КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Журавлев И.В. Как доказать, что мы не в матрице?: Сознание, коммуникация и психические расстройства
Id: 243283
 
245 руб. Новинка недели! Бестселлер!

Как доказать, что мы не в матрице?: Сознание, коммуникация и психические расстройства. Изд.стереотип.

URSS. 2019. 148 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-5851-9.

В книге обсуждается самый интересный из всех когда-либо поднимавшихся человеком вопросов --- вопрос о реальности, в которой живет человек, о ее объективности и познаваемости. Как доказать, что мир, который мы видим вокруг себя, не является наваждением, сном, матрицей? Отвечая на этот вопрос, автор знакомит читателя с фундаментальными понятиями и проблемами классической и современной теории познания. В работе используется материал разных наук, и в том числе --- учения о душевных болезнях. Автор демонстрирует, что решить проблему матрицы можно только обратившись к истории сознания --- истории, свидетельствующей о том, что сущность человека заключается в его способности общаться с другими людьми.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся философией, психологией, психопатологией, психолингвистикой, проблемами человеческого общения.


Анонс

"Так можно ли все-таки доказать, что мы не в матрице?" -- спросили однажды мои студенты. К этому времени я уже достаточно подробно рассказал им о свойствах человеческого восприятия и сознания, о проблеме психологической реальности и о том, как происходит "опредмечивание" мира, так что, казалось бы, ответить на этот вопрос и не быть непонятым не составило бы мне никакого труда... Но все оказалось сложнее: даже объяснив моим слушателям, как эту проблему решали великие философы прошлого, я так и не увидел во многих устремленных на меня глазах понимания...

Вот поэтому мне и пришла в голову идея написать о проблеме матрицы книгу, причем такую, в которой будет меньше ответов, чем вопросов -- специально для того, чтобы читатель стремился мыслить сам, а не узнавать мысли автора. Пришлось ограничиться этой книгой-беседой, и сколь бы такой виртуальный диалог ни отличался от диалога реального, я все же льщу себе надеждой, что диалог этот состоится и будет множиться в сотнях разных мест, в сотнях человеческих мирков-мирозданий, и что каждый читатель найдет при этом для себя то, что он давно искал и, как это ни парадоксально прозвучит, что у него и так уже было.


Автор: ...Теперь ты, я думаю, понимаешь, что, посвятив свою книгу автору "Апгрейда обезьяны", я посвятил ее совсем не Александру Никонову?

Читатель: Кому же? Или чему? Постой-постой... Предметной деятельности? Абсолютному духу, который сам себя разворачивает? Мировому порядку? Или Богу...

Автор: Выбирай сам.


Оглавление
Предисловие
I. Три диалога о сознании
 Предварительные замечания
 Первый диалог. Психофизическая проблема
 Второй диалог. Антропный принцип
 Третий диалог. Путь к объективности
II. Психотический мир
 Предварительные замечания
 Проблема одержимости
 Отношения "субъект -- объект" и закон синтеза
 Отношения "Я -- другой" и закон диалога
 Какое отношение всё это имеет к проблеме матрицы?
III. Быть человеком -- значит обретать себя в других
 Предварительные замечания
 Движение вокруг вещи
 Отношения "субъект -- объект" и семиотический механизм
 Появление идеального объекта и отношения "индивидуальное -- общественное"
 Деятельность или общение?
 Проблема социальности: откуда взялся другой?
 Люди и манекены
 "Провал" проекта автокоммуникации
 Коммуникация и непрерывность
 Проблема активности
 Психическое расстройство как "отказ" от коммуникации
 В поисках утраченного
Вместо заключения: На мир нельзя посмотреть пустыми глазами
Список литературы

Предисловие
Не быть в состоянии представлять себе разум иначе, чем акциденцией индивида, -- значит вообще не представлять себе его.
Иоганн Фихте
Ищите сознание человека здесь, в предметном мире!
А.Н.Леонтьев
...обратим внимание на следующий весьма характерный и не только странностями времени объяснимый вопрос, который постоянно мучил Декарта и от которого он освобождался: не являются ли наши мысли продуктом чьего-то наваждения? Не водит ли нас злой гений? Ведь нужно доказать, что такого злого гения нет.
Мераб Мамардашвили
Скажите пожалуйста, что реально, а что нереально?
Из письма душевнобольной

Автору "Апгрейда обезьяны" посвящается...

"Так можно ли все-таки доказать, что мы не в матрице?" -- спросили однажды мои студенты, когда я говорил им о расстройствах восприятия и, в частности, о таких случаях, когда галлюцинаторная реальность полностью вытесняет реальность объективную. К этому времени я уже достаточно подробно рассказал им о свойствах человеческого восприятия и сознания, о проблеме психологической реальности и о том, как происходит "опредмечивание" мира, так что, казалось бы, ответить на этот вопрос и не быть непонятым не составило бы мне никакого труда -- к тому же если учесть, что я действительно знаю на него ответ. Но все оказалось сложнее: даже рассказав моим слушателям, как эту проблему решали Платон, Декарт, Кант, Гуссерль и другие философы (так подробно, как это было позволительно сделать на четырехчасовой лекции), я так и не увидел во многих устремленных на меня глазах понимания. В конце концов мои студенты доверчиво записали у себя в тетрадках примерно следующее: "Проблема объективности мира (проблема матрицы) неразрывно связана с проблемой интерсубъективности (проблемой чужого сознания). Решить вторую -- значит решить и первую. Сознание других людей никогда нам непосредственно не дано (в чужую голову не влезешь), однако если бы мы всерьез подумали, что вокруг нас не люди, а автоматы, то этим актом уничтожили бы самих себя. Наша организация такова, что мы не можем не наделять сознанием других людей -- если, конечно, мы не больны шизофренией. Если бы законы сознания не были объективными, то сознанию просто неоткуда было бы взяться. Мы встречаемся друг с другом в предметах нашего сознания, причем предметы эти и суть не что иное, как окружающие нас вещи объективного мира".

Но и эта формулировка может (и могла) быть понята только теми, кто сам обдумывал указанные проблемы и пришел к ней (или, может быть, к формулировкам полностью противоположным) самостоятельно. Пониманию нельзя научить, а если бы даже моя задача заключалась в том, чтобы просто его показать, то для этого потребовалось бы "раскалывать" университет на новые спецкурсы. Вот поэтому мне и пришла в голову идея написать о проблеме матрицы книгу, причем такую, в которой будет меньше ответов, чем вопросов -- специально для того, чтобы читатель стремился в первую очередь мыслить сам, а не узнавать готовые мысли автора. Пришлось ограничиться этой книгой-беседой, и сколь бы такой виртуальный диалог ни отличался от диалога реального, я все же льщу себе надеждой, что диалог этот состоится и будет множиться в сотнях разных мест, в сотнях человеческих мирков-мирозданий, и что каждый читатель найдет при этом для себя то, что он давно искал и, как ни парадоксально это прозвучит, что у него и так уже было.

Я думаю, сказанных слов вполне достаточно, чтобы предупредить возможное понимание книги как учебного пособия по философии, психологии или же психопатологии: по-моему, она вполне заслуживает того, чтобы не быть ни первым, ни вторым, ни третьим.


Об авторе
Журавлев Игнатий Владимирович
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Отдела психолингвистики Института языкознания РАН, доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ), практикующий психотерапевт. В 2002–2014 гг. читал поточный курс психиатрии на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор более 100 научных публикаций, включая книги «Как доказать, что мы не в матрице? Сознание, коммуникация и психические расстройства» (М.: URSS), «Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности» (М.: URSS), «Психология и психопатология восприятия: Пролегомены к теории „зонда“» (М.: URSS), «Сознание и миф: Что мы делаем, чтобы быть сознательными существами» (М.: URSS), «Психология за минуту».