Цели и задачи курса.
|
Введение
|
Часть I. Древнегреческая литература
|
1. Характерные черты и особенности
|
2. Периодизация
|
3. Архаический период
|
3.1.Гомер
|
3.1.1. «Илиада»
|
3.1.2. «Одиссея»
|
3.1.3. Послегомеровская эпическая традиция
|
3.1.4. Гомеровский вопрос
|
3.2. Гесиод
|
4. Ранняя классика
|
4.1. Лирика
|
4.1.1. Элегия (Каллин, Солон, Мимнерм)
|
4.1.2. Ямб (Архилох, Гиппонакт)
|
4.1.3. Сольная лирика (Алкей, Сапфо, Анакреонт)
|
4.1.4. Хоровая лирика (Пиндар)
|
5. Высокая классика
|
5.1. Драма
|
5.2. Происхождение жанра
|
5.3. Устройство театра и организация представлений
|
5.4. Поэтика трагедии
|
5.5. Структурно-композиционные особенности
|
5.6. Эсхил
|
5.7. Софокл
|
5.8. Еврипид
|
5.9. Комедия
|
5.9.1. Древняя аттическая комедия. Аристофан
|
5.9.2. Новая аттическая комедия. Менандр
|
5.10. Проза
|
5.10.1. Историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)
|
5.10.2. Ораторская проза (Горгий, Исократ, Демосфен, Лисий)
|
5.10.3. Философская проза (Платон, Аристотель)
|
6. Литература эпохи эллинизма
|
6.1. Алексадрийская школа
|
6.1.1. Каллимах
|
6.1.2. Феокрит
|
6.1.3. Аполлоний Родосский
|
6.2. Научный эпос эллинизма. Драма. Эпиграмма
|
7. Литература греко-римского периода
|
7.1. Плутарх
|
7.2. Вторая софистика
|
7.2.1. Лукиан
|
7.2.2. Греческий роман
|
Часть II. Литература Древнего Рима
|
8. Периодизация римской литературы
|
9. Ранняя римская литература
|
9.1. Римская эпическая традиция
|
9.2. Театр эпохи республики
|
9.1.1. Плавт
|
9.1.2. Теренций
|
10. Литература эпохи гражданских войн
|
10.1. Поэзия
|
10.1.1. Лукреций
|
10.1.2. Неотерики. Катулл
|
10.2. Проза
|
10.2.1. Цезарь
|
10.2.2. Саллюстий
|
10.2.3. Цицерон
|
11. Литература эпохи Августа
|
11.1. Вергилий
|
11.2. Гораций
|
11.3. Овидий
|
11.4. Тит Ливий
|
12. Литература периода империи
|
12.1. «Новый стиль»
|
12.2. Сенека
|
12.3. Лукан
|
12.4. Тацит
|
12.5. Марциал
|
12.6. Ювенал
|
12.7. Петроний
|
Античность (от antiquus – «древний») – термин, включающий в себя историю, культуру и искусство греко-римской древности. Античная литература состоит двух родственных литератур – древнегреческой и римской. Более древней является литература Греции – ее первые памятники относятся к VIII в. до нашей эры. Римская литература формируется на пять веков позднее, с III в. до н. э., и во многом под влиянием греческой. Конец как греческой, так и римской литературы относят к V в. н. э., моменту падения Западной римской империи, и далее, в большей или меньшей степени под влиянием литературы античной, развивается литература христианская, византийская и средневековая западноевропейская.
В греческой и – вслед за ней – римской литературе впервые сформировалось большинство известных нам жанров, были разработаны многие художественные формы и приемы, обогатившие потом литературу Новой Европы. Сюжеты и мотивы античной литературы постоянно интерпретировались европейскими поэтами, писателями и драматургами, хотя иной раз и со значительными изменениями. Таким образом, античная литература, существовавшая около тысячи лет, – первая часть европейской литературы, фундамент, на котором основана европейская культура. Ее изучение необходимо для лучшего понимания как западноевропейской, так и русской литературы.
Особенности античной литературы
С точки зрения бытования
2)фрагментарность. До нас дошла лишь небольшая часть литературы, существовавшей в античную эпоху. Произведения многих авторов не сохранились совсем, некоторые дошли лишь в отрывках, процитированных другими авторами. Со времени изобретения
пергамена в специальных мастерских-скрипториях переписчики
переносили содержание хрупких папирусных свитков в более долговечные кодексы (тетради из пергамена). Нам доступны лишь те произведения, что были отобраны для переписывания, и фрагменты, сохранившиеся на уцелевших папирусах, которые продолжают находить до сих пор.
С точки зрения содержания
<>1)антропоцентризм. В центре любого произведения – человек, его «деяния», переживания, победы и ошибки.
<>2)мифориторичность. И в Греции, и в Риме важным фактором литературного творчества было то, что авторы опирались на уже известные сюжеты мифов, и существенным элементом была не новизна сюжета, а новизна интерпретации уже известного. Мифологичность сюжетов представляла собой важнейший литературный прием. Ориентация на «готовое слово» в греческой, а затем и римской литературе сформировала мифориторический принцип существования античной литературы и культуры в целом.
Географические рамки распространения определяются границами античного мира, которые значительно отличались в различные эпохи: в Греции – Балканский полуостров, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии, а также юг Италии (Великая Греция) и Север Африки. География распространения римской литературы и культуры – это сначала Апеннинский полуостров, а затем – все Средиземноморье, практически все страны Европы и Передняя Азия.
Античная литература формировалась и видоизменялась в течение более чем тысячи лет. И несмотря на то, что большая часть произведений не сохранилась или дошла во фрагментах, имеющийся материал трудно освоить целиком в рамках краткого курса. Поэтому в данном пособии представлены те произведения и авторы, которые считаются самыми значимыми для истории античной литературы.
Забудская Яна Леонидовна Доцент кафедры классической филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доцент филологического факультета Совместного университета МГУ-ППИ (г. Шэньчжэнь, КНР). В 2001 году под руководством выдающегося филолога-классика, профессора Азы Алибековны Тахо-Годи защитила кандидатскую диссертацию «Функциональное значение хора в жанровой структуре греческой трагедии». Читает лекционные курсы по истории античной литературы и рецепции античного наследия, ведет занятия по древнегреческому и латинскому языкам. Область научных интересов: история античной драмы, теория художественного перевода, рецепция Античности в русской и зарубежной культуре. Автор более 80 статей и книг, среди которых: «Древнегреческая литература: Учебное пособие для иностранных студентов», «Римская литература: Учебное пособие для иностранных студентов», «Древнегреческий язык в таблицах и схемах: Учебно-методические материалы» (в соавторстве с О. В. Осиповой), «Латинский язык для юристов в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие», «История античной литературы: Краткий курс для студентов гуманитарных специальностей» (URSS).