КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Ленкова Т.А. Медиатекст в свете текстообразующих стратегий
Id: 234241
 
239 руб.

Медиатекст в свете текстообразующих стратегий. Изд.стереотип.

URSS. 2018. 136 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-06207-7.

Настоящая монография посвящена комплексному изучению композиционной формы "описание" в письменном дискурсе репортажа. В книге представлена систематизация и типизация текстообразующих стратегий, характерных для современной прессы Германии. Исследование проводится в рамках междисциплинарного подхода к анализу языка массовой коммуникации в аспекте восприятия и продуцирования текста.

Книга предназначена для преподавателей и студентов филологических факультетов и факультетов журналистики, а также для широкого круга специалистов, интересующихся вопросами развития современной медиакультуры.


Содержание
Введение
Глава 1. Письменный дискурс репортажа в свете когнитологии и прагматики
 1.1.К проблеме публицистического стиля и дискурса СМИ
 1.2.Статус и особенности письменного дискурса репортажа
 1.3.Прагматический, семиотический и коммуникативно-когнитивный подходы к лингвистическому анализу текста
 1.4.Психолингвистический и когнитивный аспекты взаимодействия автора и читателя
  1.4.1.Психолингвистический аспект взаимодействия автора и целевой аудитории
  1.4.2.Когнитивный аспект взаимодействия автора и читателей
  Выводы к главе 1
Глава 2. Проблема типологии композиционных форм
 2.1.Из истории развития взглядов на систему композиционных форм
 2.2.Композиционная форма как единица языка и речи: когнитивный аспект
 2.3.Композиционные формы в свете текстообразующих стратегий
 2.4.Разновидности композиционной формы "описание"
  2.4.1.Статическое описание
  2.4.2.Динамическое описание
 2.5.Взгляд на роль композиционной формы "описание" в языке СМИ в отечественной науке
 2.6.Взгляд немецких исследователей на роль композиционной формы "описание" в языке СМИ
  Выводы к главе 2
Глава 3. Структурно-композиционная схема репортажа
 3.1.Структурно-композиционная схема репортажа в отечественной традиции
 3.2.Структура и композиция репортажа в немецкой прессе
 3.3.Место репортажа в газетно-публицистическом стиле (проблема чистоты жанра репортажа)
 3.4.Критерии выбора языковых средств репортажа
 3.5.Функции авторского "я" в текстах СМИ
  Выводы к главе 3
Глава 4. Особенности функционирования композиционной формы "динамическое описание" в репортаже (на примере центральных и региональных газет)
 4.1.Стилистические средства образной наглядности
 4.2.Лексические средства экспрессивности
 4.3.Экспрессивность в синтаксическом оформлении репортажа средствами "динамического описания"
 4.4.Роль автора в селекции лингвистических и экстралингвистических средств
 4.5.Истоки экспрессивности репортажа в немецкой прессе
 4.6.Понятие креолизованного текста
 4.7.Креолизованный текст как средство достижения воздействующей функции печатного репортажа
 4.8.Полидискурсивность как специфика печатного репортажа
  Выводы к главе 4
Заключение
Литература
Список сокращений
Приложение 1
Приложение 2

Введение

Современное общество немыслимо без средств массовой информации. Стремительно развиваясь, к концу XX -- началу XXI века СМИ уже не только и не столько информируют, сколько все больше и больше выполняют манипулятивную функцию. В данном контексте особенно значимым и актуальным предметом исследования становится массмедийный язык. При этом пристальное внимание отечественных и зарубежных лингвистов привлекает не только специфика языка СМИ, но и проблема использования выразительных средств в различных жанрах и типах медиадискурса.

В настоящее время на уровне российских исследований наметились новые тенденции в характеристике публицистического стиля и стилистики текста. Тексты предлагается описывать "не перечнем типовых языковых единиц, а векторным указанием на правила их отбора и композиции" [Костомаров 2005]. Это обусловливает необходимость создания работ по сопоставительному анализу разных языков, в которых отражаются определенные изменения взаимоотношений ресурсов языка и их употребления.

Данная монография посвящена комплексному изучению композиционной формы "описание" в письменном дискурсе репортажа, являющегося одним из основных информационных жанров. Исследование проводится в рамках междисциплинарного подхода к анализу языка массовой коммуникации в аспекте восприятия и продуцирования текста.

Цель монографии состоит в выявлении специфики использования композиционной формы "описание" как основного метода оформления фактографического высказывания в печатном репортаже. В книге представлена систематизация и типизация текстообразующих стратегий, используемых для создания письменного дискурса репортажа в немецкой прессе. Особое значение для дальнейшего исследования языка массмедиа имеет выявленная в работе совокупность языковых констант композиционных форм и собственных средств выразительности информационных жанров газеты.

Языковые константы, присущие тем или иным композиционным формам, уже не рассматриваются как данные раз и навсегда, а могут варьироваться в зависимости от функционального стиля, от ситуации и участников общения.

Теоретически важным представляется предлагаемое в работе разграничение понятий композиционно-языковой и композиционно-речевой формы высказывания. Языковые константы, характерные для композиционно-языковой формы "описание", особым образом преломляются в газетно-публицистическом стиле. Эта форма, используемая в письменном дискурсе репортажа, имеет ряд особенностей, более всего отвечающих требованиям информационного блока газеты. В плане выразительности "описание" представляется одним из наиболее адекватных методов оформления ядерного высказывания репортажа.

Объектом исследования являются репортажи надрегиональной и региональной прессы Германии за период с 1995 по 2008 годы.

Язык репортажа рассматривается в книге как особый вид дискурсивной деятельности [Кубрякова, Цурикова 2004], имеющий ряд дифференцирующих особенностей. Дискурс печатного репортажа исследуется с позиций прагматического, семиотического, коммуникативно-когнитивного и когнитивно-дискурсивного подходов.

Особое внимание уделено анализу разных слоев словарного состава: имеется в виду соотношение книжной и разговорной лексики, использование просторечий или молодежного сленга. Для современного массмедийного дискурса характерно также обращение к невербальным способам передачи информации. Креолизованные тексты не просто информативны, но и обладают большей воздействующей силой.

При выборе языковых и неязыковых средств в качестве определяющих факторов рассматриваются тип издания, инициатор текста, категория автора и целевая аудитория. Учет именно этих факторов гарантирует выполнение социального заказа.

Монография состоит из четырех глав и приложения.

Первая глава "Письменный дискурс репортажа в свете когнитологии и прагматики" посвящена проблеме соотношения публицистического стиля и дискурса СМИ. В ней определяются статус и особенности письменного дискурса репортажа, который исследуется с позиций прагматического, семиотического и коммуникативно-когнитивного подходов. Особое внимание уделяется психолингвистическому и когнитивному аспектам взаимодействия автора и целевой аудитории.

Во второй главе "Проблема типологии композиционных форм" освещена не только историческая составляющая анализируемой темы, но предложено также рассмотрение композиционных форм в свете текстообразующих стратегий, сравнивается оценка роли композиционной формы "динамическое описание" в языке массмедиа с позиции отечественных и немецких исследователей. Кроме того, обосновывается возможность разграничения понятий "композиционно-языковая" и "композиционно-речевая" формы в контексте когнитологии.

В третьей главе "Структурно-композиционная схема репортажа" сопоставляются структура и композиция репортажа в отечественной традиции и в современной немецкой прессе, анализируется проблема чистоты жанра, рассматриваются языковые средства создания репортажа и критерии их выбора, выявляются функции авторского "я".

Четвертая глава "Особенности функционирования композиционной формы "динамическое описание" в репортаже (на материале центральных и региональных газет)" посвящена сопоставительному анализу стилистических, лексических и синтаксических средств экспрессивности репортажа и "динамического описания". Особое внимание уделено креолизованным текстам как невербальным средствам выразительности в информационном блоке газеты.

В приложениях предлагаются тексты репортажей, иллюстрирующие ведущую роль автора в селекции языковых средств, а также иконические фрагменты креолизованных материалов.

Круг проблем, поднятых в монографии, представляет интерес для дальнейшего изучения. Он заключает в себе потенциальные возможности решения вопросов, находящихся на стыке таких наук, как риторика, когнитивная лингвистика, дискурс-анализ, медиалингвистика. Эти вопросы, напрямую связанные с языком СМИ, ждут своего решения, возможно, в ближайшей перспективе.

Автор выражает глубокую признательность рецензентам -- доктору филологических наук, профессору кафедры немецкого языкознания филологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова М.Н.Володиной и доктору филологических наук, профессору кафедры английского языкознания филологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова Н.Б.Гвишиани.


Об авторе
Ленкова Татьяна Александровна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. Защитила диссертацию по специальности «германские языки» на кафедре немецкого языкознания филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Занимается вопросами медиалингвистики, лингвистики текста и психолингвистики.

Страницы