КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Беляев В.А. Социокультурная методология в действии: В сопоставлении с традиционной, феноменологической методологиями и миросистемным анализом
Id: 245266
 
699 руб. Новинка недели!

Социокультурная методология в действии: В сопоставлении с традиционной, феноменологической методологиями и миросистемным анализом

URSS. 2019. 368 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-5958-5.

В этой книге автор представляет свой метод исследования, который он называет социокультурной методологией.

Автор отделяет социокультурную методологию от других типов методологий. Если каждая из них содержит в себе исследование: 1) моделей построения реальности и 2) факторов, влияющих на построение этих моделей, — то методологии можно различать по содержательному и факторному признакам.

Во-первых. Автор задает социокультурную методологию как основанную на ценностной платформе модерна. Это означает, что в центре находится деятельностный человек, который создает и пересоздает самого себя и реальность вокруг себя.

Во-вторых. Автор задает социокультурную методологию как направленную в модельном отношении на предельное теоретизирование в разных его видах, на логику предельных оснований.

В-третьих. Автор задает социокультурную методологию как то, что в факторном отношении опирается, прежде всего, на логику социокультурных процессов. Поскольку речь в книге идет преимущественно о реальности модерна (новоевропейской культуры), то автор дает свое понимание социокультурной логики модерна.

Автор показывает социокультурную методологию «в действии», излагая по мере необходимости ее базовые принципы. Книга представляет собой критический диалог с несколькими другими авторами (Т.И.Ойзерманом, Ж.Делёзом, Ф.Гваттари, В.М.Розиным и И.Валлерстайном).

Особый интерес для автора представляет соизмерение его методологии (имеющей свои базовые представления о модерновой миросистеме) с теми представлениями о ней, которые дает И.Валлерстайн. Именно это и задает название книги в целом.

Книга рассчитана на всех, кто интересуется философской антропологией, культурологией, методологией и логикой модерна.


Оглавление
Предисловие
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ (Полемика с позицией Т.И.Ойзермана)............................................................................ 17
Глава 1.Социокультурная методология философии. Методологическое пространство философии Нового времени
 1. Принципы истории философии Ойзермана: неустранимость философского плюрализма в культурном пространстве и времени
 2. Поиск вызова для позиции Ойзермана как ответа. Связность философской позиции с социокультурным контекстом
 3. Ойзерман против интерпретации историко-философского процесса как имманентного развития одной, единственной философии
 4. Философия есть особый тип мировоззрения. Философия есть общий тип мировоззрения
 5. Против личностной заданности философии. Философия задается предметом изучения и социокультурным контекстом
 6. Отрицание анархии философских систем
 7. Итог: историко-философский процесс -- это дифференциация, дивергенция, поляризация и интеграция философских идей
 8. Переход к принципам социокультурной методологии философии: поиск связи логики предельного теоретизирования и логики социокультурных процессов. Вызов-ответ. Метапозиция теоретика. "Открытый" и "закрытый" универсумы
 9. Промежуточные выводы
 10.Теоретические метапозиции относительно философского пространства-времени. Связь философских трансформаций с социокультурными
 11.Методология философий и методологическое пространство философий
Глава 2.Социокультурные системы, философия и наука
 1. Переход к разговору о связи философии и науки. Необходимость выяснения логики перехода от Средневековья к Новому времени
 2. Идеально-типическое описание логики перехода от Средневековья к Новому времени
 3. Определение Ойзерманом понятия "наука". Философия как "наука наук"
 4. Прорисовка связи становления новоевропейской философии и науки с социокультурным контекстом
  4.1.Связь с процессами Возрождения
  4.2 Связь с процессами Реформации
  4.3.Связь с процессами развития городской культуры
  4.4.Какие позиции по отношению к описанным процессам могли занимать философия и наука?
 5. Противопоставление философии и науки -- это противопоставление "гуманитарных" наук "естественным"? Философия и наука в "посткультурно-интеркультурной" логике развертывания модерна
 6. Эволюция теоретической позиции Ойзермана как пример влияния социокультурных процессов на содержание философии
Глава 3.Типы культурных систем и плюрализм философских учений
 1. Типы отношения к множественности философских учений: скептицизм, стремление синтезировать единую философию и позитивно понимаемый плюрализм
 2. Перепостановка проблем в отношении плюрализма философий и их связи с социокультурными системами
 3. Пример кантовской и гегелевской философских систем как пример про-модерновой и контр-модерновой стратегий
 4. Расположение философии Ойзермана на "посткультурно-интеркультурной" платформе
 5. Фундаментальная логика построения социокультурных систем и фундаментальная логика построения философских теорий
 6. Логика критических философских стратегий в отношении модерна
 7. Плюрализм философий и постмодерн
Глава 4.История культурных систем и выработка культурных универсалий
 1. Предметная и методологическая плоскости анализа. Должны ли существовать универсалии в сфере культуры?
 2. Нормативные и дескриптивные универсалии в перспективе развертывания "посткультурно-интеркультурной" логики модерна
 3. "Мировые этические революции" и логика системной социальности
 4. Универсалии во внутрикультурном и внешнекультурном отношениях
 5. Логика "замкнутости цивилизаций" в контексте "посткультурно-интеркультурной" логики развертывания модерна. Логика модерна и логика истории как мира "цивилизаций"
 6. Итоги сравнения позиции Ойзермана и предлагаемой мной позиции
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СОЦИОКУЛЬУТРНАЯ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИИ ФИЛОСОФИИ (Полемика с позицией Ж.Делёза и Ф.Гваттари) 107
Глава 5.Социокультурная методология философии и ответ на вопрос "что такое философия?"
 1. Кто ставит вопрос о философии: субъект или культурная система? Выход из конструктивной позиции в рефлексивную. Выставление альтернатив философии. Социокультурная методология философии против феноменологической
 2. Прорисовка общей позиции Авторов: контр-системность, контр-упорядоченность и контр-универсальность. Позиция Авторов как очередная "критика системы"
 3. Идеальные типы открывателей/создателей истины и идеальные типы культур. "Открытый" и "закрытый" универсумы. Философия как феномен культуры "открытого" типа. Переходы культурной системы от одного типа к другому -- множественность рождений философии
 4. Противоречие между утверждаемой Авторами "субъективностью" философии и объективностью ее претензий. "Дисциплинарность" философии и дух плюрализма. Ответы философии на вызов культурного плюрализма
 5. Борьба Авторов с универсалиями в философии. Развитие философской рефлексии как выявление фундаментальных дихотомий, передвижений от одного полюса к другому и поиска диалектических решений. Контр-диалектичность позиции Авторов
 6. Против "закрытого" универсума. Онтологический фундамент Авторов: порядок образует поверхность мира, в его глубине -- хаос. "Постмодернистская" генеалогия позиции Авторов. Против упорядочивающе-закрывающей социальности и рациональности
 7. Позиция Авторов в перспективе фундаментальной логики европейской рефлексии от Просвещения до постмодерна. Контр-историзм позиции Авторов. Представление о "методологическом пространстве философии" с точки зрения Авторов и с точки зрения социокультурной методологии
 8. Позиция Авторов в перспективе перехода философии от роли "служанки религии" к роли "служанки науки". Позиция Авторов в перспективе генерализирующей "посткультурной" революции модерна
 9. От феноменологии философии к социокультурной методологии философии. Принципы социокультурной методологии философии. "Концептный фетишизм" и "феноменологический редукционизм" Авторов. Реконструкция генезиса позиции Авторов
 10.Между философией и наукой. Логика генезиса новоевропейской науки и социокультурные метаморфозы модерна
 11.Философия и "проблемы нашего времени". Пример одного из "подписных концептов": декартовское cogito. Индивидоцентрическая революция Декарта как один из шагов революции модерна
 12.Философия и коммуникация. Философия как индивидуальный и коллективный феномены. "Идеологическое" и "дискуссионное" общества. Критическая логика постмодерна
 13.Еще раз о "концептом фетишизме" и контр-позитивизме Авторов. Наука как контрактное выражение мэйнстрима философии модерна
 14."Планы имманенции". Между гегелевской и контр-гегелевской позициями. К освобождению философии от роли идеологии
 15."План имманенции" и "методологическое пространства" философии. Социокультурная методологическая стратегия
 16.Возможные методологические стратегии
 17."Геофилософия". "Закрытый" и "открытый" типы социальных систем. Связь типа мышления с типом социальной организации
 18."Проецирование трансцендентного на план имманенции". От "открытого" универсума к "закрытому". От философии к идеологии
 19.Связь метаморфоз философской рефлексии с метаморфозами социальности
 20.Существует ли "христианская философия"? Может ли философия строить "закрытый" универсум?
 21.Было ли необходимым возникновение греческой философии? Принцип симметрии социальной архитектуры и мыслительной
 22."Почему философия пережила Грецию"? Роль философии в социокультурных процессах от Античности до Нового времени
 23.Соотношение между философией, новоевропейской культурой, демократией и коммуникацией
 24.Утопизм философии и "мировая этическая революция" в европейской культуре от Античности до Нового времени
 25."Философия" против "национальной философии". Логика модерна и "постмодернистская" философия
 26.Философия и дилемма "культурное -- посткультурное". Пример Хайдеггера
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СОЦИОКУЛЬУТРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ (Полемика с позицией В.М.Розина) 209
Глава 6.К социокультурной методологии науки
 1. Проблематизации, которые Розин ставит относительно методологии науки
 2. Основные результаты исследования Розина
 3. Обсуждение "генома науки"
  3.1.О "построении идеальных объектов"
  3.2.Об "установке на получение непротиворечивого знания"
  3.3.О "концептуализации"
 4. О новом установлении "генома науки" в культуре Нового времени
 5. Вопросы, которые нужно задать к концепции Розина
 6. Выводы, которые можно сделать из добавочных проблематизаций
 7. Описание Розиным концептуализации (формирования идеи) естественных и гуманитарных наук в культуре Нового времени
  7.1.Описание концептуализации естественных наук
  7.2.Описание концептуализации гуманитарных наук
  7.3.Экзистенциально-теоретический путь Розина к его концепции
 8. Что получается в итоге
 9. Прорисовка социокультурного генезиса науки в контексте модерна (с точки зрения моей позиции)
  9.1.Относительно проблематизаций, которые касаются самосознания ученых (философов и методологов науки)
  9.2.Относительно группы проблематизаций, которые связывают генезис науки с процессами социокультурной эмансипации модерна
  9.3.Относительно группы проблематизаций, связывающей роль науки с формированием глобального социокультурного пространства на основе модерновой архитектуры
  9.4.Роль техники в процессе глобализации новоевропейской науки
  9.5.О метапозиции социокультурной методологии
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ И МИРОСТСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ (Полемика с позицией И.Валлерстайна).................................. 251
Глава 7.Поиск фундаментальных симметрий между социокультурной методологией и миросистемным анализом
 1. По направлению к осознанию глобальной реальности модерна: миросистемы и социокультурные архитектуры. Дополнительность социально-экономического и социально-культурного подходов
 2. Прорисовка слабо прорисованного социокультурного аспекта как задача. Начать с определения типов миросистем
 3. Структурные единицы анализа и мирового-пространства-времени
 4. Миросистемный взгляд как второе (после философии) пришествие глобального взгляда на модерн. Возможность акцентирования других (кроме экономического) ракурсов модерна. Основные этапы рефлексии относительно модерна
 5. Первое стратегическое структурное отождествление: "мироимперия" как "закрытый" универсум и "мироэкономика" как "открытый" универсум. Динамический аспект: как связан процесс движения к "мироэкономике" с "мироимпериями" (к "открытому" универсуму с "закрытым")? Логика "открывания" мира и логика ответа на вызов. Необходимость акцентирования проектно-идеальной составляющей миросистемы
 6. Предварительные итоги сравнения принципов социокультурной методологи и миросистемного анализа
 7. Между миросистемным анализом, социокультурной методологией и "номотетическим позитивизмом". Путь модернового сознания к позитивизму и контр-позитивизму. Марксизм как реализационная критика модерна. Положение миросистемного анализа в пространстве стратегий
Глава 8.Эволюция структур знания в миросистемной перспективе и социокультурный анализ логики модерна
 1. Принципы построения модели перехода от до-модерна к модерну: от "вертикальной" системы к "горизонтальной", от "закрытого" универсума к "открытому", от "идеологического" общества к "пост-идеологическому". Необходимость отделения "идеальной" стороны модерна от "реальной"
 2. "Эпистемологический раскол" между гуманитарной и естественнонаучной направленностями: точка зрения миросистемного анализа и точка зрения социокультурной методологии. Еще один ракурс развертывания модерновой миросистемы: от "культуры" к "посткультуре-интеркультуре"
 3. Революционная эпоха конца XVIII -- середины XIX века: идеальные проекты, "неидеальные" реализации и рефлексии. Рождение социологии как позитивной науки
 4. Историческая рефлексия в логике перехода от "культурной" архитектуры к "посткультурной". Контроверза "национализм -- интернационализм" и "битвы за историю". Вторая редакция "мировой этической революции" христианства и особая миссия модерновой миросистемы
 5. Метаморфозы социальной рефлексии в рамках контроверзы "гражданское общество -- государство". "Социологизм" против "культурологизма"
 6. Дифференцированность структуры социально-гуманитарных наук по социокультурным зонам. Единое фундаментальное методологическое подлежащее у социальных и естественных наук. Роль социальной философии
 7. Процессы, определяющие горизонт современности
 8. Суть предложения со стороны социокультурной методологии: выявление "идеальной" стороны миросистемы и взаимодействие ее с "реальной" стороной
Глава 9."Капиталистическая мироэкономика" и "функциональный" универсум
 1. Соотнесение основных понятий миросистемного анализа и социокультурной методологии
 2. От "капиталистической мироэкономики" к "творчески-конкурентной" миросистеме. Капитализм как одно из выражений системы "вечных двигателей" модерна. Амбивалентность реализационной функции капитализма. "Экономика" и "капитализм" как "контр-системное" и "системное"
 3. Модерновые экономика и общество между "открытым" и "закрытым" универсумами. Поиск фундаментальной структурно-функциональной симметрии между базовыми ракурсами модерновой миросистемы
 4. Модерн как переход от "субстанциального" универсума к "функциональному". Двусторонняя положительная связь между развертыванием потребностей и развертыванием изменений материально-предметного мира. "Идеальное" против "реального" в развертывании "функционального" универсума: "рынок" против "капитализма"
 5. Функциональный универсум: логика бесконечного саморазвертывания человеческих возможностей. От "мироэкономики" к "мироэкономике-миротехнике-миронауке". Капитализм как одна из реализационных стратегий
 6. Функциональный универсум: диалектика "универсализма" и "антиуниверсализма"
Глава 10.Кризис современной миросистемы с точки зрения миросистемного анализа и социокультурной методологии
 1. Современный кризис капиталистической миросистемы с точки зрения миросистемного анализа
 2. Перспективы кризисного состояния модерновой миросистемы с точки зрения социокультурной методологии


Об авторе
Беляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий "Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций", "Проективная антропология", "Посюсторонняя эзотерика", "Путешествие в психодраму и социологию", "Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости", "Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности", "Либерализированная Россия в поисках нравственной основы", "Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий", "Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры", "Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира", "Феноменология и методология в контексте интеркультуры", "Интеркультура и философия", "Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход", "Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты", вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.