КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Беляев В.А. Методологическое пространство европейской философии: Между первым и вторым просвещениями. (C критическим анализом выдающегося труда В.Виндельбанда «История древней философии»)
Id: 238321
 
749 руб. Новинка недели!

Методологическое пространство ЕВРОПЕЙСКОЙ философии: МЕЖДУ ПЕРВЫМ И ВТОРЫМ ПРОСВЕЩЕНИЯМИ. (C критическим анализом выдающегося труда В.Виндельбанда «История древней философии»)
Методологическое пространство европейской философии: Между первым и вторым просвещениями. (C критическим анализом выдающегося труда В.Виндельбанда «История древней философии»)

URSS. 2019. 480 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-5794-9.

Эта книга является исследованием связи логики предельного теоретизирования (высшим проявлением которого является философия) и логики социокультурных процессов. Конкретной областью исследования является европейская культура от Античности до Нового времени. Именно это и задает перспективу: между первым и вторым просвещениями. В центре перспективы находится новоевропейское просвещение, точнее, модерн как социокультурная реальность. Автор стремится показать модерн как эпоху формирования новой, «посткультурно-интеркультурной» социокультурной архитектуры, имеющей всемирное значение.

В русле решения этой задачи автор вводит представление о «методологическом пространстве», которое относится к логике теоретизирования. В методологическое пространство входят методологические схемы, стратегии и перспективы. Они связывают схемы теоретического построения реальности с факторами, порождающими эти схемы (или влияющими на их порождение). Автор акцентирует внимание на социокультурных факторах.

Отдельным вызовом, заставляющим в качестве ответа прорисовывать методологическое пространство, является противопоставленность множества теоретических (прежде всего предельно-теоретических) стратегий в истории и современности. Методологическое пространство в этом отношении является пространством глобального соизмерения. Оно показывает, как рождаются теоретические стратеги, под действием каких факторов они рождаются, какие границы они имеют, их позитив и негатив, логику их дальнейшей актуализации и деактуализации. Это прорисовка пространства глобальной теоретической и социокультурной коммуникации. Это прорисовка глобального соизмерения теорий через логику истории. Для современной ситуации кризиса модерна это имеет существенное значение. Надо понять, что представляет собой модерн, его проект, его позитивные и негативные стороны, его генезис и перспективы, а также перспективы его стратегических альтернатив.

Особенностью этой книги является подробное рассмотрение античной философии в перспективе Античность — Средневековье — Новое время. Предлагается новая интерпретация известных позиций, раскрываются стратегические симметрии между греческим просвещением и новоевропейским.

Книга предназначена для всех, кто интересуется логикой теоретизирования, логикой социокультурных процессов, логикой истории и логикой модерна.


Содержание
Введение...14
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ: МЕЖДУ ПЕРВЫМ И ВТОРЫМ ПРОСВЕЩЕНИЯМИ...22
Первое методологическое введение...22

1. Логика социокультурных процессов, логика предельного теоретизирования и их взаимосвязь. Логина модерна как главная точка отсчета...22

2. Философия как предельное конструирование мира. Неустранимость плюрализма философий. Неизбежность исторического рассмотрения логики предельного теоретизирования (философствования). Состояние современного мира и позиция теоретика истории...24

3. Предельное теоретизирование: философия и частные практики-знания...27

4. Логика истории философии с точки зрения антропоцентризма модерна. Конструктивный и методологический модусы человеческого творчества. Стратегия историзма как выражение предельного методологизма. Пространство истории как методологическое пространство. Философия как методология предельного теоретизирования...29

5. Методологизм и «социокультурный» материализм между «тотальным» материализмом и «тотальным» идеализмом...32

6. Культурно-исторический материализм и логика модерна. От «культур» к «посткультуре-интеркультуре»...35

7. Социокультурная форматность человеческого существования (системы, эпохи, мировоззрения, философии) и стратегия модерна. Европейская философия: между ролью «служанки богословия» и ролью «служанки науки»...37

8. Философия и наука в перспективе «от культур к посткультуре»...42

9. Теоретический и эмпирический полюсы построения мира в перспективе «от культур к посткультуре»...45

10. Предельное теоретизирование и социокультурная форматность человеческого существования...46

11. Рациональный, иррациональный модусы предельного теоретизирования и «наука»...48

12. Логика предельного теоретизирования и логика социокультурных систем. Антитезы «материализм – идеализм», «открытое общество – закрытое общество», «открытый универсум – закрытый универсум»...49

13. «Механицизм» и «органицизм» как выражение логик построения «открытого» и «закрытого» универсумов...52

14. «Механицизм» и «органицизм» как выражение «социокультурного материализма» и «социокультурного идеализма»...53

15. От «механицизма» и «органицизма» к «культурно-историческому материализму» и «культурно-историческому идеализму»....56

16. Коллективное и индивидуальное в историческом процессе. Типы культурных зон и типы философий...58

17. Философия и идеология. Философские стратеги построения «открытого» и «закрытого» универсумов. «Закрытый» универсум и «идеологическое» общество...60

18. Методологическое пространство: методологические схемы, стратегии и перспективы. Методологическое пространство и рефлексивный горизонт. Принципы и задачи антропоцентрической методологической стратегии...62

19. Предпосылки предыстории человечества, следующие из «посткультурного» методологического фундамента...66

Второе методологическое введение...69

1. Европейская философия и культура между греческим и новоевропейским просвещениями...69

2. Античная философия между эллинством и эллинизмом...71

3. Проблематизация перехода от «мифологии к космологии»...73

4. Проблема соотношения «научного взгляда» на логику культур и философий и культурно-исторического генезиса самого «научного взгляда». Выяснение социокультурной логики модерна как сверхзадача исследования...74

5. Логика истории и философий: между «закрытым» и «открытым» универсумами...76

Глава 1. Предфилософский контекст возникновения греческой философии...81

1. Три факторные схемы длительного действия: геокультурная, личностно-политическая и практико-теоретическая – и соответствующие им методологические перспективы...81

2. Периоды самосознания греческой культуры: теоцентрический, природоцентрический и антропоцентрический. Два плана методологического пространства европейской культуры и философии: план стратегического рассмотрения (методологическая стратегия модерна) и план самосознания (методологические стратегии разных эпох и периодов)...86

3. Общий план эволюции самосознания греческой культуры с точки зрения методологической перспективы «личностное – политическое»...88

Глава 2. От теоцентрической культуры к греческому просвещению...93

1. Пифагор. «Эволюционистская» и «креационистская» методологические стратегии. Первая «консервативная революция» в европейской философии...93

2. Фалес. Первый вариант трансформации универсума в «эволюционистской» стратегии...96

3. Анаксимандр и Анаксимен. Новые шаги в «эволюционистском» направлении...98

4. Ксенофан. Новый шаг в «креационистском» направлении. Натуралистическое знание на новом теистическом фундаменте...102

5. Гераклит. Еще один шаг к поиску мировой упорядочивающей основы...105

6. Парменид. Борьба за единство против множественности на поле логоцентрической стратегии...110

7. Парменид. Борьба за единство против множественности на поле космоцентрической стратегии. Позиция Парменида в рамках антитезы «материализм – идеализм»...113

8. Зенон. Поляризация позиций. Замыкание борьбы за единство мира полем логоцентрической стратегии. Начало софистики...118

9. Мелисс. «Апофатическое» теоретизирование о единстве мира...122

10. Эмпедокл. Выведение «эволюционистской» линии натурфилософии на уровень логоцентрической методологической стратегии...123

11. Эмпедокл. Дуалистическая диалектика единства и множественности. Возврат к правам «креационизма»...127

12. Анаксагор. Еще один вариант реализации «эволюционистской» линии. Аристократический вариант «открытого» универсума...129

13. Левкипп. Атомизм как проекция «эволюционистской» линии натурфилософии на логоцентрическую стратегию...133

14. Пифагорейцы. Разработка «креационистской» линии. Противостояние «монистической» и «плюралистической» стратегий на логико-математическом фронте...138

15. Пифагорейцы. Натурфилософский аспект...141

Глава 3. Греческое просвещение...144

1. Греческое просвещение. Теоцентрическая и космоцентрическая стратегии в области критики. Выход на позиции антроцентрической стратегии. Противопоставление практического знания предельно-теоретическому. Методологический поворот в теоретизировании. Актуализация социально-этической размерности теоретизирования: «открытое» общество и «закрытое» общество...144

2. Софисты. Критика теоцентрической традиции: от к «природного» в универсуме к «природному» в человеке. «Природное» назначение человека против социального. «Человек есть мера всех вещей». Предельный критицизм и предельный методологизм: перемещение акцента со «что» на «как»...152

3. Сократ. Построение конструктивной версии «открытого» общества. Между Сократом и Кантом. Новый методологизм: перемещение акцента с «как» на «что»...158

4. Сократ. Слои интерпретации сократовской позиции: от утилитаризма до веры в целесообразность мирового строя. На пути от просвещения к контр-просвещению...163

5. Сократические школы: мегарцы. Борьба за абсолютность «добра» в рамках логоцентрической стратегии...167

6. Сократические школы: киники. Предельный вариант «критики культуры». Греческое просвещение и факторы, создающие вызов для «критики культуры» как ответа. «Критика культуры» и антитеза «реализм – номинализм» в перспективе Античность – Средневековье – Новое время...169

7. Сократические школы: киренаики. Чувственный мир и социальность в перспективе умеренной «критики культуры». Погружение в чувственный мир и новоевропейский вариант «критики культуры»...177

Глава 4. Обобщающие философские системы в рамках греческого просвещения и контр-просвещения...182

1. Антитетика философских систем Демокрита и Платона. «Материализм» и «идеализм» от Античности до Нового времени: построение «открытого» и «закрытого» универсумов...182

2. Демокрит. Атомизм как логико-метафизический вариант реализации просвещенческой «критики культуры». Микро-формы и макро-формы: построение универсума «снизу вверх». «Механицизм» против «телеологизма». Атомистическая метафизика как проекция индивидуалистической антропологии. Атомизм между Античностью и Новым временем...186

3. Демокрит. Атомистическая версия натурфилософии «открытого» универсума...191

4. Демокрит. «Критика культуры» как экзистенциальный центр демокритовской философии. От чувственного мира к сверхчувственному: на пути к «просветленной материи»...192

5. Демокрит. «Номиналистическая» стратегия в теории познания...195

6. Платон. Новая метафизика из позиции контр-просвещения. На пути создания «новой культуры»...197

7. Платон. Контр-софистическая методология. Разработка сократического метода с акцентом на дедукции...201

8. Платон. От «этического идеализма» к «объективному идеализму» (параллель между греческим и новоевропейским просвещениями). Принятие «новой культурой» достижений «критики культуры» (параллель между греческим и новоевропейским просвещениями). Перспектива «идеологического» общества и средневековой культуры...205

9. Платон. Экзистенциально-этический центр платоновской философии и проектирование культуры «мостов к трансцендентному». Параллели между платоновской эволюцией «от этике к политике», эволюцией новоевропейского контр-просвещения и христианской культуры...212

10. Платон. Проект идеального государства и «идеологическое» общество. Переход от Античности к Средневековью как переход к эпохе «идеологических» обществ. «Идеологическое» общество и «культурная» социокультурная архитектура. Вызов «культурной» архитектуры и переход к «посткультурно-интеркультурной» архитектуре...217

11. Платон. Проективно-антропологический характер платоновской космологии. Логика построения универсумов Демокрита и Платона («открытого» и «закрытого» универсумов)...223

12. Аристотель. От «культуры» к «цивилизации». «Приземление» платоновского мира идей ради принятия логики чувственного мира. Акцентированный методологизм ради соизмерения множества теоретических форм...229

13. Аристотель. Стратегия Аристотеля: поиск середины между «только должным» и «всем возможным»...232

14. Аристотель. Акцент на методологической рефлексии как специфическая часть аристотелевской позиции. Отделение «первой философии» от «второй» как фундаментальная методологическая развилка. Между «символическим дифференцированием» и «символическим интегрированием»...234

15. Аристотель. Ответ на вызов насилия мира «идей» над миром «вещей». Шаг по направлению к «номинализму и эмпиризму» и новоевропейская когнитивная перспектива...239

16. Аристотель. Между методом Демокрита – Эвклида и методом Платона: между построением «открытого» и «закрытого» универсумов...241

17. Аристотель. Метафизика Аристотеля: по ту сторону Демокрита и Платона. Диалектический синтез «реализма» и «номинализма» – «телеологический реализм»...244

18. Аристотель. Принцип «материи», принцип «формы» и их антропологическая интерпретация. Стратегическая «закрытость» и тактическая «открытость» аристотелевского универсума. Диалектическая предельно-теоретическая схематика от Античности до Нового времени. Метафизический иерархизм в перспективе от Античности до Нового времени...248

19. Аристотель. Четыре типа причин аристотелевской философии в перспективе Средневековье – Новое время...252

20. Аристотель. Космологическая проекция аристотелевской метафизики: «закрытый» натурфилософский универсум. Позитивная и негативная интерпретация «закрытого» универсума и новоевропейская перспектива. Авангардная роль новоевропейской натурфилософии в деле «открывания» мира...256

21. Аристотель. Иерархия «психической» организации мира: сочетание «эволюционистской» и «креационистской» стратегий. Соотношение этих стратегий в перспективе Средневековье – Новое время...260

22. Аристотель. «Пассивная» (чувственно-практическая) и «активная» (сверхчувственно-теоретическая) стратегии познания мира и их диалектический синтез. Просвещенческий и контр-просвещенческий культурологический смыслы этих стратегий. Перспектива Средневековье – Новое время. Диалектика бесконечного «открывания» мира как мэйнстрим модерна...263

23. Аристотель. Аристотелевская антропология между «этикой» и «политикой». Сопротивляющаяся идеализациям «материя» и идеализирующая «форма» в перспективе от Античности до Нового времени...270

24. Аристотель. Этико-политическая часть философии Аристотеля как генетический центр всей его системы. Диалектический синтез принципов «открытого» и «закрытого» общества с приоритетом последнего. Субстанциально-качественный социальный универсум и историческая судьба христианства...275

Глава 5. Эллинистическая философия и перспектива религиозного поворота...280

1. Общая характеристика перехода к эллинистической Античности и эллинистической философии. Попытка культурной глобализации: от Античности до Нового времени. Социокультурная программа и реализация: от Античности до Нового времени...280

2. Общая характеристика перехода к эллинистической Античности и эллинистической философии. Между конструированием метафизических и социальных систем и индивидуалистической этикой: перспектива Античность – Средневековье – Новое время. Критика наличной культуры с точки зрения предшествующей: перспектива Античность – Средневековье – Новое время...290

3. Эпикур. Эволюция философии и логика выявления-интеграции-дезинтеграции ипостасей человеческого и космического миров. Отделение «человека-ученого» от «человека-философа». Отделение «человека индивидуального» от «человека социального» и противопоставление «человека космополитического» «человеку полисному». Судьба «человека индивидуального» в перспективе Античность – Средневековье – Новое время...295

4. Эпикур. Эллинистическая философия и принцип проективной антропологии. Логика «критики культуры» (от космологии к антропологии) между первым и вторым просвещениями...302

5. Скептицизм. Логика борьбы культурных «направлений» и скептическая реакция. Скептицизм и «осень культуры». Волны скептицизма в перспективе Античность – Средневековье – Новое время. Скептицизм как выражение логики эмпиризации и индивидуализации поля культуры. Соотношение «человека-философа» и «человека-ученого» в перспективе Античность – Средневековье – Новое время...307

6. Стоицизм. От «человека познающего» к «человеку действующему». От «человека социального» к «человеку индивидуальному». Перспектива глобальной освобождающе-объединяющей религиозно-этической трансформации: от Античности к Новому времени...313

7. Стоицизм. Тождество и различие в параметрах стоической и христианской метафизик. «Познание» и «природа» в перспективе перехода от Античности к Средневековью...318

8. Религиозный поворот. Диалектическая логика поздней Античности и Средневековья: между отрицанием социальности и утверждением ее...321

9. Христианство. Ориген. Перспективы средневекового мировоззрения и культуры. Возрождение и логика «отрицания отрицания». Христианство и контр-просвещенческая перспектива. Логика «отрицания отрицания» и новое просвещение. Логика «отрицания отрицания»: «заколдовывание» и «расколдовывание» мира...325

10. Неоплатонизм. Плотин. Символическое интегрирование-дифференцирование: логика поздней Античности и логика Нового времени. «Позднеантичное возрождение»...331

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МОДЕРНА...338
Глава 6. «Актуальность холокоста» З.Баумана и методологическое пространство модерна...338

1. Проблематизации, касающиеся соотношения логики холокоста и логики социализированности-цивилизованности. Холокост как испытание современной социальности. Бюрократическая социальность как «машина производства морального равнодушия и моральной неразличимости»...338

2. Методологический монологизм позиции Баумана. Необходимость выяснения логики модерна и логики методологического пространства модерна...347

3. Логика модерна: функционалистская революция и построение «открытого» универсума. Идеальная программа рациональной социальности модерна. Конституционно-демократическая социальность и бюрократическая социальность. Многомерность социально-этического пространства. «Мировая этическая революция» модерна...354

4. Модерн как вызов. Про-модерновая и контр-модерновая стратегии критики модерна. Контр-модерн, культуроцентризм и национал-социализм...365

5. Логика культуроцентристской национал-социалистической системы: расизм, контр-модернизм и инструментальный разум...370

6. Логика контр-модерна, культуроцентризма и мировые войны...375

7. Тоталитарные общества: «закрытые» системы с «садоводческой» стратегией построения социальности. Социокультурный авангард: дух символизма и радикальной перестройки мира...379

8. «Инженерно-садоводческая» социальная стратегия и проект модерна. «Открытый» социальный универсум, функционалистская революция и формы субстанциализации. Контр-модерн и новый субстанциальный универсум...386

9. «Открытый» универсум и новоевропейская наука. Наука в тоталитарных идеологических обществах...395

10. Логика модерна, его негативная перспектива и возможность глобального контр-модернистского поворота...399

11. Модерн, этатизм и «открытое» общество. «Мировая этическая революция» революция от изначального христианства до постмодерна...401

12. «Закрывающие» тенденции в логике «открывания» мира. Диалектическая методология бесконечного «открывания» универсума...406

13. Методологический диалогизм против методологического монологизма. Рационально-бюрократическая сторона социальности и логика модерна...411

14. Структура социальной системы и структура системы морали. Генезис и положение «общечеловеческих» ценностей. «Мировые этические революции» и логика модерна. «Человек системы» и «общечеловеческий человек»...418

15. Логика новоевропейской науки и логика холокоста: логика «открытого» и логика «закрытого» универсумов...426

16. Модерн, логика «мировой этической революции» и судьба универсалистской морали...430

17. «Этиологический миф современности», гоббсовская проблема и логика модерна...433

Глава 7. Методологическое пространство модерна и логика методологии ММК...438

1. Актуальность методологии и программа «реконструкции основных характеристик методологического мышления»...438

2. Задача выяснения «идеального ядра» методологии ММК и «идеального ядра» модерна. Кризис модерна, контр-модерновый и пост-модерновый типы критики модерна...440

3. Поиск идеи методологии в направлении новой универсальной формы мышления...442

4. «Идеальное ядро» ММК и модерна: построение «открытого» универсума, диалектика бесконечного «открывания универсума. Идея методологии...444

5. Парадигмы нормативности и методологическое мышление ММК...452

6. Соотношение парадигм нормативности и логика развертывания модерна. Типы методологических стратегий: контр-модерновая, пост-модерновая и сбалансированная модерновая...454

7. Выделение отличительных особенностей методологического мышления...458

8. Между методологией, философией и наукой...460

9. «Логика рефлексии» методологии ММК...469

10. «Логика рефлексии» методологии ММК и «логика рефлексии» модерна...470

11. «Пространственная» организация мышления и вклад ММК в мировую интеллектуальную культуру...472

12. Коммуникативно-методологическое пространство ММК и коммуникативно-методологическое пространство модерна...473

13. Судьба методологии и судьба модерна...477


Об авторе
Беляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий "Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций", "Проективная антропология", "Посюсторонняя эзотерика", "Путешествие в психодраму и социологию", "Технологии справедливости техногенного мира", "Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности", "Либерализированная Россия в поисках нравственной основы", "Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий", "Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры", "Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира", "Феноменология и методология в контексте интеркультуры", "Интеркультура и философия", "Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход", "Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты", вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.