КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Международный НИИ проблем управления Проблемы теории и практики управления. Спецвыпуск: 'Экономическая политика России в 2018-2024 годы'
Id: 239900
 
739 руб.

Проблемы теории и практики управления. Спецвыпуск: "Экономическая политика России в 2018-2024 годы". №03/2018

URSS. 2018. 144 с. PDF

Почему экономика России топчется на месте? Структурные аспекты долгосрочной экономической политики. Федеральное агентство развития и успех догоняющего развития. Третья концепция социально-экономического развития. Приоритеты, задачи, риски и стратегии экономической политики России.

Содержание
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Абел Аганбегян Почему экономика России топчется на месте? (с.11–26)

экономический кризис, рецессия, стагнация, цивилизованный рынок, социально-экономический рост, конкуренция, инвестиции, человеческий капитал
Рассматриваются итоги экономического развития России за 1991–2017 гг. Выделяются три основных периода: трансформационный кризис (1991–1998), восстановительный социально-экономический рост (1999–2008) и 10-летие глобального кризиса, рецессии и стагнации (2009–2018). Показано, что за эти годы экономика России перешла не к экономическому росту, а к стагнации. Основная причина сложившихся проблем, по мнению автора, состоит в том, что страна не перешла к цивилизованному рынку, который содержит встроенный в свое нутро двигатель экономики — за счет конкуренции, стимулирования, воспроизводства инвестиций в основной капитал и вложений в человеческий капитал, то есть в источники экономического роста. В статье предлагается вернуть народнохозяйственное планирование, которое могло бы быть директивным для госструктур.
  • В 1991–1998 гг. в экономике России наблюдался трансформационный кризис, связанный с переходным периодом.
  • В 1999–2008 гг. в экономике происходил восстановительный подъем, связанный во многом с восьмикратным повышением экспортной цены на нефть и увеличением других цен на экспортные товары России.
  • В 2009–2017 гг. наступил период глобального кризиса, рецессии и стагнации, все основные экономические и социальные показатели — ВВП, промышленность и инвестиции — практически остались около «нулевого» уровня, кроме сельского хозяйства, которое показало рост на 25 %.

Виктор Ивантер, Борис Порфирьев, Александр Широв Структурные аспекты долгосрочной экономической политики (с.27–34)

экономическая политика, долгосрочная стратегия, темпы экономического роста, качество жизни, стратегическая модель управления
Анализируются основные тенденции развития российской экономики, разрабатываются решения в области экономической политики на перспективу до 2024 г. Констатируется, что основные проблемы текущей российской экономики связаны со структурной несбалансированностью, для преодоления которой требуется набор специальных мер структурно-инвестиционной политики. Доказывается, что с учетом имеющихся в экономике ограничений наиболее приемлемой долгосрочной стратегией является сочетание методов стратегического и проектного управления через создание комплекса крупных национальных проектов.
  • Исчерпание потенциала экономического роста в последние годы связано с тем, что в структуре экономики России не нашлось иных значимых источников доходов, кроме сырьевого комплекса.
  • Выход на минимально необходимые темпы экономического роста в 3–4 % при помощи исключительно регулярных (традиционных) мер экономической политики практически невозможен.
  • Критически важно, чтобы селекция народнохозяйственных проектов в первую очередь была бы направлена на реализацию возможностей эффективного импортозамещения.

Виктор Полтерович Федеральное агентство развития: оно необходимо для разработки и реализации успешных стратегий (с.35–41)

догоняющее развитие, экономический рост, индикативное планирование, долгосрочная стратегия, система проектов, национальная инновационная система, заимствование технологий
Показано, что в успехе догоняющего развития важную роль играли специальные структуры — генеральные агентства развития, координировавшие деятельность министерств и ведомств. Рассмотрены функции таких агентств, сформулированы основные задачи, которые должно решать аналогичное российское Федеральное агентство развития (ФАР). Создание в конце 2016 г. департамента проектной деятельности Аппарата Правительства Российской Федерации можно рассматривать как первый этап создания ФАР. Предлагается ряд дальнейших шагов по его формированию.
  • Там, где рынок эффективен, создания инфраструктуры нередко достаточно для активизации производства.
  • Для успешной разработки и реализации стратегий догоняющего развития необходима координация всех видов экономической политики, а значит, согласованная работа многих министерств и ведомств.
  • Для обеспечения быстрого устойчивого экономического роста необходимо создать российское Федеральное агентство развития (ФАР), которое должно стать основой смешанной системы индикативного планирования.

Михаил Эскиндаров На пути к «экономизации» экономической политики России (2018–2024) (с.42–49)

цифровая экономика, глобальные цепочки стоимости, технологический уклад, четвертая промышленная революция, промышленная политика, кредитно-денежная политика, налогово-бюджетная политика
Раскрывается авторская позиция, согласно которой экономическая политика России «потеряла» собственно экономическое содержание и отдана на откуп институтам и процессам неэкономического характера. Это неприемлемая роскошь для современного периода мировой глобальной трансформации в условиях турбулентности и неопределенности. Неуправляемая глубокая интеграция российской экономики в глобальные цепочки стоимости не привела к росту эффективности, а простимулировала технологическое отставание. Промышленная политика в стратегическом обрамлении должна стать основой «повестки дня» на ближайший период. Для этого крайне необходимо наладить действенный механизм координации кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.
  • Сложившаяся в 1980-е годы в рамках пятого информационно-коммуникационного технологического уклада глобальная экономическая модель исчерпала свои возможности.
  • Глубокая интеграция в мировую экономику, произошедшая в последние 30 лет, не принесла России ощутимых успехов ни в экономике, ни в социальной сфере.
  • Выход из данной ситуации заключается не в дальнейших «структурных реформах», а в проведении стратегии создания крупнейших отечественных компаний мирового уровня.

Дмитрий Сорокин Третья концепция социально-экономического развития: проблема целеполагания (с.50–55)

концепция, стратегия, социально-экономическое развитие, конкурентность, технологии, прогноз
Исследуется концепция социально-экономического развития страны на предстоящий период как третья попытка определения стратегических ориентиров развития. Ее реалистичность, по мнению автора, во многом определяется итогами и опытом, полученными в ходе реализации аналогичных документов, подготовленных в 2000 и 2008 гг. Анализ этих итогов показал, что не удалось реализовать главное условие устойчивого развития в стратегической перспективе — создание конкурентоспособной технологической базы экономики. Для преодоления угроз, порождаемых этой ситуацией, необходимо, чтобы новая концепция определяла в качестве абсолютного приоритета социально-экономической стратегии ее первоочередную направленность на технологическое перевооружение экономики.
  • Нынешняя концепция социально-экономического развития страны будет третьей попыткой определения ее долгосрочных перспектив развития.
  • Причина зависимости темпов экономического роста России от конъюнктуры энергосырьевых мировых рынков хорошо известна — технологическая неконкурентоспособность российской экономики.
  • Новая концепция развития страны должна формулировать в качестве абсолютного приоритета социально-экономической стратегии ее первоочередную направленность на технологическое перевооружение экономики.

Мамикон Айрапетян Приоритеты экономической политики России (между конкуренцией и монополией, фритредерством и протекционизмом) (с.56–66)

экономическая политика, мировой экономический цикл, предкризисная экономическая парадигма, конкуренция, монополия, фритредерство, протекционизм
Формулируются основные приоритеты экономической политики, реализация которых является основным условием восстановления экономического роста в России в ближайшие годы (2018–2024) на уровне, достаточном для смягчения кризисных процессов и сдерживания дальнейшего ухудшения состояния экономики. Обосновывается, что эти приоритеты зависят от политического выбора между конкуренцией и монополией, фритредерством и протекционизмом, который должен быть осуществлен в чрезвычайно сложной ситуации — в преддверии мирового экономического кризиса после 2020 г. С точки зрения автора, это означает, что с 2015 г. мировая и российская экономики находятся в предкризисной парадигме развития и поэтому будут выстраивать в ближайшие годы предкризисную экономическую политику.
  • Экономические проблемы России невозможно решать автономно — вне глобальной проблематики, вне мировой цивилизации и мировых экономических циклов; попытки решения этих проблем в локальном (национальном или евразийском) пространстве в формате «изоляционизма» — как реакция на мировой экономический кризис 2007–2009 гг., западное или восточное влияние — бесперспективны и ведут к стагнации.
  • «Догоняющее» развитие в России невозможно без субъектов — «локомотивов» модернизации, обеспечивающих модернизационный толчок.
  • Целевая установка экономической политики России при всех внутренних и внешних сложностях должна состоять в трансформации России в крупную и ведущую страну мировой экономики.

Яков Миркин Российская экономика: вызовы, сценарии, стратегия роста (с.67–74)

экономические вызовы, опережающий темп роста, финансовая политика, макросценарии, государство развития
Рассмотрена модель российской экономики и главные вызовы, стоящие перед ней. Предложены четыре сценария будущего в 2018–2025 годах, оценены вероятности их реализации, подробно описана экономическая и финансовая политика, конституирующая их. Особое внимание уделено сценарию «Нового курса» («Неожиданного поворота»), связанного с переходом российской экономики к сверхбыстрому росту. Дано описание основных идей, финансовых источников роста, базовых конструкций административной, экономической, институциональной и финансовой политики в рамках сценария «Новый курс». Определены целевые индикаторы, которых должна достигать макроэкономика, чтобы находиться в состоянии сверхбыстрого роста.
  • Российская экономика сейчас находится на перекрестке, перед ней жесткие внешние и внутренние вызовы. На эти вызовы нужно дать сильные ответы, найти эффективный сценарий развития.
  • Наиболее вероятным является сценарий продолжения функционирования полузакрытой стагнационной экономики со стареющими технологиями, восполняемыми прежде всего на Востоке, со все большей концентрацией ресурсов в военно-промышленном комплексе и с поддержанием искусственной занятости ради социальной стабильности.
  • Менее вероятной, но возможной является замена большинства управляющих во всех эшелонах власти, приход команд молодых технократов под лозунгом рациональности, развития, модернизации с подчинением аппарата целям роста, «государству развития».

Михаил Ершов О новых экономических подходах в условиях новых рисков (с.75–82)

экономические риски, экономический рост, механизмы развития, кредит, процентные ставки
Исследуются основные внешние риски для экономики России, связанные с возможными обострениями в мировой экономике и геополитическими конфликтами. Обосновывается, что в таких условиях необходимо обеспечить устойчивые внутренние механизмы развития российской экономики, которые будут способствовать нейтрализации этих рисков. Для недопущения негативного влияния на российскую экономику со стороны зарубежных источников финансовых ресурсов важно обеспечить приоритетную роль внутренних источников монетизации. Необходимы разноплановые решения, которые должны включать и процентные послабления, и налоговые стимулы, и повышение реальных располагаемых доходов населения.
  • При кажущемся благополучии мировой экономики оценки ОЭСР говорят о том, что сейчас риски не меньше уровня до кризиса 2007–2009 гг.
  • В таких условиях необходимо обеспечить устойчивые внутренние механизмы развития российской экономики, которые будут способствовать нейтрализации этих рисков.
  • Для недопущения негативного влияния на российскую экономику со стороны зарубежных источников финансовых ресурсов важно обеспечить приоритетную роль внутренних источников монетизации.

Антон Данилов-Данильян Некоторые вопросы управления государственной собственностью в среднесрочной перспективе (с.83–88)

госсектор, государственная собственность, приватизация, ключевые показатели эффективности, аутсорсинг, частные компании
Рассматриваются текущий уровень и наблюдаемые векторы распространения госсектора в экономике России. Обосновываются целесообразные границы такого распространения. Формулируются аргументы в пользу случаев оправданного увеличения доли государства, приводятся конкретные примеры. Излагаются причины общей неэффективности государственной собственности. Вносятся предложения по институциональным решениям, направленным на экономически оправданное сокращение размеров госсектора, в частности по ограничению предельных сроков владения некоторыми госактивами; введению правила «третий – лишний» для смешанных рынков; расширению возможностей кооперации для предприятий ОПК; изъятию части сверхприбыли подконтрольных государству предприятий; реализации частным компаниям объектов, арендуемых ими у организаций госсектора.
  • Компании частного и государственного сектора по-разному реагируют на регулирующие воздействия органов власти, на вызовы цифровой экономики, на усиление конкуренции, на налоговые стимулы.
  • Естественной границей расширения госсектора является неизбежное падение конкурентоспособности подконтрольных государству компаний, когда их число или размер становятся очень большими.
  • Стимулирование частных инвестиций, а иногда и прямое государственное софинансирование проектов создания новых производств оказываются дешевле и эффективнее сделок слияний и поглощений или разрастания системы разнообразных дочерних и внучатых обществ, подконтрольных компаниям госсектора.

Алексей Ведев Качество экономического роста в 2017 г. — выход на среднесрочный устойчивый тренд или возврат к стагнации? (с.89–95)

экономический рост, цены на нефть, экономические санкции, структурные проблемы, спрос домашних хозяйств, потребительское кредитование
Показано, что в конце 2014 г. российская экономика столкнулась с тремя негативными шоками — падением нефтяных цен, введением санкций и накопившимися структурными проблемами. Как полагает автор, замедление темпов экономического роста в условиях высоких цен на нефть в значительной степени определялось снижением эффективности и нарастанием издержек в российской экономике. Одним из ключевых факторов падения ВВП было сокращение конечного спроса со стороны домашних хозяйств. В результате по многим параметрам российская экономика вернулась на предкризисные тренды, которые обеспечили спад производства. Автор считает, что текущий рост является восстановительным, коррекционным и неустойчивым.
  • Замедление темпов экономического роста в условиях высоких цен на нефть в значительной степени определялось снижением эффективности и нарастанием издержек в российской экономике.
  • Весь период роста (2001–2013) сохранялся достаточно высокий инфляционный фон, а экономический рост в 2011–2014 гг. при высоких ценах на нефть сошел на нет.
  • Рост ВВП в текущем году более чем на 2 % может быть достигнут за счет пополнения товарно-материальных запасов, натурального потребления населения и внешнего туризма, что вряд ли может свидетельствовать об устойчивом росте.

Виталий Маневич О научном обосновании денежно-кредитной политики (с.96–106)

денежно-кредитная политика, кредитные и депозитные операции, бюджетный профицит, валютный курс рубля
Утверждается, что непосредственное воздействие на весь спектр процентных ставок с минимальным временным лагом оказывает ставка не по кредитным, а по депозитным операциям Центрального банка. Автор полагает, что в современных условиях ЦБ может эффективно воздействовать на процентные ставки по депозитам, банковским кредитам и другим финансовым активам, снижая ставку по своим депозитным операциям. Анализируется, в какой мере декларированное свободное плавание рубля действительно воплощается в жизнь, оказывают ли денежные власти реальное воздействие на спрос и предложение иностранной валюты на внутреннем рынке, следовательно, на динамику валютного курса рубля. Показано, что та часть бюджетного профицита, которая не используется для каких-либо рациональных целей, отражается в сокращении денежной базы, другими словами, «уходит в песок».
  • Проблему сдерживания инфляции ЦБ решает с помощью косвенного регулирования спектра процентных ставок.
  • Процентная политика ЦБ может оказывать не только опосредованное, но и непосредственное воздействие на уровень доходности финансовых активов, т. е. на весь спектр процентных ставок в экономике.
  • Увеличение бюджетных инвестиций в отрасли инфраструктуры и социальную сферу на величину, равную 2–3 % ВВП, могло бы изменить динамику российской экономики, сформировать условия для ее дальнейшего успешного развития.

Евгений Бухвальд Политика пространственного развития российской экономики (с.107–112)

экономическая политика, государственное управление, пространственное регулирование, политика регионального развития
Обобщается опыт разработки теории и методологии стратегического планирования, всей системы соответствующих ему документов, показавший, что одной из важнейших задач экономической политики России на среднесрочную перспективу будет регулирование пространственной структуры экономики. В этой связи, по мнению автора, ключевыми задачами государственной политики на этом направлении будут: сохранение единого экономического пространства страны; последовательное позитивное сокращение экономических разрывов между субъектами Федерации; формирование «точек роста» и инновационной модернизации российской экономики. Это требует четкого целеполагания в политике регионального развития, а также согласованного действия всех институтов и инструментов государственного управления, реализующих указанные цели.
  • Для стратегического планирования ключевое значение имеет определение сущности, целей и задач политики регионального развития, которое должно быть и практически развернуто в Стратегии пространственного развития Российской Федерации.
  • За годы российских реформ так и не удалось добиться существенного сокращения межрегиональной дифференциации — основного препятствия к поддержанию единого экономического пространства страны.
  • Ставка на 10–15 ведущих мегаполисов с правом на приоритетное получение всех ресурсов неизбежно приведет к дальнейшим центростремительным тенденциям в размещении производительных сил.

Олег Сухарев Изменение макроэкономической политики для обеспечения экономического роста в 2018–2024 гг. (с.113–119)

экономический рост, инструменты экономической политики, инфляция, структурные проблемы развития
Обобщаются некоторые итоги политики преодоления кризиса 2015–2016 гг. и восстановительного роста 2017 г. Определены направления макроструктурных воздействий, которые необходимо учитывать при реализации денежно-кредитной и бюджетной политики, а также инвестиционной стратегии роста российской экономики в 2018–2024 гг. Анализируются ограничения так называемой сберегательно-инвестиционной модели роста. Модель предполагает восстановление уровня потребления и совокупного спроса одновременно с решением проблем инвестирования в новые фонды и распределением инвестиций между старыми и новыми технологиями. Делается вывод о том, что проводимая денежно-кредитная и бюджетная политика должны содействовать мультиплицирующему эффекту от изменения режима перелива ресурсов между имеющимися альтернативами.
  • Рост инвестиций не гарантирует новой модели роста в условиях сжатого
  • спроса и потребления, что требует восстановления позиции в совокупном
  • потреблении соразмерно с инвестициями.
  • Денежно-кредитная политика в стратегическом измерении должна видеть цель не в подавлении инфляции до слабо обоснованных параметров, а в том, чтобы создать условия воспроизводства банковского капитала с приложением его в обработке и неспекулятивным наращением.
  • Планы научно-технического развития 2018–2024 гг. должны исходить
  • не только из прорывных приоритетов (новых технологий), но и учиты-
  • вать состояние и вклад уже применяемых технологий, которые сильно
  • детерминируют условия для появления новых технологий.

Юрий Богачев, Сергей Толкачев, Артем Тепляков Фокус государственного стимулирования инновационной деятельности в российской промышленности (с.120–133)

российская экономика, промышленный сектор, инновационная деятельность, межстрановые сравнения, промышленная политика, инновационная политика
Анализируются проблемы инновационной деятельности как в российской экономике в целом, так и в отечественной промышленности в частности. Авторы утверждают, что для долгосрочного развития экономики критическое значение имеет инновационный профиль промышленных производств. Анализ, проведенный в статье, показал, что наиболее высокие абсолютные показатели инновационной активности демонстрируют среднетехнологичные отрасли низкого уровня. Такое положение вещей, наряду с другими характеристиками российской экономики, по сути, свидетельствует о сложившейся в стране системе воспроизводства «технологической отсталости». Для решения этой проблемы авторы формулируют ряд рекомендаций по смене фокуса государственного стимулирования инновационной деятельности в российской промышленности, учитывающих санкционный режим функционирования отечественной экономики.
  • Роль государства в НИС должна содействовать снижению неопределенности для инвестиций в инновационные проекты.
  • Отечественная статистика свидетельствует о понимании на государственном уровне необходимости приоритетного стимулирования сектора «high-tech».
  • Преимущество поддержки инновационной деятельности крупных компаний заключается еще и в том, что они, как правило, неизбежно развивают кооперационные связи с малым и средним бизнесом, генерируя инновационный спрос на продукцию последних, а соответственно, и многократно мультиплицируя эффект данного государственного стимулирования.

Баграт Ерзнкян, Руслан Магомедов Блеск и нищета программирования в экономической политике развития регионов (с.134–141)

программирование, экономическая политика, региональное развитие, институциональная система, рутинные и нестандартные проблемы, эволюционное состояние, динамика
Исследуется ряд вопросов, связанных с использованием методов программно-целевого планирования и управления, которые во многом определяют успешность экономической политики. Смысл их эффективного использования раскрывается в адекватности программных методов решаемым проблемам: одни из них могут быть решены рутинным образом, другие, напротив, нуждаются в программном решении; при этом степень значимости проблем несущественна. Дополнительным фактором успешности является учет специфики институциональной системы и технико-экономического развития региона в динамике.
  • Блеск ассоциируется с адекватным применением программных методов, нищета — с неадекватным; и то, и другое обусловлено соответствующим выбором проблем регионального развития.
  • Разграничение проблем определяется не их важностью для развития экономики региона и придания ей черт стационарности, а целесообразностью использования для их решения стандартных (рутинных) процедур либо нестандартных (программно-целевых).
  • Успешность политики регионального развития применительно к решению адекватно подобранных проблем определяется учетом специфики институциональной системы региона и состоянием его технико-экономического развития в динамике.
Contents
ECONOMIC POLICY: STRATEGY AND TACTICS

Abel Aganbegyan Why Does the Russian Economy Make No Headway? (pp.11–26)

economic crisis, recession, stagnation, civilized market, socioeconomic growth, competition, investment, human capital
The article considers the results of Russia’s development from 1991 to 2017. The author identifies here three main periods: 1991–2008 transformation crisis, recovery socioeconomic growth of 1999–2008 and the decade of global crisis, recession and stagnation from 2009 to 2018. Analysis shows that over these years the Russian economy shifted to stagnation instead of economic growth. The author holds that the main reason for the current problems lies in the fact that we have not been moving to a civilized market with its in-built economic powerhouse — through competition, stimulation, reproduction of capital investment and investment in human capital, that is, in economic growth sources. He proposes to return to national economic planning, which might be directive for governmental institutions.

Victor Ivanter, Boris Porfiryev, Alexander Shirov Structural Aspects of Long-Term Economic Policy (pp.27–34)

economic policy, long-term strategy, economic growth rate, quality of life, strategic management model
The article analyzes the main trends of Russian economic development and works out solutions in the field of economic policy up to 2024. It states that the main problems of current Russian economy are due to structural imbalances, and to overcome them a set of special measures in the framework of structural and investment policy is required. The authors prove that, under existing economic limitations, the most acceptable long-term strategy is a combination of strategic and project management methods through creating a package of big national projects.

Victor Polterovich Federal Development Agency: It Is Needed to Design and Implement Successful Strategies (pp.35–41)

catch-up development, economic growth, indicative planning, long-term strategy, project system, national innovation system, technology borrowing
The author shows that an important role in the success of a catch-up development was played by special institutions — general development agencies, which coordinated the activities of ministries and departments. The functions of these agencies are examined, main tasks are formulated to be solved by a similar Russian Federal Development Agency (FAR). The setting up in late 2016 of the Project Department in the Central Office of the Russian Federation’s Government can be regarded as the first stage of FAR creation. A number of further steps in its formation are advanced.

Mikhail Eskindarov On the Way to “Economize” Russian Economic Policy 2018–2024 (pp.42–49)

digital economy, global value chains, technological mode, fourth industrial revolution, industrial policy, monetary policy, tax and budgetary policies
The author’s standpoint is unveiled according to which Russian economic policy “has lost” its economic content as such, and has been assigned to institutions and processes of non-economic type. This is an unacceptable luxury in the modern period of global transformation amid turbulence and uncertainty. Deep uncontrollable integration of Russian economy into global value chains has not entailed efficiency growth, but has instead stimulated technological lagging. Industrial policy strategically framed has to become basic for the agenda of the next period. For this purpose it is imperative to launch an effective mechanism of monetary as well as budgetary and tax policies coordination.

Dmitry Sorokin The Third Socioeconomic Development Concept: The Goal-Setting Problem (pp.50–55)

concept, strategy, socioeconomic development, competitiveness, technologies, forecast
The country’s socioeconomic development concept for the coming period as the third attempt to define strategic development benchmarks is researched. The author holds that the viability of this attempt is largely determined by the results and the experience gained in the course of implementing similar guidelines of 2000 and 2008. Analysis of these results shows that the country failed to build up a competitive technological foundation of the economy as the main condition for sustainable development in strategic perspective. To cope with the challenges triggered by this situation it is necessary that a new concept defined — as absolute priority of socioeconomic strategy — its central focus on technological re-equipment of the economy.

Mamikon Ayrapetyan Priorities of Russian Economic Policy (Between Competition and Monopoly, Free-Trade System and Protectionism) (pp.56–66)

economic policy, world economic cycle, pre-crisis economic paradigm, competition, monopoly, free trade, protectionism
The main priorities of economic policy are formulated, whose implementation is the main condition for restoring economic growth in Russia in the coming years (2018–2024) at a level sufficient to mitigate critical processes and curb further deterioration of the condition the economy is in. The author substantiates that these priorities depend on the political choice between competition and monopoly, free trade and protectionism, and this choice should be made in an extremely difficult situation, on the eve of the global economic crisis after 2020. It means, according to the author, that since 2015 the world and the Russian economies find themselves within a pre-crisis development paradigm and will therefore design a pre-crisis economic policy in the years to come.

Yakov Mirkin Russian Economy: Challenges, Scenarios, Strategy of Growth (pp.67–74)

economic challenges, higher-than-anticipated growth rate, financial policy, macro-scenarios, development state
The author studies the model of Russian economy and the main challenges it faces. He proposes four scenarios of the future (2018–2025), estimates the probabilities of their implementation and goes into detail describing the economic and financial policies that constitute them. He pays particular attention to “New Deal” (“Unexpected Turn”) scenario associated with the transition of the Russian economy to rapid-fire growth. The description of the main ideas, financial sources of growth, basic arrangements in administrative, economic, institutional and financial policies within the framework of “New Deal” scenario is presented. The author defines target indicators that macroeconomy should achieve to be in the condition of rapid-fire growth.

Mikhail Ershov On New Economic Approaches amid New Risks (pp.75–82)

economic risks, economic growth, development mechanisms, credit, interest rates
The article examines main external risks for the Russian economy that are related to possible exacerbations in world economy and to geopolitical conflicts. In the author's opinion, under such conditions it is necessary to ensure stable internal mechanisms for the development of Russian economy which will help neutralize these risks. To prevent a negative impact of foreign sources of financial resources on Russian economy it is important to ensure the priority role of domestic sources of monetization. Diversified solutions are needed, they should include interest rates relief, tax incentives and higher real disposable incomes of the population.

Anton Danilov-Danilyan Selected Issues of Medium-Term State Property Management (pp.83–88)

public sector, state property, privatization, key performance indicators, outsourcing, private companies
The article considers the current level and the observed vectors of public sector expansion in the Russian economy. Viable boundaries for this expansion are proved. Arguments in favor of cases of justified increase of the governmental share are formulated, specific examples are cited. The reasons for general inefficiency of state property are stated. Proposals on institutional decisions aimed at economically justifiable reduction of the public sector volume are advanced, in particular by means of: narrowing the time-limits for ownership of certain state assets; by introducing of the “third wheel” rule for mixed markets; by expanding cooperation opportunities for enterprises of the military-industrial complex; by expropriating part of super-profits of state-controlled enterprises; by selling objects taken on lease by private companies from public sector entities.

Alexei Vedev Economic Growth Quality in 2017 — A Move to a Medium-Term Stable Trend or a Return to Stagnation? (pp.89–95)

economic growth, oil prices, economic sanctions, structural problems, household demand, consumer lending
The article shows that in late 2014 the Russian economy faced three negative shocks: slumping oil prices, introduction of sanctions and accumulated structural problems. In the author's opinion, the slowdown in economic growth rates under high oil prices was largely determined by decreasing efficiency of Russian economy and its rising costs. One of the key factors in GDP decline was the reduced final demand of households. As a result, in many parameters the Russian economy returned to pre-crisis trends that caused production decline. The author holds that the current growth is restorative, corrective and unstable.

Vitaly Manevich On Scientific Substantiation of Monetary Policy (pp.96–106)

monetary policy, credit and deposit operations, budget surplus, exchange rate of the ruble
The article states that it is not the rate on credit operations but the rate of deposit operations of the Central Bank which, with a minimum time lag, impact immediately on the entire range of interest rates. The author believes that under current conditions the Central Bank can effectively influence the interest rates on deposits, bank loans and other financial assets by lowering the rate on its deposit operations. He analyzes to what extent the declared free floating of the ruble is really implemented, whether the monetary authorities have real impact on supply and demand of foreign currency on the domestic market, and thus, on the dynamics of the ruble exchange rate. He demonstrates that the part of the budget surplus not used for any rational purposes finds its reflection in the reduction of the monetary base, in other words, “slips through a crack”.

Evgeni Bukhvald Spatial Development Policy of the Russian Economy (pp.107–112)

economic policy, state governance, spatial regulation, regional development policy
The experience of designing the theory and methodology of strategic planning, the entire system of its relevant records is generalized, it shows that one of the most important tasks of Russian economic policy in the medium-term perspective will be spatial structure regulation of the economy. The author evaluates as key state policy objectives in this area the following items: preservation of the country’s integral economic space; consistent positive reduction of economic gaps between Russian Federation’s constituents; points of growth formation and innovative modernization of Russian economy. All this requires perspicuous goal-setting in the regional development policy and also concerted actions on the part of all institutions and instruments of state governance implementing these goals.

Oleg Sukharev A Change in Macroeconomic Policy to Ensure Economic Growth in 2018–2024 (pp.113–119)

economic growth, instruments of economic policy, inflation, structural development problems
The author summarizes selected results of the policy of 2015–2016 crisis resolution and of 2017 recovery growth. The trends of macrostructural influences are defined, they are to be taken into consideration when practicing monetary and fiscal policies and also the investment strategy of Russian economy growth in 2018–2024. Limitations of the so called saving-and-investment growth model are researched. The model presupposes to restore the consumption level and aggregate demand in line with resolving problems of investment in new foundations and investment distribution among old and new technologies. The conclusion is drawn that the monetary and budgetary policies now underway should contribute to create a multiplying effect thanks to the change in the regime of resources flow among existing alternatives.

Yuri Bogachev, Sergei Tolkachev, Artem Teplyakov The Focus of Governmental Incentives on Russian Innovative Manufacturing (pp.120–133)

Russian economy, manufacturing sector, innovative activity, cross-country comparisons, industrial policy, innovative policy
Innovation problems both in the Russian economy in general and in the national manufacturing sector in particular are researched. The authors argue that the innovative profile of manufacturing productions is critical for long-term development of the economy. The analysis carried out in the article showed that the highest absolute indicators of innovative activity are demonstrated by low-level medium-tech industries. This state of affairs along with other characteristics of Russian economy evidence, in essence, the reproduction system of “technological backwardness” established in the country. To solve the problem the authors give a number of recommendations on changing the focus of governmental innovative incentives in Russia’s manufacturing sector, with regard to the sanction regime under which the national economy is now.

Bagrat Yerznkyan, Ruslan Magomedov The Luster and Misery of Programming in the Economic Policy of Regional Development (pp.134–141)

programming, economic policy, regional development, institutional system, routine and non-standard problems, evolutionary state, dynamics
The authors investigate a series of issues linked with applying methods of program-targeted planning and management methods, which to a great extent predetermine a successful economic policy. The sense of their effective use is revealed in the adequacy of program methods to problems to be solved: some of them can be solved routinely, other, on the contrary, need a program solution, whereas the degree of significance of the problems is unsubstantial. An additional factor of success is the consideration of the specifics of the institutional system and of the regional technical and economic development dynamically.