URSS.ru Магазин научной книги
30 лет Издательской группе URSS
Обложка Александров И.И. Сборник геометрических задач на построение (с решениями) Обложка Александров И.И. Сборник геометрических задач на построение (с решениями)
Id: 301204
12.9 EUR

Сборник геометрических задач на построение (с решениями) Изд. стереотип.

URSS. 2023. 174 с. ISBN 978-5-9710-3613-5.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга замечательного российского математика и педагога И.И.Александрова (1856–1919), автора многочисленных работ по вопросам содержания и преподавания школьного курса математики. В книге собраны геометрические задачи на построение, расположенные в зависимости от главных методов решений. В приложении даны дополнительные указания к решению некоторых задач. Сборник многократно переиздавался, что ...(Подробнее)сделало его классическим трудом, завоевавшим признательность широких математических кругов всего мира.

Книга может служить хорошим пособием по геометрии для учителей и учащихся старших классов средней школы.


Оглавление
top
Из предисловия к 16 изданию
Обозначения
Часть первая
Отдел I. Основные задачи и задачи, решаемые непосредственно
 Главнейшие теоремы и вопросы, имеющие приложение в дальнейших задачах
Отдел II. Задачи на построение и методы их решения
 Метод геометрических мест
 О подобных фигурах и центре подобия
 Центр подобия окружностей
 Метод подобия
 Задачи на метод подобия
 Метод обратности
 Методы преобразования фигур
 Метод симметрии и спрямления
 Метод симметрии
 Метод спрямления
 Метод параллельного перенесения
 Метод вращения около оси
 Метод вращения около точки
 Метод инверсии или метод обратных фигур
Отдел III. Приложение алгебры к геометрии
 Применение тригонометрии к решению геометрических задач
 О возможности решения геометрических задач циркулем и линейкой
Часть вторая
Отдел IV. Смешанные задачи
Отдел V. Решение задач одним циркулем
 Построения Штейнера и построения с помощью двусторонней линейки, прямого или острого угла
 Построение корней уравнения третьей и четвертой степени
Прибавление. Задачи с неприступными точками
Н. В. Наумович. Указания и дополнения

Из предисловия к 16-му изданию
top

При изменении своей книги автору предстояли две задачи неодинаковой трудности: или довести книгу до полного научного совершенства по современным источникам, удалив ее таким образом от средней школы, или, сделав возможные улучшения в научном смысле, не удалять книги от области среднего образования.

Дело еще осложнялось тем, что, по отзывам нескольких компетентных лиц, книга в России и за границей с успехом служила для самостоятельных занятий учащихся – без руководства преподавателей. При этом одни учащиеся находили книгу слишком трудной, другие – недостаточной и неохватывающей весь предмет.

Автор в течение многих лет видел очень много случаев чрезвычайно полезного влияния построений на ум учащегося и потому ни секунды не колебался в выборе и избрал второй путь, стараясь не удалять книги от средней школы и не жертвуя совсем развитием ее научности.

С такими намерениями автор в первой трети своей книги сохранил ее несколько ученический язык, оставил в ней задачи с двойным номером на случай повторения пройденного в классе, – эти двойные номера ручаются за сходство идеи и содержания решения – оставил также задачи, разнящиеся только формой выражения с целью дать учащемуся время освоиться с этим явлением. Задач последнего типа, начиная с N 150, II, уже совсем не встречается. Краткие обозначения и специальные термины введены окончательно только во второй половине книги. От самого начала автор строго различает термины "прямая" и "отрезок прямой", "касательные окружности" и "касательные круги" и т.п.

Искусство решать задачи на построение слагается главным образом из уменья читать чертежи, из находчивости в проведении вспомогательной линии (см., напр., 2, 8, 156), II) и, наконец, равным образом, из знания и уменья применять методы. С углублением в дело должна развиваться находчивость уже высшего порядка – она состоит в уменье свести одну задачу на другую и, главным образом, в уменье применить к делу идеи метода.

Всего лучше это покажут задачи: 112, 156, 160, IV и 339, 386, 502, 503, 505, II.

Соответственно этому пополнены задачи на чтение чертежей (9–50, II) не в смысле числа задач, а в смысле разнообразия геометрических идей решения. Это достигнуто исключением задач одной идеи с заменой их задачами других идей. В дальнейшем было принято не брать более двух вариантов одной задачи, за исключением оригинальных и трудных случаев – таковы применение задач 69, I и 7, IV, задачи на инверсию и т.п. Общее число задач в книге приблизительно осталось то же, хотя прибавлено более ста новых задач (на половину собственной композиции, не считая первого отдела). Таким образом книга, не отдаляясь от области средней школы, стала более содержательной и более свободной от балласта.

Метод инверсии изложен заново с достаточным числом примеров, и ему дано надлежащее место. Из книги исключены все стереометрические задачи, за исключением тех, которые решаются планиметрическими методами (130, 133, IV). Прибавлены специальные указания к построению параллелограмов (386, II).

В отделе третьем я остановился на мысли помещать лишь те задачи, которые решаются с помощью алгебры или легче, или с тою же трудностью (в некоторых случаях это сделано по способу Лемуана). Поэтому число задач сократилось. Но зато я поместил новую статью о возможности решения задачи циркулем и линейкой, разбирая этот вопрос с двух точек зрения. Кроме примеров, написанных по этому вопросу с подробным решением, приложено 20 задач для упражнения.

В отделе первом, согласно указанию многих лиц, я сократил число задач на непосредственное применение основных задач, но зато поместил до 50 теорем, впоследствии играющих важную роль. Переделка этих маленьких упражнений может оказать существенную помощь в дальнейших построениях (см. 83, I и 154, IV, 82, I и 435, II). Число этих теорем можно увеличивать произвольно – я остановился на главнейших.

Четвертый отдел отличается тем, что учащийся должен сам разыскать подходящий метод решения. В него же вошли задачи наиболее трудные и предназначенные для лиц, имеющих особую склонность к этому предмету. Число ключей к решению и намеков на решение я всюду значительно увеличил, полагая, что те лица, которым они не нужны, могут не обращать на них внимания.

За страшно быстрым темпом современной жизни я не успел поместить элементарную теорию поляр и гармонических фигур; в будущем я надеюсь их изложить совершенно просто. Эти теории решают весьма изящно некоторые задачи (156–160, IV).

Книга была отдана решениям с помощью циркуля и линейки. В настоящее время такую постановку дела уже нельзя признать правильной. Поэтому, в особом пятом отделе, изложены построения Маскерони, Штейнера, а также решения задач с помощью простейших инструментов, способных решить не только квадратную задачу, но и задачу третьей и четвертой степени. Сюда же вошло мое маленькое исследование о конструктивных задачах с неприступными точками.

Согласно опыту последние два отдела книги практиковались в школе мало; поэтому эти отделы напечатаны особо и составляют 2-ю часть всего труда.

Как и в прежних изданиях я указываю, как надо пользоваться моей книгой в школе. Прежде всего надо пройти основные построения (I, 1–17) и достаточное количество задач, приучающих глаз и руку к построениям, не требующим анализа (18–36, I и 73–93, II). Параллельно с этими задачами или раньше полезно пройти соответствующие вопросы первого отдела. Далее необходимо обратить достаточное внимание на чтение чертежей, как на одну из самых важных сторон всего дела (NN 1–52, II). При дальнейшем постепенном и осторожном возвышении трудности задач следует кроме методов решения познакомить с очень важными приемами решения alpha, beta, gamma..., nu (стр.84, 103 и 104); венцом этого дела является указание на то, что некоторые геометрические идеи, как выразился один из моих рецензентов, оказываются рычагами решения целого класса задач. Число пройденных задач, число изученных методов и идей наперед указаны быть не могут; все это определяется в каждом частном случае интересом учащихся и тактом преподавателя.

При перерабатывании моей книги, кроме периодических изданий и собственной работы, я пользовался трудами Петерсена, Адлера, Вебера, Enriques'a, Rouche et Comberousse и задачником Е.М.Пржевальского.

Заключительное мое слово позволяю себе направить к учащимся.

Неудача в решении задач наиболее часто выпадает на долю конструктивных задач. Такая неудача не должна подавать повода к понижению энергии. С пишущим эти строки неоднократно бывало, что иная задача несколько лет не поддавалась решению, в конце же всего решалась обыкновенно довольно быстро. Вообще же, если задача, разрешимая по существу дела, не поддается решению, то это чаще всего зависит от того, что мы недостаточно терпеливо и послушно идем туда, куда нам указывают логика и идеи метода.

И.Александров

Прим. Для желающих скорее ознакомиться с сущностью предлагаемой книги выписываем номера задач, служащих представителями различных методов.

Метод геометрических мест: 117, 157, 173, 67, 210, II и 62, 105, IV.

Радикальные оси: 240–260, II.

Метод подобия и умножения фигур: 268, 295, 307, 270, 271, 318, II и 114, 130, IV.

Метод симметрии и спрямления: 340, 346, 376, 355, II и 136, 118, IV.

Метод параллельного перенесения: 380, 386, 404, 409, II и 156, IV.

Метод вращения около оси: 438–454, II.

Метод вращения около точки: 455–500, II и 154, IV.

Метод инверсии: 501–505, II и 160, IV.

На задачах подобного рода сосредоточивается научный интерес всей книги.


Об авторе
top
Александров Иван Иванович
Известный российский математик и педагог. Родился во Владимире, в семье уездного врача. В 1878 г. окончил физико-математический факультет Петербургского университета, где слушал лекции выдающихся математиков П. Л. Чебышёва, А. Н. Коркина, Е. И. Золотарева, великого химика Д. И. Менделеева. До 1906 г. работал учителем математики в Тамбовской гимназии; затем переехал в Москву, где преподавал в московских средних учебных заведениях, читал лекции в Народном университете имени Шанявского и на вечерних курсах Межевого института.

Всеобщую известность И. И. Александрову принесли его труды по вопросам содержания и преподавания школьного курса математики. Ему принадлежит свыше 30 печатных работ. Книга «Методы решений геометрических задач на построение» (1881) была переведена во Франции и Германии. До ее выхода как в России, так и в других странах геометрические задачи на построение решались без системы, без общих методов, вследствие чего культура решения этих задач стояла на весьма невысоком уровне. После опубликования этого труда вопрос решения геометрических задач на построение сделался необходимой частью учебного материала по геометрии. Книга «Методы решения арифметических задач» (1887) оказала большое влияние на методику преподавания арифметики. Остальные работы И. И. Александрова также отличаются научностью, оригинальностью обобщений, ясностью языка и стремлением улучшить методику преподавания математики.

Информация / Заказ
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!

Особенности 20-го выпуска:

- исправили предыдущие ошибки

- Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР

- В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек

10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот)

- Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее)


Информация / Заказ
Зиновьев А.А. ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ
2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR

Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее)


Информация / Заказ
2022. 1656 с. Твердый переплет. 169.9 EUR

Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее)


Информация / Заказ
2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR

Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати

В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее)


Информация / Заказ
2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR

Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR

Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR

Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR

В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR

Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире.

Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее)