КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Громыко Ю.В. Российская система образования сегодня: Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология
Id: 243315
 
499 руб. Бестселлер!

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ: Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. №30
Российская система образования сегодня: Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология

URSS. 2019. 368 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-6021-5.

Впервые в отечественной литературе предложен взгляд на образование как на политическую технологию. Такой подход позволил переосмыслить опыт советского и постсоветского образования, выработать отношение к образованию как ключевой сфере организации прорыва России в будущее.

Автор показывает огромный потенциал российского образования и возможности российских научно-образовательных школ, которые могут обеспечить ключевые позиции в продвижении мировой практики развития образования.

Сегодняшнее положение дел в российском образовании выглядит угрожающе. В России почти 30 лет идут реформы образования по лекалам и меркам западных подходов. В результате российское образование как социальная технология формирования справедливого и жизнеспособного общества перестает существовать. Образование может окончательно отказаться от функций воспитания и развития познавательных интересов всего подрастающего поколения.

Предлагаемое в книге понимание механизмов развития национальных образовательных систем позволяет автору считать, что российское образование еще не закончилось и у него может быть великое будущее. Это зависит от нашего самоопределения.


Содержание
Предисловие. Ключи от будущего (Г. Г. Малинецкий)
 1. По направлению к прорыву
 2. Образование и идеология
 3. Образование и наука
 4. Образовательный вызов
 5. Индикатор перемен
Введение. Российское образование как политическая технология
Глава 1. Политическая антропология рывка
 1.1.Поколенческий цикл передачи по наследству власти и богатства в отношении к образованию
 1.2.Противоречие между мобилизацией для рывка и формированием сословного общества в России
 1.3.Четыре позиции, определяющие разные подходы к российскому образованию
Глава 2. Политическая антропология рывка -- новый элементарный взгляд на систему образования
 2.1.Образование -- это технология, формирующая атмосферу прорыва и нацеленность на рывок
 2.2.Образование как сфера услуг угробит прорыв и рывок
 2.3.Образование -- технология синхронизации понимания проблем лидером и всеми общественными группами
 2.4.Разделение на массовое образование "для бедных" и элитарное "для богатых" -- путь к разрушению единства общества
 2.5.Освоение теоретического мышления и проектного действия всем населением страны
Глава 3. Образование -- служанка абстрактного экономизма или технология формирования российской цивилизационной мечты?
 3.1.Прорыв на основе образования и восстановление суверенитета нации
 3.2.Идолы сознания и развитие образования
 3.3.Образование как средство общественного развития и подготовки "умного" рывка
 3.4.Социальный капитал versus абстрактный еловеческий капитал
 3.5.Мрачная перспектива сословно-стратового общества
 3.6.Образование как основа формирования новых форм коллективности и солидарности
 3.7.Интеграция проектного, предметно-академического и метапредметного образования -- условие формирования новой образовательной платформы
 3.8.Единое образовательное пространство
 3.9.О формировании Школы управления развитием вместо Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
 3.10.Новая Миродидактика России на евразийском пространстве
 3.11.Школа, которая "должна учить мыслить" как расширяющаяся Вселенная.
Глава 4. Московское образование: можно ли сформировать в Москве модель общенародной школы будущего для всей России?
 4.1.Одиозные реформы образования дошли до Москвы
 4.2.Укрупнение школ как способ упрощения образовательной среды
 4.3.Электронный административный контроль вместо методической поддержки
 4.4.Финансирование ученика вместо финансирования образовательной деятельности
 4.5.Эпистемическое или бюрократическое насилие?
 4.6.Электронизация образования как тип бюрократического идиотизма. Все ли есть в Интернете?
 4.7.Как связать образовательные проекты с освоением содержания академических предметов? Метакогнитивные технологии
 4.8.Общественный договор в образовании как политическая технология
 4.9.Выводы: в Москве не создается модель общенародной общероссийской школы
Глава 5. Восстановление суверенности российского образования -- ключ к повышению обороноспособности и условие продвижения к самодеятельной субъектной политике страны
Глава 6. Гонка и борьба за школу будущего во всем мире. Российский институт образования будущего
А. Платформы школы будущего
 6.1.Школа будущего -- центр скоординированного общественного и личностного развития
 6.2.Лаборатория школы будущего в Китае и организация ее пространства
 6.3.Европейский проект "Сетевая лаборатория «Будущее классной комнаты"
 6.4.Финская модель школы будущего
 6.5.Метапредметы в школе будущего, пространство школы будущего и эпистемотека
 6.6.Школа будущего как актив
Б. Китайская программа развития столичного образования и возможности Москвы. Связь сферы образования с экономикой города
 6.7.Материалы программы и ее анализ
 6.8.Инновационно-производственный кластер в Москве и развитие образования
 6.9.Характеристики перспективных профессий в Москве
 6.10.Перспективные профессии и создание инфраструктуры нового поколения в Москве
Глава 7. Национальный институт образования при переходе от советской школы к российской школе. Развал российского образования до закона об образовании и ЕГЭ
 7.1.Национален ли национальный институт образования?
 7.2.Непреходящий смысл советской школы
  7.2.1.Мы все вышли из советской школы...
  7.2.2.Причины кризиса советской школы в 70--80-е годы
  7.2.3.Кризис разнообразия в результате потери инварианта
 7.3.Основные субъекты образовательной политики и изменения в российском образовании
 7.4.Так что же такое советская школа с точки зрения технологии?
Глава 8. Деградация российского образования на основе ЕГЭ и закона об образовании
 8.1.Российское образование не суверенно
 8.2.Раскручивающаяся спираль интеллектуально-духовной деградации и как ее остановить
 8.3.Нерешаемые проблемы воспитания и воспитательных результатов образования
Глава 9. Стратегический шаг развития российского человека в условиях интеллектуально-волевой деградации массового человека. Формирование Мирового Человека знания
Глава 10. Предложения о мерах по формированию российской идентичности как основе новых практик воспитания
 10.1.Методологические пояснения и постановка проблемы
 10.2.Концептуальные подходы к государственной политике и системе мер по формированию российской (в том числе гражданской) идентичности как важнейшая основа формирования современных практик воспитания
 10.3.Общие меры по формированию российской идентичности
Глава 11. Образование как интегральная технология общественного воспроизводства
Глава 12. Развитие высшего образования и формирование университета нового поколения
 12.1.Концепт развития университета будущего на основе стратегического планирования: постановка проблемы
 12.1.1.Требование рывка и университетское сообщество
 12.1.2.Университетское пространство создаваемых решений под ключ
 12.1.3.Университет и цифровая трансформация
 12.1.4.Университет и проектный офис для ЛПР разного уровня
 12.2.К созданию русского университета нового поколения. Образование в системе полномасштабных производительных сил общества
 12.2.1.Образование и полномасштабные производительные силы развития страны
 12.2.2.Развал профессионального образования в результате реформ
 12.2.3.Место университета нового поколения в системе профессионального образования
 12.2.4.Таксономия целей высшего образования и модель университета
 12.2.5.Кризис современного "предпринимательского" университета, где не учат предпринимательству
 12.2.6.Элементы институциональной модели университета нового поколения
 12.2.7.Критерии рейтингования вузов для формирования университета нового типа
 12.2.8.Содержание и качество высшего образования
 12.2.9.Высшее образование должно быть фундаментальным, избыточным, но востребованным
 12.2.10.России нужна новая модель университетского образования
 12.2.11.Неизбежность продвижения России к всеобщему высшему образованию. Расширение форм, условий и принципов высшего образования
Заключение. К конституированию другого типа личности и общественных взаимодействий средствами образования. Российская Миродидактика и Глобальный знаниевый проект
 1. Нам необходима концепция развития общества средствами образования. Постановка проблемы
 2. К проекту формирования другого типа личности и общественных взаимодействий средствами образования
 3. Миродидактика как форма реализации Глобального знаниевого проекта
 4. Выводы
Литература

Об авторе
Громыко Юрий Вячеславович
Доктор психологических наук, профессор, директор АНО "Институт опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса". Разработчик концепции и конкретных образцов метапредметов в среднем образовании, проектного подхода в образовании, проекта "Транс-Евразийский пояс Razvitie". Приглашенный профессор Манчестерского университета, Тамканского университета (Тайвань).

Опубликовал около 30 монографий и более 200 статей по проблемам методологии развития, образовательной политики, инновационной политики и политической антропологии, экономики развития, по вопросам глобальной безопасности и проблемам стратегии развития страны, модернизации институтов образования в различных научных и общественно-политических журналах, в том числе за рубежом (Германия, США, Польша, Голландия). В 2015 г. глава, написанная Ю. В. Громыко, "Beyond the BRICS: new patterns of development cooperation in the Transeurasian corridor", была опубликована в международной монографии "Handbook of the International Political Economy of Production" (edited by Kees van der Pijel).

Реализованные Ю. В. Громыко научно-исследовательские и практические проекты отмечены правительством РФ: в 2002 г. за подготовку оценочного доклада ЮНЕСКО "Образование в Чеченской республике: состояние, проблемы перспективы восстановления и развития" он был удостоен Почетной грамоты Министерства образования Российской Федерации; в 2006 г. стал лауреатом премии Правительства РФ в области образования за разработку и научное руководство программой "Единое воспитательное пространство — социальная инфраструктура детства", реализованной в Западном округе Москвы. В 2009 г. получил первую премию на всероссийском конкурсе интеллектуальных проектов "Держава", организованном фондом "Русский мир", фондом "Единство во имя России" и Общественной палатой РФ, за доклад по теме "Метапромышленность как основа национальной стратегии экономического развития".

Коллектив разработчиков, возглавляемый Ю.В.Громыко, создал образовательную технологию — Школу генеральных конструкторов, положенную в основу работы проектно-инженерного направления «Сириус» и целого ряда других образовательных центров, летних школ, форумов, обучающих семинаров, проводимых в разных регионах России.