URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Плевако Н.С., Чернышева О.В. Можно ли стать шведом? Политика адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции после Второй мировой войны Обложка Плевако Н.С., Чернышева О.В. Можно ли стать шведом? Политика адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции после Второй мировой войны
Id: 242774
684 р.

Можно ли СТАТЬ ШВЕДОМ?
Политика адаптации и ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ в ШВЕЦИИ после Второй мировой войны. Изд. 2, доп..

Можно ли стать шведом? Политика адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции после Второй мировой войны URSS. 2019. 326 с. ISBN 978-5-396-00880-9.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена проблемам интеграции и адаптации иммигрантов в Швеции --- стране с тщательно разработанным иммиграционным законодательством, предоставляющим иммигрантам широкий набор политических прав и социальных гарантий; стране, отличающейся необычайной толерантностью в отношении представителей других культур. Однако адаптация иммигрантов к новым условиям жизни и здесь происходит нелегко, об... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие ко второму изданию
Введение (Н. С. Плевако)
Глава 1 Проблемы иммиграции в научной литературе и публицистике (Н. С. Плевако, О. В. Чернышева)
 § 1.Проблемы миграции и мультикультурализма в современной литературе (Н. С. Плевако)
 § 2.Проблема иммиграции в Швецию в шведской литературе (О. В. Чернышева, при участии Н. С. Плевако)
Глава 2 От моноэтнической страны к мультиэтнической. Формирование иммиграционной политики в Швеции в послевоенный период (Н. С. Плевако)
 § 1.Беженцы военного времени и послевоенная рабочая иммиграция
 § 2.Переход к политике регулируемой иммиграции
 § 3.Практические мероприятия в области иммиграционной политики
 § 4.Изменение характера иммиграции к середине 1970-х гг. Конец рабочей иммиграции и рост числа беженцев в Швецию
 § 5.Новые времена – новые программы
 § 6.Мультикультурализм и шведская идентичность
 § 7.Лозунг сотрудничества и преодоление конфликтов на национальной почве
Глава 3 От иммиграционной политики к политике интеграции иммигрантов в шведское общество. Приход к власти партий Альянса и пересмотр политики по отношению к иммигрантам (Н. С. Плевако)
 § 1.Экономический кризис 1990-х гг. и проблемы иммиграции
 § 2.Политическое участие иммигрантов
 § 3.Переход к политике интеграции
 § 4.Приход буржуазных партий к власти в 2006 г. и пересмотр ими политики по отношению к иммигрантам
Глава 4 Встреча культур и трудности адаптации (О. В. Чернышева)
 § 1.Взаимные представления и взаимоотношения шведов и иммигрантов
 § 2.Трудности адаптации
 § 3.Сегрегация
 § 4.Проблема второго поколения
 § 5.Ощущение несправедливости
 § 6.Причины невозвращения на родину
Глава 5 Мусульмане в Швеции (О. В. Чернышева)
 § 1.Права мусульман в Швеции
 § 2.Мечети в христианской стране
 § 3.Школа и столкновение культурных традиций
 § 4.Ассимиляция или сохранение собственной идентичности
 § 5.Проблемы мусульманской семьи в Швеции
 § 6.Отношение шведов к мусульманам
 § 7.Мусульмане в общественной и политической жизни Швеции
 § 8.Обоюдное воздействие на сознание мусульман и шведов
Глава 6 Новая роль церкви в мультикультурной Швеции (О. В. Чернышева)
 § 1.Нелегальные беженцы
 § 2.Дети без родителей
 § 3."Апатичные дети"
 § 4.Межцерковный диалог
  Некоторые последствия иммиграции
Заключение (Н. С. Плевако)
Библиография

Введение
top

Люди извечно передвигались по планете, но в некоторые периоды истории их перемещение становилось особенно интенсивным. Они снимались с обжитых мест в поисках лучшей жизни на новых землях. Подобные процессы были связаны с самыми разнообразными явлениями: природными катаклизмами, развитием разделения труда, нашествием вражеских племен, открытием новых земель, войнами, переделом территорий, преследованиями на религиозной или этнической почве. Вторая половина ХХ и начало XXI века стали временем интенсивной миграции, которую подчас сравнивают с Великим переселением народов на заре первого тысячелетия новой эры. Причины, побуждавшие и побуждающие людей к передвижению в наше время, были различны: сначала самая кровавая и страшная война в истории человечества, потом разруха в европейских странах, позже гражданские войны в молодых государствах. Так, поток беженцев сменяется рабочей иммиграцией, география которой постепенно расширяется за счет стран за пределами Европы. В дальнейшем в Европу вновь стекаются беженцы.

Эти процессы развивались на фоне усиливающейся глобализации, для которой характерны существенные сдвиги в мировой экономике и отношениях между странами, повлекшие в свою очередь либерализацию условий трансграничных перемещений товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Увеличение разрыва в уровне благосостояния между богатыми и бедными странами также провоцировало иммиграцию в страны "золотого миллиарда". К этому надо прибавить и внешнеполитические катаклизмы, которыми был богат этот период мировой истории: межнациональные конфликты на постсоветском пространстве и на Балканах, войны в Африке и Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке. В развитые страны Запада вновь стекаются люди, ищущие убежища от экономического и социального неблагополучия, войн, голода, этнических столкновений и чисток, от политических гонений. Кому-то удается получить разрешение на выезд, и за ними стоят международные организации, берущие на себя ответственность за устройство на новых землях. Другие пересекают границу нелегально, на свой страх и риск, что чревато либо бесправным, полуподпольным существованием на новых землях, либо, при обнаружении миграционными властями, немедленной высылкой на родину. По данным ООН, за последние 50 лет общее число мигрантов в мире удвоилось и сейчас составляет более 200 млн человек – цифра огромная, особенно если учитывать, что процесс этот только нарастает.

За достаточно короткое время, прошедшее после Второй мировой войны, Европа превращается из континента эмигрантов, осваивавших новые неизведанные земли Северной и Южной Америки, Австралии и Океании, в континент, принимающий мигрантов из разных стран. Причем если "исход" из Европы длился несколько столетий, оставляя этническую картину практически неизменной, то иммиграция в послевоенный период в европейские страны за несколько десятилетий существенным образом отразилась на их национальном составе. Иммиграция в западноевропейские страны ныне превышает иммиграцию в США, Канаду и Австралию вместе взятые.

Но и среди европейцев есть свои "лидеры". Немногие страны обладают столь высоким процентом иммигрантов, как Швеция. Здесь около 20 % населения имеют так называемые иностранные корни. Таких людей оказывается очень много, если учесть при этом малочисленность населения страны, его традиционную гомогенность, связанную в немалой степени с отсутствием колоний в прошлом. Иммиграция росла стремительно, поскольку сама политика по отношению к иммигрантам складывалась по либеральному сценарию. Во многих странах Европы иммиграция высока – к ним относятся Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург, Бельгия, но, как правило, в этих странах предоставление гражданства носит ограничительный характер. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), иммигрантов – 7,8 %. В соседних Норвегии и Дании – примерно 7 % родившихся за границей, и это объясняется значительно более строгим характером, например, датской (в сравнении с шведской) иммиграционной политики. В Финляндии иммиграция совсем невысока: за границей родилось примерно 2–3 % населения.

Иммиграция оказывает значительное влияние не только на мигрантов, но и на страны, их принимающие, на их культурные традиции, национальную идентичность, общественные и политические институты. Население большинства стран Европы становится все более многоликим, общество превращается в мультиэтнический конгломерат, объединяющий людей различных национальных культур. Но разнообразие культур в исторически сложившихся национальных государствах не только обогащает культуру принимающей стороны, но и привносит новые и достаточно острые экономические и социальные противоречия, которые оказывают деформирующее воздействие на сложившийся уклад жизни, порождают новые социальные столкновения, вспышки этнической вражды.

Наиболее сложной для Швеции остается проблема практического применения теории мультикультурализма, проблема разрешения противоречия между сохраняющимися представлениями об ассимиляции иммигрантов при распространении на возникшие культурно-этнические меньшинства всеохватывающих принципов гражданского общества и возможностями сохранения самобытности и цельности этих меньшинств. В этом смысле шведский опыт перерастает национальные рамки и приобретает важнейшее значение для всего мира, в первую очередь для той его части, которая сталкивается с проблемами значительных и все усиливающихся иммиграционных процессов, с проблемами порогов адаптации иммигрантов к устоявшейся веками европейской среде.

Швеция, являющаяся высокоразвитой страной с отлаженной системой регулирования общественных отношений, привлекает к себе внимание людей, которые ищут новые места обитания в надежде обрести мир, работу и социальный комфорт. Иммиграционная политика, постепенно вырабатывавшаяся шведскими правительствами, предполагает распространение принципов социальной политики и политики рынка труда на иммигрантов. Помимо этого здесь, как, впрочем, в большей или меньшей степени в других странах Европы, государство берет на себя огромные затраты на обустройство приезжающих, выплату им пособий, обучение, т. е. на поддержание их статуса на приемлемом уровне. Особенно затратной стала иммиграционная политика, когда в страну вместо рабочей иммиграции хлынула волна беженцев. Их трудоустройство затруднено, а в казну в связи с этим не поступают подоходные налоги, тогда как на социальные пособия тратятся огромные суммы. Нагрузка на трудоспособное население возрастает, что вызывает недовольство коренных жителей страны.

Общепризнано, что в Швеции политика по отношению к иммигрантам отличается особым гуманизмом и толерантностью. Неслучайно здесь столь высоко число приезжих и иностранных граждан, получивших шведское гражданство. Вместе с тем признан и доказан и другой факт – в Швеции, наряду с такими странами, как Франция, Бельгия, Дания, Нидерланды, интеграция иммигрантов встречает значительное сопротивление. Налицо, казалось бы, странное и трудноразрешимое противоречие. С одной стороны, гуманность политиков и проводимого ими курса, с другой – молчаливое неприятие вновь прибывших частью коренных жителей или, по крайней мере, трудности в понимании, общении, совместной жизни с новыми насельниками северной страны.

Что берет верх? Законы мирового развития, политические, демографические, социальные факторы, способствовавшие миграции населения, быстро текущие процессы глобализации, которая как волна накрыла самые отдаленные уголки земного шара, заставив сдвинуться с места и искать лучшей доли в чужих краях огромные массы людей? Или вполне понятное стремление к сохранению ценностей, стереотипов, культуры национального государства, которое создавалось веками и так стремительно меняется на глазах его коренных жителей? Как примирить эти факторы? Иммиграционная политика, как одна из важнейших составляющих общей политики государства, не существует самостоятельно и связана с экономической, социальной, демографической, культурной политикой страны. Кроме того, она зависит от исторического развития, сложившейся политической культуры страны, менталитета, поведенческих стереотипов людей, являясь лишь одной из областей, где преломляются данные характеристики.

Одним из важнейших моментов, определяющих характер и особенности иммиграционной политики в Швеции, является длительное пребывание у власти в стране в ХХ веке социал-демократической партии, пытавшейся на практике осуществить идею третьего пути и показать всему миру его преимущества. Это способствовало тому, что Швеция в ХХ веке становится неким примером, образцом для подражания для стран третьего мира и привлекательным объектом для иммиграции. В области внешней политики эта северная страна не первый десяток лет выполняет некую морализаторскую функцию, защищая и поддерживая национально-освободительные движения, осуждая диктаторские режимы, материально помогая развивающимся странам. Была поставлена, а вскоре и осуществлена цель – ежегодно выделять 1 % от ВНП на помощь странам третьего мира. Опираясь на политику нейтралитета, Швеция активно действует на международной арене, особенно много внимания уделяя борьбе за права человека, проблемам демократии, заявляя об ответственности своей страны за борьбу с нищетой, несправедливостями, существующими в мире, и стремясь искоренить их в собственной стране. Особенно активной была внешняя политика страны, осуществлявшаяся социал-демократическим правительством У. Пальме, при котором Швеция, во многом благодаря своей активности на международной арене, привлечению внимания к ценностям демократии и борьбе за ее утверждение, перестала восприниматься в мире как малая страна. Принципы, отстаиваемые на международной арене, способствовали популярности и привлекательности страны для мигрантов, ищущих стабильную правовую базу и справедливое к себе отношение.

Немаловажным фактором, определяющим своеобразие шведской иммиграционной политики, является сильное, связанное с социал-демократической партией профсоюзное движение, выстраивающее трудовые отношения в стране и умело защищающее интересы трудящихся. Борьба за экономические интересы наемных работников, увенчавшаяся достижением высоких показателей в обеспечении материального благополучия и социального статуса людей труда, привела к исчезновению в стране бедности и вопиющего неравенства, характерного для Швеции еще в 1930-е гг. Появление на рабочем рынке иммигрантов поставило перед профсоюзами новые задачи: распространение принципов трудовых отношений, характерных для шведского рынка труда, на вновь прибывающую рабочую силу, борьба с неравенством в оплате труда коренного населения и иммигрантов. В профсоюзном движении опасались, что в противном случае это могло бы иметь далеко идущие последствия, выражающиеся в возникновении "новой бедности" среди различных групп населения, противоречий между различными отрядами рабочего класса и возможных трудностей при трудоустройстве собственно шведов. После вступления Швеции в ЕС в 1995 г., расширения рамок Евросоюза и усиления интеграционных процессов в Европе, профсоюзам все труднее отстаивать правила игры, выработанные в национальном государстве. Они подчас вынуждены подчиняться нормам, выработанным в Евросоюзе, чью политику определяют партии несоциалистической ориентации.

Естественно, что иммиграционная политика, выработанная при социал-демократах, не была избавлена от изъянов, искоренить которые взялось пришедшее к власти в 2006 г. буржуазное правительство. Активную критику вызывало иждивенчество некоторых групп иммигрантов, вызванное щедрыми государственными пособиями и льготами при оплате услуг. Политики буржуазного "Альянса" считали, что надо стимулировать рабочую иммиграцию, уменьшить бюрократическую волокиту, свойственную приему беженцев, побудить их к поиску работы.

Иммиграционная политика Швеции определяется и чертами, характерными для политической культуры страны. Она выражается в поисках взаимоприемлемых, исключающих вероятные конфликты решений, выработка которых возможна при привлечении максимально большого числа заинтересованных в них политических организаций, гражданского общества, включая и иммигрантские объединения.

Две составляющие так называемой шведской модели социально-экономического развития, а именно: корпоративные методы управления и принципы политики благосостояния, важнейшим из которых является универсальность при предоставлении благ населению, стали определяющими и при выработке принципов политики по отношению к иммигрантам. Им ранее, чем в большинстве других стран, были предоставлены политические права (участие в коммунальных выборах) и социальные права, формально не отличающиеся от прав шведских граждан. До определенного момента действенность этих принципов была очевидной. Но сама жизнь постоянно ставит новые проблемы. Изменение состава мигрантов, экономический кризис 1990-х гг., резкий рост безработицы поставили перед политиками новые задачи, требовавшие пересмотра некоторых основ иммиграционной политики.

Нельзя забывать и тот факт, что от иммиграции зависит будущее благосостояние развитых стран Запада, и в частности Швеции. Нынешняя неблагоприятная демографическая обстановка в Европе в будущем повлечет за собой ощутимые экономические проблемы: нехватку рабочих рук, особенно в общественном секторе, в рамках которого функционирует медицинское обслуживание, сфера образования и другие социальные услуги. За десятилетие, прошедшее с 1990 по 2000 гг., 89 % прироста населения в Европе происходило за счет иммигрантского населения. Это понимает коренное население страны, и потому увеличение рабочей иммиграции в последние годы не вызывает активного сопротивления.

"Можно ли стать шведом?" – называется эта книга, ведь покинув родину и приехав по собственному желанию или вынужденно в эту скандинавскую страну, человек не становится автоматически шведом, часто он не чувствует себя им и получив шведское гражданство. Даже родившиеся на новом месте дети не всегда ощущают себя полноправными шведами. Особенно это свойственно для неевропейских иммигрантов, прежде всего мусульман. "Ты можешь когда-либо чувствовать себя шведом, человеком из шведского общества?" – задает вопрос Уве Сернхеде, исследователь иммиграционной политики, особенно иммигрантской молодежи, из Гетеборгского университета. "Нет, нет. Даже если в паспорте значится, что я шведский гражданин... Здесь, в Швеции, учат, что каждый человек в равной степени ценен. Они говорят так, но на самом деле это не так", – с горечью отвечает молодой человек африканского происхождения. Одной из важнейших задач, по мнению шведских политиков, является противодействие распространению ксенофобии и расизма, существовавшей и подчас еще бытующей предубежденности против представителей другой культуры. Особенное внимание правительства при этом обращено на молодое поколение, воспитание в нем терпимости к людям других национальностей.

Однако, несмотря на значительные усилия со стороны политиков, в Швеции существует такая проблема, как дискриминация по национальному признаку. Особенно заметно она проявляется на рынке труда. Работодатель, как правило, отдает предпочтение коренным шведам, отказывая выходцам из неевропейских стран, даже с высокой профессиональной квалификацией.

Особенно интересно в связи с этим рассмотрение взаимоотношений христианской церкви с мусульманством. Терпимость по отношению к другой религии, помощь иммигрантам-мусульманам в обустройстве в Швеции влияет на менталитет шведских мусульман, делая их более восприимчивыми к ценностям иной религии и более умеренными в отношении ортодоксии собственной религии. Кроме того, шведская церковь выступает неким посредником между политическими институтами и паствой, элементом гражданского общества, выполняющего как функции воспитателя, так и активного субъекта политики. Область иммиграционной политики – одна из важнейших составляющих работы церкви с паствой, где роль церкви, несомненно, очень велика.

Настоящая книга посвящена проблемам адаптации, интеграции многочисленных иммигрантов, прибывающих в страну, их устройству, привыканию к жизни в новых условиях, восприятию коренным населением новых культур, традиций, обычаев. Интеграция предопределяет приспособление друг к другу оказавшихся на одной территории, в одной стране людей различных культур и вероисповеданий, что предполагает как "воспитание" в духе исторически сложившихся традиций прибывающих в страну иммигрантов, так и коренного населения, вынужденного приспосабливаться и воспринимать элементы новых культур. Исходя из этих посылок и определялось содержание книги: с одной стороны, в ней рассматривается история иммиграционной политики, изменения и повороты в ней, начиная с первых послевоенных лет до наших дней. С другой, – это исследование такой субстанции, как ментальность коренной нации, и того, какое влияние оказывает на нее иммиграция. Специально уделяется внимание взаимодействию, столкновению различных культур на шведском пространстве, взаимному восприятию шведов и иммигрантов, трудностям адаптации приехавших в страну людей и причинам этих трудностей. Помимо этого, авторы попытались проследить и обратную связь: каким образом пребывание в новой политической, социальной и культурной среде воздействует на прибывающих иммигрантов, что воспринимается ими как положительное явление, а что вызывает острое неприятие и непонимание.

Рассмотрение иммиграционной политики одной из стран Западной Европы представляется крайне актуальной задачей, ибо миграция населения становится одним из важнейших факторов экономического и социального развития мира в эпоху глобализации, затрагивающей национальные сообщества. Пространство бывшего Советского Союза – регион, где процессы миграции населения проявляются особенно заметно. Понимание того, что развитие этих процессов на стихийной основе чревато непредсказуемыми последствиями, заставляет политиков и ученых заняться изучением и использованием опыта других стран в данной сфере. Опыт Швеции особенно интересен в плане воспитания толерантности населения, выработки политики, направленной на борьбу с проявлением ксенофобии и всякого рода расистских настроений, формирования активной позиции власти в отношении иммигрантов. Результаты исследования могут иметь практическое значение для российских миграционных служб в условиях роста иммиграции в Россию, необходимости интеграции мигрантов, предотвращения межэтнических конфликтов и борьбы с ксенофобией.

Поскольку проблема иммиграции занимает сейчас одно из центральных мест в обществоведческих исследованиях, исполнители проекта ставили своей задачей максимально полное ознакомление с существующей литературой по данному вопросу, относящейся к Швеции, изучение основных источников по проблеме иммиграции в эту страну. Помимо официальных материалов, публикуемых в сборниках, издаваемых государственными комиссиями, занимавшимися проблемами иммиграции и представляющими огромный интерес для исследователей, богатейший материал представляют произведения, в том числе и беллетристического жанра, написанные самими иммигрантами. В российских исследованиях проблемы эти источники ранее не рассматривались.

В книге впервые в отечественной литературе рассмотрены практические аспекты иммиграционной политики в Швеции, интеграции и адаптации иммигрантов в повседневной шведской жизни, показаны трудности такого рода процессов, препятствия, с которыми сталкивается как коренное население, так и иммигранты. Авторами проведен конкретный анализ иммиграционной политики в Швеции на протяжении нескольких десятилетий, изменений в ней, вызванных рядом причин экономического и политического характера, выявлены тенденции их вероятного развития в будущем. Теоретическое значение работы заключается в первую очередь в разработке некоторых вопросов теории мультикультурализма, связанных с влиянием субъективных факторов (правительственная политика, деятельность общественных организаций, церкви и т. д.) на систему взаимодействующих этнокультурных структур. Авторы пытались построить работу так, чтобы ее материал легко воспринимался, поэтому книга наполнена наглядными примерами из шведской действительности. Этим целям служит и архитектоника работы: главы, где рассматривается политическая практика выработки основ иммиграционной политики, дополняются главами, повествующими о трудностях адаптации, привыкании к новым культурным и бытовым реалиям, о взаимовлиянии культур различных типов, что во многом предопределяет и будущее страны.

***

Авторы книги приносят глубокую благодарность историку, профессору Высшей школы Сёдерторна Хелен Карлбек, а также историку, почетному профессору той же школы Альфу В. Юханссону за помощь в издании книги.


Об авторах
top
photoПлевако Наталия Сергеевна
Руководитель Центра Северной Европы, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, автор многих публикаций (в том числе монографий) по проблемам социальной политики Швеции и истории шведской социал-демократии, редактор коллективных трудов, переводчик, в течение многих лет читавшая курс новейшей истории Швеции в Российском государственном гуманитарном университете.
photoЧернышева Ольга Васильевна
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник-консультант Института всеобщей истории РАН, автор 7 монографий и множества статей по различным проблемам истории Швеции, редактор ряда коллективных трудов. Область научных интересов — рабочее движение Швеции, история шведской церкви, вопросы шведского менталитета, различные аспекты иммиграционной политики в Швеции.