URSS.ru Магазин научной книги
Обложка --- Жизнь в свете, дома и при дворе: Правила этикета, предназначенные для высших слоев российского общества конца XIX века. (Репринтное воспроизведение издания 1890г. Дореволюционные правила орфографии русского языка) Обложка --- Жизнь в свете, дома и при дворе: Правила этикета, предназначенные для высших слоев российского общества конца XIX века. (Репринтное воспроизведение издания 1890г. Дореволюционные правила орфографии русского языка)
Id: 316476
399 р.

Жизнь в свете, дома и при дворе:
Правила этикета, предназначенные для высших слоев российского общества конца XIX века. (Репринтное воспроизведение издания 1890г. Дореволюционные правила орфографии русского языка). Изд. стереотип.

URSS. 2024. 144 с. ISBN 978-5-9519-4537-2.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Репринтное воспроизведение издания 1890 г.

Аннотация

Настоящая книга, впервые изданная в 1890 году в Санкт-Петербурге, содержит правила этикета, предназначенные для высших слоев российского общества конца XIX века. Книга состоит из четырех разделов, в которых подробно описаны: поведение светского человека в обществе (от первых выходов в свет до искусства одеваться); устройство домашней жизни (от меблировки помещений до важнейших событий в семье); жизнь вне дома (где описывается,... (Подробнее)


Оглавление
top
Отделъ I.Жизнь въ свете
 Знанiе света вообще
 Вежливость
 Тактъ
 Первые выезды (молодой девушки и молодаго человека)
 Молодая хозяйка дома
 Женщина одна
 Общественныя отношенiя
 Светскiя и общественныя отношенiя мужчинъ и женщинъ
 Приветствiя
 О поклонахъ и рукопожатiяхъ
 Приглашенiя
 Визиты и прiемы вообще
 Визиты светскiе, визитныя карточки, подарки
 Визиты деловые и оффицiальные
 Хозяева и гости
 Светскiе разговоры
 Любезности и комплименты
 О скромности и советахъ
 О манерахъ
 Музыка въ обществе
 Пари
 Фотографическiя карточки
 Титулы
 Искусство одеватьея
 Символика камней
 " цветовъ и красокъ
 " цветовъ
 " красокъ простыхъ
 " " сложныхъ
Отделъ II.Жизнь дома
 О меблировке
 Отношенiя членовъ семьи между собою
 Отношенiя между высшими и нисшими
 Отношенiя родителей и учениковъ къ наставникамъ и наставницамъ
Объ обычаяхъ при важнейшнхъ событiяхъ жизни
 Рожденiе ребенка и крестины
 Помолвка и перiодъ до свадьбы
 Свадьба
 Трауръ и похороны
Отделъ III.Жизнь вне дома
 Въ церкви
 Въ театре
 Отношенiя на водахъ
 Пикники и увеселительныя поездки
 Жизнь въ деревне и на даче
 Дачныя внакомства
 Обычаи въ путешествiи
 На улице и на публичныхъ гуляньяхъ
 Въ гостиной и на балу
 Званые обеды, завтраки и сервировка
Отделъ IV. Жизнь при дворе
 Правила и обычаи при представленiи высочайшимъ особамъ
Прибавленiе
 О письмахъ
 Какъ должны держать себя въ обществе мужчины

Жизнь в свете
top

Знанiе света вообще
top

Подъ знанiемъ света разумеется знанiе светскихъ обычаевъ и вежливости, и хотя по этому вопросу было написано не мало руководствъ, всетаки о немъ остается сказать еще много, если не новаго, то, по крайней мере, полезнаго.

Знанiе света предписываетъ различные законы различнымъ положенiямъ, возрастамъ, полу; законы эти не одинаковы для светской дамы и мещанки, для юноши и старика, для молодаго человека и молодой девушки.

Что у однихъ было бы верхомъ светскихъ приличiй, казалось бы верхомъ грубости у другихъ, – а мы не должны забывать, что знанiе света соединяетъ обычаи съ вежливостью.

Великiе умы утверждаютъ, будто знанiе света исходитъ изъ сердца и не нуждается въ подчиненiи правиламъ, что изящество, достоинство, хорошiя манеры врожденны у лицъ хорошаго общества, и вамъ часто приходится выслушивать дерзкое замечанiе, что вы никогда не прiобретете этихъ качествъ по желанiю, если не обладаете ими произвольно, по праву рожденiя. Подобные речи – оскорбленiе и гнустная лесть, такъ какъ разсудокъ подскажетъ вамъ, что нечего стараться прiобрести уже имеемое, или же скромность внушить вамъ смиренную безнадежность. Безъ сомненiя, известная доля такта, здраваго смыела и чувства многимъ заменяетъ знанiе светскихъ правилъ, и часто мы удивляемся соблюденiю приличiй людъми, отъ которыхъ всего менее этого ожидали; три упомянутыя выше качества, какъ бы подсказываютъ, какъ поступать, и предотвращаютъ положительное нарушенiе светскаго декорума. Такое свойство можно назвать просто чуткостью натуры.

Сердце учитъ насъ сострадать несчастiямъ ближнихъ и относиться къ нимъ съ добротою, какъ бы мы сами поставлены ни были – это знанiе света; здравый смыслъ убеждаетъ насъ уважать заслугу, какое бы место въ обществе она ни занимала – это вежливость; тактъ подсказываетъ намъ, когда мы должны прощаться, чтобы не показаться навязчивыми – это подчиненiе светскимъ законамъ.

Но какъ не все принадлежатъ къ исключительнымъ натурамъ, не все обладаютъ тактомъ, здравымъ смысломъ и чувствомъ – то лучше смиренно следовать известнымъ, установленнымъ правиламъ. Къ тому же, обладая прекраснейшимъ сердцемъ, можно въ то же время не знать, какой уголъ визитной карточки нужно загибать въ знакъ соболезнованiя и какой-въ знакъ благодарности!

Было бы, однако, ошибкой думать, что необходимо подчиняться малейшимъ правиламъ этикета, и что несоблюдающiе этихъ правилъ заслуживаютъ презренiя. Къ самимъ себъ мы должны быть строги и точно придерживаться вежливости, предупредительности и т.п., въ сношенiяхъ съ нашими ближними, а относителъно этихъ последнихъ, наоборотъ, оказывать величайшую снисходительность; иужно помнить, что многие грешатъ не намеренно, а по иезнанiю, и оскорбляющiеся несоблюденiеiмъ приличiй въ другихъ, показываютъ еще меньше такта, чемъ сами обвиияемые.

Нужно также уметь избегать мелоiчныхъ правилъ этикета, могущихъ стеснить хозяевъ дома, непременно соблюдая относительно ихъ величайшую вежливость.

Постоянная заключенность въ кругу общественнаго церемонiала охлаждаетъ короткiя отношенiя; следуетъ, однако, строго соблюдать известные оттенки, предоставляя хозяевамъ дома более свободы, нежели самимъ себе.

Прежде чемъ перейти къ изложеиiю условiй жизни въ свете дома и при Дворе, мы скажемъ несколько словъ о такте, вежливости, приличiи и обычаяхъ.


Вежливость
top

"Вежливость для ума тоже, что красота для лица", сказалъ Вольтеръ.

Лабрюсьеръ прибавляетъ, что "нужно обладать весьма выдающимися качествами для того, чтобы не нуждаться въ вежливости ".

Вежливость заключаетъ въ себе все общественныя добродетели, необходимыя намъ для того, чтобы быть полезными и прiятными окружающимъ. Она обязательна въ светскихъ такъ же, какъ въ деловыхъ и вообще въ жизненныхъ отношенiяхъ. Безъ нея всякiя сношенiя съ людьми становятся невозможными. Вежливость смягчаетъ нравы, предупреждаетъ ссоры, усмиряетъ раздраженiе и ненависть, заставляя насъ сдерживаться; благодаря ей, мы прiобретаемъ любовь высшихъ и уваженiе нисшихъ.

Она же заменяетъ приветливость, если, къ несчастiю, мы лишены этого достоинства.

Вежливость – ни качество, ни добродетель, – это свойство, которому мы научаемся и которому должны научить нашихъ детей, такъ же какъ научаемся правильно говорить и одеваться со вкусомъ. Не есть ли вежливость форма, въ которую мы облекаемъ наши поступки?

Существуетъ врожденная вежливость сердца, которой нельзя научиться, но, повторяемъ, мы обращаемся не къ избраннымъ натурамъ, ненуждающимся въ руководителе, а къ обыкновеннымъ смертнымъ, обладающимъ человеческими слабостями, какъ равнодушiе, легкомыслiе и т.д.

Вежливость относительно нисшихъ есть признакъ действительнаго превосходства и лучшiй способъ заставить и ихъ быть вежливыми.

Вежливостъ почерпаетъ правила изъ светскихъ обычаевъ.

Ее нужно внушать ребенку съ самаго нежнаго возраста для того, чтобы позже она не сделалась лицемерной; преувеличенная вежливость можетъ стать оскорбленiемъ для того, къ кому она относится, и низостью со стороны оказывающаго ее. Все неискреннее неестественно и более или менее преувеличено.