URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Забудская Я.Л. История античной литературы: Краткий курс для студентов гуманитарных специальностей Обложка Забудская Я.Л. История античной литературы: Краткий курс для студентов гуманитарных специальностей
Id: 283494
499 р.

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Краткий курс для студентов гуманитарных специальностей. Изд. стереотип.

История античной литературы: Краткий курс для студентов гуманитарных специальностей URSS. 2022. 160 с. ISBN 978-5-9519-2978-5.
Типографская бумага

Аннотация

Пособие предназначено студентам гуманитарных специальностей, изучающим античную литературу в рамках краткого курса. В нем освещаются в краткой и максимально сжатой форме все разделы курса, предусмотренные программой. Автор видит свою задачу в том, чтобы помочь студентам на первых этапах изучения объемного курса: обозначить наиболее существенные вопросы и проблемы, раскрыть специфику материала, помочь в работе с классическими... (Подробнее)


Содержание
top
Цели и задачи курса.
Введение
Часть I. Древнегреческая литература
1. Характерные черты и особенности
2. Периодизация
3. Архаический период
3.1.Гомер
3.1.1. «Илиада»
3.1.2. «Одиссея»
3.1.3. Послегомеровская эпическая традиция
3.1.4. Гомеровский вопрос
3.2. Гесиод
4. Ранняя классика
4.1. Лирика
4.1.1. Элегия (Каллин, Солон, Мимнерм)
4.1.2. Ямб (Архилох, Гиппонакт)
4.1.3. Сольная лирика (Алкей, Сапфо, Анакреонт)
4.1.4. Хоровая лирика (Пиндар)
5. Высокая классика
5.1. Драма
5.2. Происхождение жанра
5.3. Устройство театра и организация представлений
5.4. Поэтика трагедии
5.5. Структурно-композиционные особенности
5.6. Эсхил
5.7. Софокл
5.8. Еврипид
5.9. Комедия
5.9.1. Древняя аттическая комедия. Аристофан
5.9.2. Новая аттическая комедия. Менандр
5.10. Проза
5.10.1. Историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)
5.10.2. Ораторская проза (Горгий, Исократ, Демосфен, Лисий)
5.10.3. Философская проза (Платон, Аристотель)
6. Литература эпохи эллинизма
6.1. Алексадрийская школа
6.1.1. Каллимах
6.1.2. Феокрит
6.1.3. Аполлоний Родосский
6.2. Научный эпос эллинизма. Драма. Эпиграмма
7. Литература греко-римского периода
7.1. Плутарх
7.2. Вторая софистика
7.2.1. Лукиан
7.2.2. Греческий роман
Часть II. Литература Древнего Рима
8. Периодизация римской литературы
9. Ранняя римская литература
9.1. Римская эпическая традиция
9.2. Театр эпохи республики
9.1.1. Плавт
9.1.2. Теренций
10. Литература эпохи гражданских войн
10.1. Поэзия
10.1.1. Лукреций
10.1.2. Неотерики. Катулл
10.2. Проза
10.2.1. Цезарь
10.2.2. Саллюстий
10.2.3. Цицерон
11. Литература эпохи Августа
11.1. Вергилий
11.2. Гораций
11.3. Овидий
11.4. Тит Ливий
12. Литература периода империи
12.1. «Новый стиль»
12.2. Сенека
12.3. Лукан
12.4. Тацит
12.5. Марциал
12.6. Ювенал
12.7. Петроний

Введение
top

Античность (от antiquus – «древний») – термин, включающий в себя историю, культуру и искусство греко-римской древности. Античная литература состоит двух родственных литератур – древнегреческой и римской. Более древней является литература Греции – ее первые памятники относятся к VIII в. до нашей эры. Римская литература формируется на пять веков позднее, с III в. до н. э., и во многом под влиянием греческой. Конец как греческой, так и римской литературы относят к V в. н. э., моменту падения Западной римской империи, и далее, в большей или меньшей степени под влиянием литературы античной, развивается литература христианская, византийская и средневековая западноевропейская.

В греческой и – вслед за ней – римской литературе впервые сформировалось большинство известных нам жанров, были разработаны многие художественные формы и приемы, обогатившие потом литературу Новой Европы. Сюжеты и мотивы античной литературы постоянно интерпретировались европейскими поэтами, писателями и драматургами, хотя иной раз и со значительными изменениями. Таким образом, античная литература, существовавшая около тысячи лет, – первая часть европейской литературы, фундамент, на котором основана европейская культура. Ее изучение необходимо для лучшего понимания как западноевропейской, так и русской литературы.

Особенности античной литературы

С точки зрения бытования 2)фрагментарность. До нас дошла лишь небольшая часть литературы, существовавшей в античную эпоху. Произведения многих авторов не сохранились совсем, некоторые дошли лишь в отрывках, процитированных другими авторами. Со времени изобретения

пергамена в специальных мастерских-скрипториях переписчики

переносили содержание хрупких папирусных свитков в более долговечные кодексы (тетради из пергамена). Нам доступны лишь те произведения, что были отобраны для переписывания, и фрагменты, сохранившиеся на уцелевших папирусах, которые продолжают находить до сих пор.

С точки зрения содержания <>1)антропоцентризм. В центре любого произведения – человек, его «деяния», переживания, победы и ошибки. <>2)мифориторичность. И в Греции, и в Риме важным фактором литературного творчества было то, что авторы опирались на уже известные сюжеты мифов, и существенным элементом была не новизна сюжета, а новизна интерпретации уже известного. Мифологичность сюжетов представляла собой важнейший литературный прием. Ориентация на «готовое слово» в греческой, а затем и римской литературе сформировала мифориторический принцип существования античной литературы и культуры в целом.

Географические рамки распространения определяются границами античного мира, которые значительно отличались в различные эпохи: в Греции – Балканский полуостров, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии, а также юг Италии (Великая Греция) и Север Африки. География распространения римской литературы и культуры – это сначала Апеннинский полуостров, а затем – все Средиземноморье, практически все страны Европы и Передняя Азия.

Античная литература формировалась и видоизменялась в течение более чем тысячи лет. И несмотря на то, что большая часть произведений не сохранилась или дошла во фрагментах, имеющийся материал трудно освоить целиком в рамках краткого курса. Поэтому в данном пособии представлены те произведения и авторы, которые считаются самыми значимыми для истории античной литературы.


Об авторе
top
photoЗабудская Яна Леонидовна
Доцент кафедры классической филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доцент филологического факультета Совместного университета МГУ-ППИ (г. Шэньчжэнь, КНР). В 2001 году под руководством выдающегося филолога-классика, профессора Азы Алибековны Тахо-Годи защитила кандидатскую диссертацию «Функциональное значение хора в жанровой структуре греческой трагедии». Читает лекционные курсы по истории античной литературы и рецепции античного наследия, ведет занятия по древнегреческому и латинскому языкам. Область научных интересов: история античной драмы, теория художественного перевода, рецепция Античности в русской и зарубежной культуре. Автор более 80 статей и книг, среди которых: «Древнегреческая литература: Учебное пособие для иностранных студентов», «Римская литература: Учебное пособие для иностранных студентов», «Древнегреческий язык в таблицах и схемах: Учебно-методические материалы» (в соавторстве с О. В. Осиповой), «Латинский язык для юристов в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие», «История античной литературы: Краткий курс для студентов гуманитарных специальностей» (URSS).