URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Мандрыка А.П. Аэромеханические лаборатории Петербурга Обложка Мандрыка А.П. Аэромеханические лаборатории Петербурга
Id: 240664
490 р.

Аэромеханические лаборатории Петербурга Изд. 2

URSS. 2018. 112 с. ISBN 978-5-9710-5597-6.
Типографская бумага

Аннотация

В работе рассматривается организация и функционирование аэромеханических лабораторий Петербурга (1908–1917 гг.) на фоне деятельности аналогичных центров Европы и Америки. Показывается специфика работы аэромеханических научно-экспериментальных центров Москвы и Петербурга. Освещается деятельность ученых Петербурга по организации лабораторий и анализируется их вклад в развитие аэромеханики и в первую очередь в применение ее положений при... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие к первому изданию3
Введение7
§ 1. Механика в Петербурге и Москве12
§ 2. Изучение воздухоплавания в России23
§ 3. Аэромеханические лаборатории Европы и Америки27
§ 4. Аэромеханические научно - экспериментальные центры Москвы44
§ 5. Аэромеханика в Петербургском институте инженеров путей сообщения54
§ 6. Аэромеханика в Петербургском политехническом институте70
§ 7. Экспериментальная аэромеханика и авиационное производство в Петербурге90
Источники и литература100
Указатель имен106

Предисловие к первому изданию
top

Настоящая книга охватывает менее чем десятилетний период (1908—1917 гг.) развития организационных форм научных исследований по аэромеханике в Петербурге. Предпринимается попытка решить эту задачу путем многостороннего подхода к изучаемой проблеме. Это представляется необходимым в связи с тем, что возникновение аэромеханических лабораторий в Петербурге обусловлено целым рядом факторов. Несмотря на то что рассматриваемый отрезок времени весьма непродолжителен, удалось выявить ряд любопытных фактических данных и прийти к некоторым историко-методологическим обобщениям.

Многосторонний подход к изучаемой проблеме приводит прежде всего к необходимости выявить специфику исследований, которые проводились в петербургских аэромеханических лабораториях. Для этого следовало установить, что необходимо считать отправным пунктом в формировании аэромеханики как самостоятельной науки. Затем следовало показать, что характер исследований в аэромеханических научно-экспериментальных центрах, как, по-видимому, и в учреждениях, разрабатывающих другие науки, зависит от научных интересов главы данной лаборатории, его индивидуальности и масштаба творчества,

Аэродинамические научно-экспериментальные центры Петербурга рассматриваются не изолированно, а в совокупности с другими аналогичными центрами, прежде всего Москвы. Различие в направлении исследований по аэромеханике в московских и петербургских центрах обусловлено некоторой спецификой разработки механики, зависящей от того, какому именно разделу механики уделялось основное внимание.

Сложившийся к началу XX в. механико-математический фундамент явился необходимым базисом для развития аэромеханики как в теоретическом, так и в экспериментальном направлениях. Однако для этого развития требовался импульс со стороны общественной практики. Этим импульсом послужил прогресс авиации и воздухоплавания.

Развитие авиации достаточно хорошо изучено [19, 31, 48], Что касается воздухоплавания, то здесь необходимо фиксировать внимание на тех организационных формах, которые содействовали возникновению частных и государственных механических научно-экспериментальных центров.

Воздухоплавание послужило одним из стимулов для развития гидромеханики. Особый интерес представляют экспериментальные исследования и используемая аппаратура, а также организационные формы ее применения. В результате этого прогресса возникли аэромеханические научно-экспериментальные центры,

Развитие экспериментальной механики, а также имевшийся у московских ученых интерес к гидромеханической проблематике привели к возникновению в Москве первых аэромеханических лабораторий России. По этим же причинам Москва явилась центром, где разрабатывались важнейшие проблемы аэромеханики. Работа московских аэромеханических научно-экспериментальных учреждений, построение там теоретических основ аэромеханики послужили базисом, на который опирались петербургские ученые при организации аэромеханических лабораторий и при проведении научных изысканий.

Большое внимание этим проблемам уделяли и ученые Петербурга, и прежде всего Н. А. Рынин, посвятивший развитию экспериментальной аэромеханики специальные работы [81, 83, 90, 92]. Все это позволяет составить представление о предпосылках, которые повлекли за собой возникновение и в Петербурге аэромеханических лабораторий, функционировавших при Институте инженеров путей сообщения и Политехническом институте. Здесь раскрывается история создания этих аэромеханических научно-экспериментальных центров и влияние на них аналогичных лабораторий Москвы и Западной Европы. Устанавливается контингент ученых, работавших в этих центрах, и обрисовываются их научные интересы. В итоге открывается возможность в совокупности с анализом трудов петербургских аэромехаников определить специфику их творчества.

Одна из особенностей петербургских научно-экспериментальных центров, преимущественно лаборатории при кораблестроительном отделении Политехнического института, заключалась в прикладной направленности проводимых изысканий. Именно здесь результаты экспериментов использовались при проектировании многомоторных самолетов.

Предлагаемая книга построена на анализе значительного числа печатных источников, в частности статей, содержащихся в таких сравнительно мало известных периодических изданиях, как «Вестник воздухоплавания», «Техника воздухоплавания» и т. п. Были изучены и труды петербургских ученых, например В. А. Слесарева, П. А. Рынина, А.П. Фан-дер-Флита и др. Существенными оказались факты, почерпнутые при изучении материалов Государственного исторического архива Ленинградской области. Много сделала по выявлению материалов в Архиве Е. А. Олано-Эренья, за что автор приносит ей большую благодарность. Автор выражает признательность также тем лицам, которые, ознакомившись с рукописью, указали на некоторые ее недостатки.


Об авторе
top
Мандрыка Алексей Петрович
Историк науки и техники, автор фундаментальных трудов по истории механики, баллистики, ракетодинамики и других областей науки. Доктор технических наук. Родился в Москве, в семье военного медика. Учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского на факультете авиавооружения. Из Академии был выпущен досрочно в 1941 г., в связи с началом Великой Отечественной войны. Был старшим инженером-испытателем в Научно-испытательном институте ВВС КА в Ногинске. В 1945 г. при испытании объекта был ранен и вскоре полностью потерял зрение; уволен в запас в звании инженер-капитана. В короткое время освоил рельефную запись и научился печатать слепым методом. С 1947 г. учился в аспирантуре Ленинградского механического института по кафедре баллистики. По окончании аспирантуры работал старшим научным сотрудником в историческом отделе НИИ-1 Академии артиллерийских наук, а затем в Музее истории артиллерии, инженерных войск и войск связи. С 1954 г. работал в Ленинградском отделении Института истории естествознания и техники АН СССР.

В область научных интересов А. П. Мандрыки входила история механики и баллистики, по которой он успешно защитил кандидатскую (1951) и докторскую (1967) диссертации. Им были составлены научные описания более чем двухсот приборов наводки отечественной артиллерии; написаны труды, посвященные деятельности Н. В. Маиевского и созданной им научной школы русских баллистиков. Развитие баллистики в его книгах освещалось в ее взаимосвязи не только с прогрессом материальной части артиллерии, но и с теоретической механикой, математикой, физикой и химией. В 1970-х гг. им были выпущены труды, в которых история механики исследовалась на фоне развития социальных условий, эволюции организационных форм науки, становления технической школы; им освещалась реальная физико-математическая и техническая подготовка инженеров и механиков-теоретиков.