КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Солопов Е.Ф. Диалектика: От гегелевской теории к марксистской
Id: 240266
 
599 руб.

Диалектика: От гегелевской теории к марксистской. № 161

URSS. 2019. 240 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-5713-0.

Содержание данной книги подчинено главной задаче — раскрыть логику синтеза диалектики и материализма и логику их распространения на познание общества, что в общем виде впервые было установлено К. Марксом в его «Тезисах о Фейербахе». Читать книгу надо прежде всего с этой точки зрения.

Автор продолжает в кратком изложении свои предыдущие работы о содержании и структуре теории диалектики. Введена глава, в которой разъясняется смысл субъективной логики Гегеля, усилен анализ проблемы идеального, в том числе в ее связи с математикой, углублена разработка понятия «общественное бытие» и вопрос о роли диалектики в познании мира. В заключительной главе раскрывается внутреннее единство диалектики и материализма, включенность философского учения об обществе в целостную теорию диалектики.

Книга адресуется как специалистам-философам, так и всем, кто интересуется проблемами философии, ее категориями, местом и ролью в научном познании мира, человека, его мышления, общества в целом.


Содержание
Предисловие9
Введение.Теория диалектики: Гегель, Маркс и советские философы13
Часть 1. Объектная диалектика: всеобщее как субстанция-объект30
Раздел 1.Всеобщее бытие, мир в целом, природа30
 Глава 1.Основные концепции всеобщего бытия и их гносеологические корни как истоки диалектики и метафизики (антидиалектики)30
  § 1.Всеобщее как единое вещественное первоначало. Непосредственное созерцание как чувственно-конкретное знание30
  § 2.Всеобщее как множество внутренне неизменных и лишь перемещающихся первоэлементов бытия. Абстрактный рассудок как односторонне-аналитическое мышление31
  § 3.Всеобщее как абсолютно неизменное единое и единственное бытие. Учение элеатов как абсолютизированный абстрактный рассудок и как отрицательная диалектика33
  § 4.Всеобщее как единое, вечно сохраняющееся и вместе с тем многообразное и постоянно изменяющееся бытие. Диалектический разум как теоретически-конкретное мышление37
 Глава 2.Понятие субстанции-системы. Объективное единство диалектики и современной науки в понимании систем48
 Глава 3.Абсолютное и относительное59
 Глава 4.Сущность и явление. Категории, законы и принципы как отражение аспектов сущности63
 Глава 5.Самопротиворечивость бытия и законы диалектики. Гегель и законы диалектики68
  § 1.Относительность покоя и отдельности объектов как внутренних моментов их движения и взаимосвязи68
  § 2.Относительность тождественности объектов как момента постоянного отличения их от самих себя70
  § 3.Суть закона единства и борьбы противоположностей. Гегель о противоречии72
  § 4.Гегель и законы диалектики75
 Глава 6.Причинность, детерминизм и индетерминизм79
  § 1.Причинность и самопричинность79
  § 2.Причинность, цель и целесообразность82
 Глава 7.Необходимость и случайность, возможность и действительность. Динамические и статистические законы86
 Глава 8.Соотношение движения, изменения вообще и развития93
 Глава 9.Диалектика и вопрос о соотношении материи и сознания. Всеобщее как изменяющаяся и мыслящая, сознающая себя материя96
Часть 2. Субъектная диалектика: всеобщее как субстанция-субъект104
Раздел 2.Человек как индивидуальный субъект. Бытие материальное и идеальное104
 Глава 10.Гегелевская субъективная логика и ее переосмысление с позиций материалистической диалектики104
 Глава 11.Человек как существо универсальное, непредопределенность его существования109
 Глава 12.Качественное отличие человеческого труда от его природных прототипов112
 Глава 13.Отражение как атрибут, всеобщее свойство материи118
 Глава 14.Человеческое мышление и сознание как высшая форма отражения материи127
 Глава 15.Сознание и знание. Сознание как идеальное. О трактовке идеального Э. В. Ильенковым132
 Глава 16.Идеальное и математика154
Раздел 3.Человеческое общество в его целостности и развитии. Общественное бытие и общественное сознание162
 Глава 17.Историческое становление общества как возникновение принципиально новой материальной системы и формы движения. Единство происхождения труда и общества162
 Глава 18.Общественное бытие и общественное сознание168
 Глава 19.Практика как многоуровневая система188
 Глава 20.Диалектика как ядро философии, ее теоретическая основа. Роль диалектики в познании мира193
 Глава 21.Диалектика и формальная логика211
  § 1.Совместимость диалектики и формальной логики в их отношении к объективной противоречивости бытия и субъективным противоречиям мышления211
  § 2.Объективное единство диалектики и формальной логики в трактовке содержания и объема понятий215
 Глава 22.Качественное преобразование диалектики и материализма в процессе их объединения и распространения на познание общества К. Марксом и Ф. Энгельсом218
Заключение236

Об авторе
Солопов Евгений Фролович
Доктор философских наук, профессор. В 1963 г. окончил аспирантуру Института философии АН СССР. В 1963–1979 гг. работал на Ленинградской кафедре философии АН СССР. В 1979–1984 гг. — заместитель председателя Центрального совета философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР. В 1984–1991 гг. работал по указанному направлению во Всесоюзном доме политического просвещения при ЦК КПСС. С 1992 г. по настоящее время занимается преподавательской деятельностью в вузах Москвы. Автор более 20 научных монографий, учебных пособий и многих статей по фундаментальным проблемам философии, ее истории, философским проблемам естествознания, по социально-политическим и этнонациональным проблемам.

В работах Е. Ф. Солопова содержится углубленное осмысление философии как науки о всеобщем и познающем его мышлении, о развитии всеобщего бытия от природных его проявлений до уровня человека и общества; установлены элементарная клеточка теории диалектики — отношение "всеобщее—отдельное", ее предмет — всеобщее в его отношении к обществу и логика развертывания теории диалектики из ее клеточки в целостную систему законов и категорий, то есть дано принципиальное решение центральной проблемы современной (материалистической) диалектики.