moscú. Sección 19 “Lingüística y Comunicación Intercultural”. Experta en Filología Hispánica, Sociolingüística Hispánica y Estudios del Discurso.

    Autora de manuales del español (Español para autodidáctas: España; Español para autodidáctas: América Latina) y de una decena de materiales didácticos de ELE. Autora de más de 100 artículos científicos. Autora de más de 70 syllabus elaborados para cursos académicos impartidos (desde 1989 hasta el presente).

    Líneas de investigación: Filología Hispánica, Lengua española y Mentalidad Hispánica, Mentalidad Lingüística Española del Siglo de Oro, Sociolingüística Hispánica, Didáctica de Español como Lengua Extranjera, Lengua e Identidad, Estudios Culturales de España y América Latina, Análisis Sociocultural del Conocimiento y de la Comunicación, Análisis del Discurso: Comunicación, Sociedad y Aprendizaje.

  • Информация / Заказ
    2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!

    Особенности 20-го выпуска:

    - исправили предыдущие ошибки

    - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР

    - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек

    10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот)

    - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее)


    Информация / Заказ
    Зиновьев А.А. ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ
    2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR

    Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее)


    Информация / Заказ
    2022. 1656 с. Твердый переплет. 169.9 EUR

    Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее)


    Информация / Заказ
    2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR

    Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее)


    Информация / Заказ
    URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати

    В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее)


    Информация / Заказ
    2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR

    Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее)


    Информация / Заказ
    URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR

    Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее)


    Информация / Заказ
    URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR

    Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее)


    Информация / Заказ
    URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR

    В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее)


    Информация / Заказ
    URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR

    Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире.

    Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее)