|
|
Предисловие (А. А. Богданов)
|
Предисловие
|
Введение к очерку учения о цветах
|
Отношения к смежным областям
|
Отношение к философии
|
Отношение к общей физике
|
Отношение к учению о звуке
|
Заключительное замечание относительно языка и терминологии
|
Физиологические цвета
|
1. Свет и мрак для глаза
|
2. Черные и белые образы для глаза
|
3. Серые поверхности и образы
|
4. Ослепительный неокрашенный образ
|
5. Цветные образы
|
6. Цветные тени
|
7. Слабо действующий свет
|
8. Субъективные венцы
|
Чувственно-нравственное действие цвета
|
1. Желтый
|
2. Красно-желтый
|
3. Желто-красный
|
4. Синий
|
5. Красно-синий
|
6. Сине-красный
|
7. Красный
|
8. Зеленый
|
9. Цельность и гармония
|
10. Характерные сопоставления
|
Желтый и синий
|
Желтый и пурпур
|
Синий и пурпур
|
Желто-красный и сине-красный
|
11. Бесхарактерные сопоставления
|
Отношение сопоставлений к светлому и темному
|
12. Исторические замечания
|
Из «Материалов для истории учения о цветах»
|
1. Замечания относительно учения о цветах и метода древних
|
2. Промежуточная эпоха. Пробел
|
3. Роджер Бэкон
|
4. Бэкон Веруламский (XVI век)
|
5. Галилео Галилей
|
6. Декарт
|
7. Исаак Ньютон
|
Личность Ньютона
|
Признание автора
|
Гёте Иоганн Вольфганг Великий немецкий поэт, философ и естествоиспытатель, государственный деятель, один из основоположников немецкой литературы Нового времени. Родился во Франкфурте-на-Майне, в семье имперского советника. Учился в Лейпциге (1765–1768) и Страсбурге (1770–1771); слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину; защитил диссертацию на звание доктора права. Тогда же проникся духом национальной поэзии, стал собирателем народных песен, изучал древнегерманское искусство. С 1775 г. жил в Веймаре, где был советником веймарского герцога; участвовал в военной кампании против Наполеона. В 1782 г. Гёте, являвшийся членом герцогского Тайного совета, был возведен в дворянство и назначен президентом палаты, в 1815 г. стал первым министром. С 1826 г. — иностранный почетный член Петербургской академии наук.
Всемирную славу Иоганну Вольфгангу Гёте принес роман в письмах «Страдания юного Вертера» (1774), но самым грандиозным его произведением стала трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни. В «Фаусте» в значительной степени нашли отражение рассуждения Гёте о естественных науках, политике, эстетике и философии. В области естествознания он выполнил ряд работ по сравнительной морфологии растений и животных, по физике (оптика и акустика), минералогии, геологии и метеорологии. Наибольшее историческое значение имеют его морфологические исследования; им прослежены признаки сходства в устройстве различных органов растений, ему принадлежит термин «морфология». Взгляды Гёте на единство строения растительных и животных организмов позволяют считать его одним из предшественников Чарлза Дарвина. Его труды по теории цвета и в наше время сохраняют научное и философское значение, главным образом в области физиологии и психологии зрения.
|
|
|
|