КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Журавлев И.В. От Фрейда к Выготскому: Очерки истории психологии в ее связях с философией и лингвистикой
Id: 245271
 
599 руб. Новинка недели!

От Фрейда к Выготскому: Очерки истории психологии в ее связях с философией и лингвистикой

URSS. 2019. 224 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-5953-0.

Книга посвящена важнейшему моменту в истории психологии — периоду конца XIX – начала XX века, когда психология обретала свой предмет и методы исследования, обособляясь от философии и выстраивая отношения с другими науками, в том числе с языкознанием. С этим связано особое внимание, уделенное в книге принципу субстанциальности сознания, проблеме психологизма, проблеме развития значений, соотношению мысли и слова. В книге показано, как формировалась неклассическая парадигма сознания, связанная с идеями непрозрачности сознания для самого себя и опосредованности отношения между субъектом и объектом.

Книга адресована психологам, языковедам, филологам, студентам гуманитарных факультетов и всем, кто интересуется историей психологии и проблемами развития науки.


Содержание
К читателю8
Глава 1. Э. Г. Дюбуа-Реймон и конец классической европейской рациональности11
1. Знаменитый физиолог12
2. «Семь мировых загадок»17
3. Классический и неклассический типы рациональности22
Глава 2. Проблема истерии и идея непрозрачности сознания28
1. «Дрессированные истерички» доктора Шарко28
2. Теодор Мейнерт: «Все врут!»29
3. Теория диссоциации Пьера Жане32
4. Ипполит Бернгейм: постгипнотическое внушение35
5. Рождение психоанализа36
Глава 3. Споры о предмете психологии и проблема психологизма40
1. Вильгельм Вундт: психология между «науками о природе» и «науками о духе»40
2. Франц Брентано: интенциональность сознания42
3. Вильгельм Шуппе: точка зрения имманентности43
4. Карл Штумпф: явления и психические функции47
5. Теодор Липпс: реальное Я49
6. Рудольф Эйслер: предмет психологии — переживания как таковые51
Глава 4. Освальд Кюльпе и Вюрцбургская школа53
1. Из Лейпцига в Вюрцбург… 54
2. Наследие метафизики57
3. Вильгельм Вундт: проблема субстанции и принцип актуальности души61
4. «Введение в философию». Критический реализм64
5. Новая психология мышления67
6. Познание реальности78
Глава 5. Философская психология Г. И. Челпанова81
1. Создатель первого в России Психологического института82
2. Между Кантом и Лейбницем… 92
Глава 6. Алоиз Риль: критическая наука о познании104
1. Критическая наука о познании105
2. Ученики и последователи Риля110
Глава 7. В. А. Богородицкий: грамматика и психология114
1. В. А. Богородицкий — представитель Казанской лингвистической школы114
2. «Общий курс русской грамматики»117
3. Споры вокруг «естественно-логической способности ума»126
Глава 8. Проблема развития значений в языкознании и психологии130
1. П. А. Лавровский: проблема исследования коренного значения слова130
2. А. А. Потебня: слово и миф135
3. Отношения «индивид—коллектив» и развитие форм обобщения143
Глава 9. «Бессмертное овнешнение» Густава Шпета152
1. В черном цилиндре и белом крахмале… 152
2. Социальный реализм Г. Шпета157
3. Внутренняя форма слова160
Глава 10. Категория одушевленности в языке и проблема активности субъекта165
1. А. И. Томсон: почему и как родительный падеж сделался винительным?166
2. Кто же все-таки действует?! (Проблема активности субъекта в психологии)171
3. Структура действия и децентрация субъекта178
Глава 11. Мысль и слово184
1. Л. С. Выготский: теория развития высших психологических функций184
2. Проблема соотношения языка (речи) и мышления188
3. Служит ли слово для именования «готового» предмета?189
4. Квазиобъект, номинация и экспликация признаков предмета194
5. «Хитрость» разума197
6. Образ сознания и его связь с языком198
7. Социальность психики и единство мышления и речи201
Глава 12. Становление теории деятельности204
1. Картезианская онтология и возможности ее преодоления204
2. Деятельность и сознание209
3. Теория речевой деятельности (отечественная психолингвистика)216

Об авторе
Журавлев Игнатий Владимирович
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Отдела психолингвистики Института языкознания РАН, доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ), практикующий психотерапевт. В 2002–2014 гг. читал поточный курс психиатрии на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор более 100 научных публикаций, включая книги «Как доказать, что мы не в матрице? Сознание, коммуникация и психические расстройства» (М.: URSS), «Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности» (М.: URSS), «Психология и психопатология восприятия: Пролегомены к теории „зонда“» (М.: URSS), «Сознание и миф: Что мы делаем, чтобы быть сознательными существами» (М.: URSS), «Психология за минуту».