Предисловие к 1-му изданию |
Предисловие к 9-му изданию |
Предисловие к 13-му изданию |
Предисловие к 16-му изданию |
Введение |
Отдел I. Предварительные понятия |
Трезвучия |
Септаккорды |
Натуральные и искусственные лады. Главные и побочные аккорды |
Трезвучия |
Септаккорды |
Соотношение трезвучий |
4-голосное сложение. Голосоведение |
Удвоение. Тесное и широкое расположение. Мелодическое положение трезвучий |
Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий |
Запрещенные последовательности н ходы |
Отдел II. Гармонизация аккордами в пределах одного строя |
Консонируюшие сочетания. Соединение основн, трезвучий I с IV и I с V ступ, и обратно |
Соединение основн. трезвучий IV п V ступеней |
Соединение секстаккордов с трезвучиями I-IV и I-V ступ. |
Соединение секстаккорда IV ступ, с основн. трезвучием V |
Соединение основн. трезвучия IV ступ, с секстаккордом V |
Соединение двух секстаккордов IV и V ступеней |
Простые полные автентические и плагальные кадансы |
Сложный каданс с последовательностью субдоминанты и доминанты |
Сложный каданс с квартсекстаккордом I ступени |
Проходящий квартсекстаккорд |
Половинный каданс или полукаденс |
Скачки на кварты и квинты в мелодии и средних голосах |
Скачки терцовых тонов в мелодии |
Скачки терцовых тонов в басу |
Секстаккорд уменьшенного трезвучия VII ступ |
Трезвучие и секстаккорд II ступ |
Основное трезвучие VI ступ.; прерванный каданс |
Основное трезвучие III ступ. в мажоре |
Основное трезвучие III натуральной ступени минора. Фригийский каданс 1-го рода |
Основное трезвучие VII натуральной ступ, минора. Фригийский каданс 2-го рода |
Гармонизация хорала (без модуляции) |
Минорное субдоминантовое трезвучие и секстаккорд II ступени гармонического мажорного лада |
Диссонирующие сочетания. Доминант-септаккорд. Основной вид |
Обращения доминант-септаккорда |
Вводные септаккорды VII ступени: малый и уменьшенный . |
Септаккорд II ступ, и его обращения |
Особые формы плагальных кадансов |
Применение септаккордов к гармонизации хорала |
Нонаккорд |
Соотношение всех трезвучий лада. Секвенции кварто-квинтовые |
Соотношение всех септаккордов лада. Секвенция с септаккордами |
Прибавление. Свободное употребление всех ступеней лада |
Отдел III. Модуляция |
Предварительные понятия |
Близкие строи или 1-я степень сродства |
Модуляция без хроматизма |
Модуляция через параллельный строй |
Участие трезвучия IV ст. мелодического минора |
Модуляция непосредственно чрез тоническое трезвучие последующего строя |
Хроматизм и ложные последовательности. Переченье |
Хроматическая модуляция |
Влияние трезвучия IV ст. мелодического минора |
Переходы и отклонения |
Применение модуляции к гармонизации мелодий |
2-я степень сродства. Модуляционные планы |
Модуляция совершенная |
Модуляция несовершенная |
Далекие или отдаленные строи |
Органный пункт |
Прибавление. Верхние и средние выдержанные тоны |
Отдел IV. Мелодическая фигурация |
Проходящие ноты. Общие понятия |
Диатонические проходящие ноты |
Хроматические проходящие ноты. Правописание хроматических гамм |
Простые, двойные и т. п хроматические проходящие ноты |
Вспомогательные или украшающие ноты |
Задержания. Общие положения |
Задержания нисходящие |
Задержания восходящие, двойные и тройные |
Прибавление задержания уменьш. октавы или увелич. примы |
Строгая мелодическая фигурация |
Фигурированный хорал и гармонизация мелодий, содержащих мелодическую фигурацию |
Свободная мелодическая фигурация |
Отдел V. Энгармонизм и внезапная модуляция |
Хроматически-видоизмененные аккорды |
Ложный доминант-септаккорд и ложный уменьш. септаккорд II ступени |
Мажорное трезвучие на пониженной II ступени и доминант-септаккорд с пониженной квинтой |
Аккорды с увеличенной квинтой |
Аккорды с увеличенной секстой |
Средства для энгармонической модуляции |
Энгармонизм аккородов с увелич. секстой |
Энгармонизм уменьшенного септаккорда |
Энгармонизм увеличенного трезвучия |
Ложные последовательности. Общие понятия |
Ложные кадансы |
Ложные последовательности трезвучий |
Ложные последовательности доминант-септаккордов |
Применение ложных последовательностей к внезапной модуляции |
Гармонизация хорала |
Прибавление I. Понятие о гармонической фигурации и фигурации органного пункта |
Прибавление II. Некоторые отступления от строгих правил голосоведения |
Прибавление III. Секвенцеобразное применение ложных последовательностей (наиболее употребительные приемы) |
Образцы. Гармонические вариации |
Свободная модуляционная прелюдия |
Предисловие к 1-му изданию
ПОСВЯЩАЕТСЯ Анатолию Константиновичу ЛЯДОВУ
В большей части существующих учебников гармонии мы
встречаем подробный разбор всевозможных аккордов и их
разрешений, ключ к чтению мало кому нужного в настоящее
время цифрованного баса, старания объяснить всякого рода
гармонические явления, напр., причины, почему запрещаются
параллельные квинты, и т.д., но находим мало или почти
совсем не находим практических указаний и постепенных
педагогических приемов для гармонизации мелодий и хорошего
выбора аккордов. То же можно сказать касательно учения
о модуляции. Учебники, выставляя как модуляционные
средства разные диссонирующие аккорды, обходят главное
основание модуляции-с родство строев и общие
аккорды.) Ознакомившись основательно с таким учебником,
ученик все-таки не знает, как приступить к гармонизации
мелодии, как сочинить прелюдию в несколько тактов
и как применить модуляционные средства. Аккорды, даже
консонирующие, выходят у него дико и нелепо, а модуляции
звучат жестко и неожиданно; он приходит в отчаяние или
приводит в таковое своего экзаменатора от нескладности
и бессвязности своей музыкальной речи.
Хотя я убежден, что учебник мой изобилует многими
недостатками, но тем не менее склонен думать, что мне
удалось изложить приемы гармонизации мелодии и модуляции
довольно полно и притом постепенно, переходя
от простейших средств к более сложным, в чем я обязан дружескому
содействию Анатолия Константиновича Лядова, которому
и посвящаю с благодарностью свой труд.
Составляя это руководство, я старался, во 1-х сделать
его по возможности сжатым; во 2-х, приспособить его к прохождению
курса гармонии сообразно с тем, как это установлено
в настоящее время в С.-Петербургской Консерватории,
придворной Капелле и других музыкальных школах;
в 3-х, приспособить его по мере возможности к самообучению.
Я снабдил его значительным числом гармонических
образцов и задач. Выполнение учеником этих задач должно
итти совместно с составлением подобных же задач или примеров
собственного сочинения.
Я ограничился в моем учебнике изложением четырехголосного
сложения. Паузы, поочередное вступление голосов,
имитации, применение мотивов, различные фигуры аккомпанемента -- я отношу, с одной стороны, к учению о контрапункте,
с другой -- к изучению свободного сочинения и форм
композиции.
Ученик, приступающий к изучению контрапункта и свободного
сочинения, доканчивая курс гармонии, должен быть
в состоянии выполнить следующие задачи:
1) Гармонизировать хоральную мелодию строго аккордами
(образец на стр.80).
2) Гармонизировать хорал с строгою мелодическою фигурацией
в трех нижних голосах, оставляя мелодию неприкосновенною
(образцы на стр.109, 110, 111).
3) Гармонизировать хорал свободно, с значительным
числом диссонирующих аккордов и ложными последовательностями
(образец на стр.135).
4) Гармонизировать мелодию, заключающую в себе свободную
мелодическую фигурацию (образец на стр.114
и 117).
5) Написать модуляционную задачу с постепенными переходами
в аккордах (образец на стр.86).
6) Написать модуляционную прелюдию, по возможности
в трехчастной форме, придавая голосам, в особенности верхнему,
некоторое мелодическое содержание (образец
на стр.141--143).
7) Сделать несколько гармонических вариаций на заданное
простейшее предложение (образец на стр.140).
Сверх того, он должен уметь сыграть на ф-п. всякую
заданную модуляцию, постепенную или внезапную, в аккордах,
а также уметь прелюдировать, преимущественно аккордами
(4-голосно) в любом строе, играть всякие секвенции
и последовательности.
Ученик, проходящий специально теорию композиции
и не слишком отягченный другими музыкальными занятиями,
может пройти этот курс в 8 учебных месяцев. Для прохождения
такого гармонического курса необходимы: знание
элементарной теории, хороший слух, уменье сольфеджировать
и угадывать интервалы и игра на фортепиано. Если
гармония проходится в качестве обязательного (т.е.
музыкального общеобразовательного) предмета,-курс может
быть значительно сокращен.
Для большей дешевизны учебника все задачи для решения
приложены в конце, внутри же учебника указаны
только NN задач; полагаю, что это не представит ни для
кого затруднений.
Н.Римский-Корсаков
С.-Петербург, 1886 г.
Предисловие к 9-му изданию
Настоящий учебник гармонии, начиная с третьего издания,
не подвергался никаким изменениям. Незадолго до кончины
своей Н.А.Римский-Корсаков высказывал мысль
о необходимости некоторых дополнений и пояснений в новом
издании учебника. Поглощенный всецело сочинением, а также
обдумыванием деталей большого руководства к оркестровке,
Николай Андреевич, к сожалению, не успел сам
заняться новой редакцией учебника.
Преподавательская практика в С.-Петербургской Консерватории,
где учебник этот служит основным руководством
в течение многих лет, ныне выяснила приблизительные
размеры и характер необходимых изменений. Поэтому мы
решили, с разрешения Н.Н.Римской-Корсаковой, предпринять
переработку различных отделов учебника с целью,
во-первых, до известной степени пополнить явные пробелы,
встречающиеся в предыдущих изданиях, во вторых -- сделать
некоторые места еще более доступными пониманию
учащегося, в особенности при самообучении. Несомненна,
что и теперь еще далеко не все случаи гармонизации затронуты
в учебнике. Излишняя подробность могла бы повредить
стройности изложения, затемняя главное; с другой стороны,
желательно было оставить кое-что и на долю преподавателя.
Любознательный же и музыкальный читатель, несомненно,
сам может вывести бесчисленные частные случаи
из общих положений.
Наиболее значительные дополнения и изменения в настоящем
издании относятся к следующим отделам:
§ 28 -- Секстаккорд уменьшенного трезвучия VII ступени.
§ 29 -- Трезвучие и секстаккорд II ступени.
§ 38 -- Вводные септаккорды и их обращения.
§ 39 -- Септаккорд II ступени и его обращения.
§ 46 -- Свободное употребление аккордов всех ступеней.
§ 49 -- Модуляция без хроматизма.
§ 54 -- Хроматическая модуляция.
§ 69 -- Задержания.
§ 84 -- Энгармонизм аккордов с увеличенной секстой,
§ 85 -- Энгармонизм уменьшенного септаккорда.
Все изменения и дополнения означены в тексте звездочками.
Уничтожены термины: бывший основной тон, бывшая
терция и т.д., так как слово бывший в данной
случае является излишним и может ввести учащегося
в заблуждение. В задачнике прибавлены две мелодий со скачками
основных и квинтовых тонов (N9), в отделах же септаккордов
VII и II ступеней (NN21 и 22) 3 задачи, слишком
трудные для ученика, заменены пятью другими, более
доступными.
Иосиф Витоль
Максимилиан Штейнберг
С.-Петербург, май 1912.
Предисловие к 13-му изданию
В настоящее издание внесены дальнейшие дополнения,
необходимость коих указывалась многолетним педагогическим
опытом. Наиболее значительные дополнения (как и в предыдущих изданиях, отмеченные звездочкой) касаются
следующих отделов:
§ 16 -- Соединение секстаккордов с трезвучиями.
§ 29 -- Трезвучие и секстаккорд II ступени.
§ 30 -- Трезвучие VI ступени.
§ 42 -- Нонаккорд.
§ 57 -- Хоралы с модуляцией.
§ 58 -- 2-ая степень сродства,
§ 86 -- Энгармонизм увеличенного трезвучия (табл.).
§ 85 -- Энгармонизм уменьшенного септаккорда (табл.).
§ 90 -- Ложные последовательности трезвучий.
М.Штейнберг
Ленинград, январь 1924.
Предисловие к 16-му изданию
В наше время, когда широчайшие массы трудящихся
получили доступ к музыкальному образованию, когда музыкальная
самодеятельность пустила глубокие корни в самых
отдаленных местностях нашей страны,-особенно живо ощущается
потребность в учебнике гармонии, излагающем в простых
и ясных выражениях, хотя бы подчас и несколько
догматично, самые основы предмета, равно необходимого
как композитору, работающему во всевозможных жанрах
многообразного музыкального творчества, так и исполнителю,
педагогу и инструктору. В этом отношении учебник
Н.А.Римского-Корсакова по ясности, стройности, лаконизму
и систематичности изложения материала, по своему
глубоко практическому характеру является до сих пор непревзойденным.
На этом учебнике воспитались десятки поколений
музыкальных работников, начиная от скромных педагогов
музыкальных школ до крупнейших композиторов
с мировыми именами. Поэтому новое издание учебника,
не переиздававшегося по разным причинам с 1929 года, ныне
является вполне своевременным.
В настоящее издание введены мелкие изменения и дополнения,
а также, для большей ясности, заново переработан
§ 25 о скачках. Образец модуляционной прелюдии (на стр.141
прежних изданий), несколько формальный и мало интересный
в музыкальном отношении, заменен новым образцом, заимствованным
из труда покойного композитора, профессора
Ленинградской Консерватории Н.А.Соколова: "Образцы
модуляционных прелюдий с объяснительным текстом" (Издание
Муз. сектора Гос. издательства, Москва, 1924). Труд
этот является в высшей степени ценным добавлением к настоящему
учебнику.
Приношу благодарность профессору Ленинградской
Консерватории П.Б.Рязанову за ряд замечаний по различным
разделам учебника.
М.Штейнберг
Ленинград, июнь 1936.
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Великий русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик. Родился в Тихвине Новгородской губернии, в старинной дворянской семье. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862–1865). Учился музыке у известного пианиста Ф. А. Канилле, который в 1861 г. познакомил его с М. А. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов («Могучая кучка»), оказавшим решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. В 1871 г. стал профессором Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения. Был инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873–1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874–1881), дирижером симфонических концертов (с 1874 г.), а позже и оперных спектаклей. В 1880-х гг. фактически возглавил «новую русскую школу», развивавшуюся в русле «Беляевского кружка».
Творчество Н. А. Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Написанные им 15 опер демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки — он расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств. Важное просветительское значение имели дирижерская деятельность Н. А. Римского-Корсакова и его редакторская работа, благодаря которым были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки. Исключительное значение имела его педагогическая деятельность — им было воспитано около 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, среди которых А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и другие.