URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Римский-Корсаков Н.А. Практический учебник гармонии Обложка Римский-Корсаков Н.А. Практический учебник гармонии
Id: 277449
399 р.

Практический учебник гармонии № 25

URSS. 2022. 176 с. ISBN 978-5-9710-9118-9.
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемый читателю "Практический учебник гармонии" представляет собой музыкально-литературную работу выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908), самого младшего из членов знаменитой "Могучей кучки". Автор постепенно, переходя от простейших средств к более сложным, излагает приемы гармонизации мелодии. Учебник снабжен большим количеством гармонических образцов и задач.

Настоящий труд Н.А.Римского-Корсакова... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие к 1-му изданию
Предисловие к 9-му изданию
Предисловие к 13-му изданию
Предисловие к 16-му изданию
Введение
Отдел I. Предварительные понятия
Трезвучия
Септаккорды
Натуральные и искусственные лады. Главные и побочные аккорды
Трезвучия
Септаккорды
Соотношение трезвучий
4-голосное сложение. Голосоведение
Удвоение. Тесное и широкое расположение. Мелодическое положение трезвучий
Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий
Запрещенные последовательности н ходы
Отдел II. Гармонизация аккордами в пределах одного строя
Консонируюшие сочетания. Соединение основн, трезвучий I с IV и I с V ступ, и обратно
Соединение основн. трезвучий IV п V ступеней
Соединение секстаккордов с трезвучиями I-IV и I-V ступ.
Соединение секстаккорда IV ступ, с основн. трезвучием V
Соединение основн. трезвучия IV ступ, с секстаккордом V
Соединение двух секстаккордов IV и V ступеней
Простые полные автентические и плагальные кадансы
Сложный каданс с последовательностью субдоминанты и доминанты
Сложный каданс с квартсекстаккордом I ступени
Проходящий квартсекстаккорд
Половинный каданс или полукаденс
Скачки на кварты и квинты в мелодии и средних голосах
Скачки терцовых тонов в мелодии
Скачки терцовых тонов в басу
Секстаккорд уменьшенного трезвучия VII ступ
Трезвучие и секстаккорд II ступ
Основное трезвучие VI ступ.; прерванный каданс
Основное трезвучие III ступ. в мажоре
Основное трезвучие III натуральной ступени минора. Фригийский каданс 1-го рода
Основное трезвучие VII натуральной ступ, минора. Фригийский каданс 2-го рода
Гармонизация хорала (без модуляции)
Минорное субдоминантовое трезвучие и секстаккорд II ступени гармонического мажорного лада
Диссонирующие сочетания. Доминант-септаккорд. Основной вид
Обращения доминант-септаккорда
Вводные септаккорды VII ступени: малый и уменьшенный .
Септаккорд II ступ, и его обращения
Особые формы плагальных кадансов
Применение септаккордов к гармонизации хорала
Нонаккорд
Соотношение всех трезвучий лада. Секвенции кварто-квинтовые
Соотношение всех септаккордов лада. Секвенция с септаккордами
Прибавление. Свободное употребление всех ступеней лада
Отдел III. Модуляция
Предварительные понятия
Близкие строи или 1-я степень сродства
Модуляция без хроматизма
Модуляция через параллельный строй
Участие трезвучия IV ст. мелодического минора
Модуляция непосредственно чрез тоническое трезвучие последующего строя
Хроматизм и ложные последовательности. Переченье
Хроматическая модуляция
Влияние трезвучия IV ст. мелодического минора
Переходы и отклонения
Применение модуляции к гармонизации мелодий
2-я степень сродства. Модуляционные планы
Модуляция совершенная
Модуляция несовершенная
Далекие или отдаленные строи
Органный пункт
Прибавление. Верхние и средние выдержанные тоны
Отдел IV. Мелодическая фигурация
Проходящие ноты. Общие понятия
Диатонические проходящие ноты
Хроматические проходящие ноты. Правописание хроматических гамм
Простые, двойные и т. п хроматические проходящие ноты
Вспомогательные или украшающие ноты
Задержания. Общие положения
Задержания нисходящие
Задержания восходящие, двойные и тройные
Прибавление задержания уменьш. октавы или увелич. примы
Строгая мелодическая фигурация
Фигурированный хорал и гармонизация мелодий, содержащих мелодическую фигурацию
Свободная мелодическая фигурация
Отдел V. Энгармонизм и внезапная модуляция
Хроматически-видоизмененные аккорды
Ложный доминант-септаккорд и ложный уменьш. септаккорд II ступени
Мажорное трезвучие на пониженной II ступени и доминант-септаккорд с пониженной квинтой
Аккорды с увеличенной квинтой
Аккорды с увеличенной секстой
Средства для энгармонической модуляции
Энгармонизм аккородов с увелич. секстой
Энгармонизм уменьшенного септаккорда
Энгармонизм увеличенного трезвучия
Ложные последовательности. Общие понятия
Ложные кадансы
Ложные последовательности трезвучий
Ложные последовательности доминант-септаккордов
Применение ложных последовательностей к внезапной модуляции
Гармонизация хорала
Прибавление I. Понятие о гармонической фигурации и фигурации органного пункта
Прибавление II. Некоторые отступления от строгих правил голосоведения
Прибавление III. Секвенцеобразное применение ложных последовательностей (наиболее употребительные приемы)
Образцы. Гармонические вариации
Свободная модуляционная прелюдия

Предисловие к 1-му изданию
top
ПОСВЯЩАЕТСЯ Анатолию Константиновичу ЛЯДОВУ

В большей части существующих учебников гармонии мы встречаем подробный разбор всевозможных аккордов и их разрешений, ключ к чтению мало кому нужного в настоящее время цифрованного баса, старания объяснить всякого рода гармонические явления, напр., причины, почему запрещаются параллельные квинты, и т.д., но находим мало или почти совсем не находим практических указаний и постепенных педагогических приемов для гармонизации мелодий и хорошего выбора аккордов. То же можно сказать касательно учения о модуляции. Учебники, выставляя как модуляционные средства разные диссонирующие аккорды, обходят главное основание модуляции-с родство строев и общие аккорды.) Ознакомившись основательно с таким учебником, ученик все-таки не знает, как приступить к гармонизации мелодии, как сочинить прелюдию в несколько тактов и как применить модуляционные средства. Аккорды, даже консонирующие, выходят у него дико и нелепо, а модуляции звучат жестко и неожиданно; он приходит в отчаяние или приводит в таковое своего экзаменатора от нескладности и бессвязности своей музыкальной речи.

Хотя я убежден, что учебник мой изобилует многими недостатками, но тем не менее склонен думать, что мне удалось изложить приемы гармонизации мелодии и модуляции довольно полно и притом постепенно, переходя от простейших средств к более сложным, в чем я обязан дружескому содействию Анатолия Константиновича Лядова, которому и посвящаю с благодарностью свой труд.

Составляя это руководство, я старался, во 1-х сделать его по возможности сжатым; во 2-х, приспособить его к прохождению курса гармонии сообразно с тем, как это установлено в настоящее время в С.-Петербургской Консерватории, придворной Капелле и других музыкальных школах; в 3-х, приспособить его по мере возможности к самообучению. Я снабдил его значительным числом гармонических образцов и задач. Выполнение учеником этих задач должно итти совместно с составлением подобных же задач или примеров собственного сочинения.

Я ограничился в моем учебнике изложением четырехголосного сложения. Паузы, поочередное вступление голосов, имитации, применение мотивов, различные фигуры аккомпанемента – я отношу, с одной стороны, к учению о контрапункте, с другой – к изучению свободного сочинения и форм композиции.

Ученик, приступающий к изучению контрапункта и свободного сочинения, доканчивая курс гармонии, должен быть в состоянии выполнить следующие задачи:

1) Гармонизировать хоральную мелодию строго аккордами (образец на стр.80).

2) Гармонизировать хорал с строгою мелодическою фигурацией в трех нижних голосах, оставляя мелодию неприкосновенною (образцы на стр.109, 110, 111).

3) Гармонизировать хорал свободно, с значительным числом диссонирующих аккордов и ложными последовательностями (образец на стр.135).

4) Гармонизировать мелодию, заключающую в себе свободную мелодическую фигурацию (образец на стр.114 и 117).

5) Написать модуляционную задачу с постепенными переходами в аккордах (образец на стр.86).

6) Написать модуляционную прелюдию, по возможности в трехчастной форме, придавая голосам, в особенности верхнему, некоторое мелодическое содержание (образец на стр.141–143).

7) Сделать несколько гармонических вариаций на заданное простейшее предложение (образец на стр.140).

Сверх того, он должен уметь сыграть на ф-п. всякую заданную модуляцию, постепенную или внезапную, в аккордах, а также уметь прелюдировать, преимущественно аккордами (4-голосно) в любом строе, играть всякие секвенции и последовательности.

Ученик, проходящий специально теорию композиции и не слишком отягченный другими музыкальными занятиями, может пройти этот курс в 8 учебных месяцев. Для прохождения такого гармонического курса необходимы: знание элементарной теории, хороший слух, уменье сольфеджировать и угадывать интервалы и игра на фортепиано. Если гармония проходится в качестве обязательного (т.е. музыкального общеобразовательного) предмета,-курс может быть значительно сокращен.

Для большей дешевизны учебника все задачи для решения приложены в конце, внутри же учебника указаны только NN задач; полагаю, что это не представит ни для кого затруднений.

Н.Римский-Корсаков
С.-Петербург, 1886 г.

Предисловие к 9-му изданию
top

Настоящий учебник гармонии, начиная с третьего издания, не подвергался никаким изменениям. Незадолго до кончины своей Н.А.Римский-Корсаков высказывал мысль о необходимости некоторых дополнений и пояснений в новом издании учебника. Поглощенный всецело сочинением, а также обдумыванием деталей большого руководства к оркестровке, Николай Андреевич, к сожалению, не успел сам заняться новой редакцией учебника.

Преподавательская практика в С.-Петербургской Консерватории, где учебник этот служит основным руководством в течение многих лет, ныне выяснила приблизительные размеры и характер необходимых изменений. Поэтому мы решили, с разрешения Н.Н.Римской-Корсаковой, предпринять переработку различных отделов учебника с целью, во-первых, до известной степени пополнить явные пробелы, встречающиеся в предыдущих изданиях, во вторых – сделать некоторые места еще более доступными пониманию учащегося, в особенности при самообучении. Несомненна, что и теперь еще далеко не все случаи гармонизации затронуты в учебнике. Излишняя подробность могла бы повредить стройности изложения, затемняя главное; с другой стороны, желательно было оставить кое-что и на долю преподавателя. Любознательный же и музыкальный читатель, несомненно, сам может вывести бесчисленные частные случаи из общих положений.

Наиболее значительные дополнения и изменения в настоящем издании относятся к следующим отделам:

§ 28 – Секстаккорд уменьшенного трезвучия VII ступени.

§ 29 – Трезвучие и секстаккорд II ступени.

§ 38 – Вводные септаккорды и их обращения.

§ 39 – Септаккорд II ступени и его обращения.

§ 46 – Свободное употребление аккордов всех ступеней.

§ 49 – Модуляция без хроматизма.

§ 54 – Хроматическая модуляция.

§ 69 – Задержания.

§ 84 – Энгармонизм аккордов с увеличенной секстой,

§ 85 – Энгармонизм уменьшенного септаккорда.

Все изменения и дополнения означены в тексте звездочками.

Уничтожены термины: бывший основной тон, бывшая терция и т.д., так как слово бывший в данной случае является излишним и может ввести учащегося в заблуждение. В задачнике прибавлены две мелодий со скачками основных и квинтовых тонов (N9), в отделах же септаккордов VII и II ступеней (NN21 и 22) 3 задачи, слишком трудные для ученика, заменены пятью другими, более доступными.

Иосиф Витоль
Максимилиан Штейнберг
С.-Петербург, май 1912.

Предисловие к 13-му изданию
top

В настоящее издание внесены дальнейшие дополнения, необходимость коих указывалась многолетним педагогическим опытом. Наиболее значительные дополнения (как и в предыдущих изданиях, отмеченные звездочкой) касаются следующих отделов:

§ 16 – Соединение секстаккордов с трезвучиями.

§ 29 – Трезвучие и секстаккорд II ступени.

§ 30 – Трезвучие VI ступени.

§ 42 – Нонаккорд.

§ 57 – Хоралы с модуляцией.

§ 58 – 2-ая степень сродства,

§ 86 – Энгармонизм увеличенного трезвучия (табл.).

§ 85 – Энгармонизм уменьшенного септаккорда (табл.).

§ 90 – Ложные последовательности трезвучий.

М.Штейнберг
Ленинград, январь 1924.

Предисловие к 16-му изданию
top

В наше время, когда широчайшие массы трудящихся получили доступ к музыкальному образованию, когда музыкальная самодеятельность пустила глубокие корни в самых отдаленных местностях нашей страны,-особенно живо ощущается потребность в учебнике гармонии, излагающем в простых и ясных выражениях, хотя бы подчас и несколько догматично, самые основы предмета, равно необходимого как композитору, работающему во всевозможных жанрах многообразного музыкального творчества, так и исполнителю, педагогу и инструктору. В этом отношении учебник Н.А.Римского-Корсакова по ясности, стройности, лаконизму и систематичности изложения материала, по своему глубоко практическому характеру является до сих пор непревзойденным. На этом учебнике воспитались десятки поколений музыкальных работников, начиная от скромных педагогов музыкальных школ до крупнейших композиторов с мировыми именами. Поэтому новое издание учебника, не переиздававшегося по разным причинам с 1929 года, ныне является вполне своевременным.

В настоящее издание введены мелкие изменения и дополнения, а также, для большей ясности, заново переработан § 25 о скачках. Образец модуляционной прелюдии (на стр.141 прежних изданий), несколько формальный и мало интересный в музыкальном отношении, заменен новым образцом, заимствованным из труда покойного композитора, профессора Ленинградской Консерватории Н.А.Соколова: "Образцы модуляционных прелюдий с объяснительным текстом" (Издание Муз. сектора Гос. издательства, Москва, 1924). Труд этот является в высшей степени ценным добавлением к настоящему учебнику.

Приношу благодарность профессору Ленинградской Консерватории П.Б.Рязанову за ряд замечаний по различным разделам учебника.

М.Штейнберг
Ленинград, июнь 1936.

Об авторе
top
photoРимский-Корсаков Николай Андреевич
Великий русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик. Родился в Тихвине Новгородской губернии, в старинной дворянской семье. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862–1865). Учился музыке у известного пианиста Ф. А. Канилле, который в 1861 г. познакомил его с М. А. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов («Могучая кучка»), оказавшим решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. В 1871 г. стал профессором Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения. Был инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873–1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874–1881), дирижером симфонических концертов (с 1874 г.), а позже и оперных спектаклей. В 1880-х гг. фактически возглавил «новую русскую школу», развивавшуюся в русле «Беляевского кружка».

Творчество Н. А. Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Написанные им 15 опер демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки — он расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств. Важное просветительское значение имели дирижерская деятельность Н. А. Римского-Корсакова и его редакторская работа, благодаря которым были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки. Исключительное значение имела его педагогическая деятельность — им было воспитано около 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, среди которых А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и другие.